Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?

Давно работая в вузе, могу отметить, что отношение к учебе у большинства студентов резко изменяется от первого курса к старшим курсам. К сожалению, в худшую сторону. Если на первом и отчасти втором курсе у многих еще по инерции действует школьная привычка регулярно что-то делать (все-таки проверяют), то к старшим курсам студенты морально опускаются до полных лентяев, которые не могут заставить себя даже ходить на занятия. Это и понятно: на старших курсах, когда читаются более специализированные предметы, уже нет регулярных домашних заданий, а упор делается на сознательность учащихся - раз ты выбрал эту специальность, в твоих же интересах ее осваивать. Так должно быть. Но так не есть на самом деле.

Причиной такого плачевного положения вижу саму систему массового образования и воспитания. Основная ее черта - безответственность. Родился ребенок, только научился ходить и говорить - тут же отдают его в садик, перекладывая ответственность за его воспитание на чужую тетю. Не потому, что не хватает на жизнь; заработать - это обычно оправдание. Чаще всего отдают потому, что не хотят заниматься детьми. Легче сдать его на целый день в садик, как в камеру хранения, избавившись от ответственности. Ведь легче же переложить ответственность за своего ребенка на государство. Ну не себя же потом обвинять!

Отходив несколько лет в садик, начинается школа. Кто из детей ее любит? Ничтожное меньшинство. Потому что это скучая обязаловка. А главное - нужная не ученику, а учителю. Именно учитель заставляет учеников что-то делать. Вот они и изображают учебу, чтобы получить минимальный балл. Единственный школьный способ - принуждение. Именно в школе у учеников окончательно закрепляется привычка, что ответственность за тебя несет другой.

Конечно, советская школа, была намного лучше нынешней, и я сам ее хорошо помню (лично мне повезло со школой!). Но ее нет и уже не вернуть: нет ни советской идеологии, на которой она держалась, ни советских учителей, ни советских детей. Поэтому буду говорить о нынешней школе. А она, помимо пресловутой «социализации», о которой писал применительно к садику, кажется, имеет только одни минусы.

В школе происходит окончательное уничтожение естественной любознательности ребенка. Школа закрепляет привычку быть частичкой толпы почти без личной ответственности. Пусть за меня учительница отвечает. Она учит, она задает задания, она проверяет. Задаст - выучу, не задаст - не выучу. Так ребенок становится не только не способным к самостоятельному обучению. Страшнее всего то, что он становится не способным к самостоятельному целеполаганию. За него все время кто-то должен принимать решения, его дело - только исполнять. А зачастую и имитировать исполнение. Если в школе это выглядит не так абсурдно, то во взрослой жизни - сполна.

Мне не раз доводилось видеть таких выпускников школ, которых мамы приводили в приемную комиссию, расспрашивая о поступлении, а они в это время мялись за ее спиной. Пусть мама принимает решение. И это в 17 лет! Потом эти, с позволения сказать, студенты 5 лет просиживают в вузе, вообще не понимая, что они здесь делают, и у которых полностью отсутствует интерес к профессии. Поскольку я достаточно давно преподаю в вузе, то наблюдаю это регулярно. И если на первом-втором курсе по инерции еще работает школьная привычка, то к последним курсам, когда нужна именно вдумчивая самостоятельная работа, большинство студентов оказываются совершенно беспомощными. Но именно это и будет нужно в жизни - самостоятельная постановка задач, поиск средств для ее решения, наведение «мостов», общение со специалистами, анализ результатов и т.д. Но этого они не умеют. Их так приучили садик и школа.

Какую глупость совершают родители, когда не задумываясь пускают своего ребенка по привычной траектории садик-школа-институт! Как же они калечат его душу! Я вовсе не против садиков, школ и институтов. Как вспомогательные инструменты - пожалуйста. Но я за воспитание детей прежде всего родителями. Именно родители должны дать своему ребенку образование. Да, именно родители. Только они могут вложить в ребенка тот образ, который соответствует их представлениям о жизни. А ведь это главная задача образования. Изучение наук - это лишь прилагается, это прикладные инструменты. Но нити образования должны быть прочно в родительских руках. Тем более в нынешних условиях.

Однако сплошь и рядом родители ориентируются, я бы сказал, на «воспитание-light». Мол, наше дело - кормить, одевать и баловать, а все остальное нам обязано предоставить государство - образование, трудоустройство, зарплату, пенсию. С такой позицией я сталкивался неоднократно. Как же она удобна - я ни за что не отвечаю. Только плоды ее очень горьки и печальны. Ибо то, что сейчас называют социализацией, является дебилизацией.

Современная школа именно дебилизирует. Речь не только западных веяниях вроде «секспросвета». Современная школа вообще не дает никаких представлений ребенку, но при этом закрепляет в нем какое-то моральное иждивенчество. А могут ли умственные иждивенцы, полностью зависимые от чужого мнения и ждущие чужих решений, быть опорой Отечества?

Евгений Чернышёв, Донецк
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

11. Ответ на 10., рудовский:

+ информатика

Была уже в советское время (хотя и под конец; у меня, правда, была ещё в 70-е, но это - маткласс: у нас в старших классах вместо труда было программирование). Большей частью - профанация (как тогда, так и сейчас), не более того.

+ больше прежде не изучаемой литературы, литературы

Какой именно? Хлам какой-нибудь, главным образом? И для него, небось, что-то выкинули из классики?

+ опк

Я когда-то был большим сторонником ОПК. Столкнувшись с практической стороной вопроса, ныне являюсь - в том виде, как это происходит на практике - противником этого предмета. У меня младшие ходят в воскресную школу и там же в хоровой класс, этого более чем достаточно.

+ больше шансов изучать перспективный язык (английский это или еще какой - это уже где кому как).

В чём выражается это "больше шансов"? Да, преподавание иностранных языков было в советское время одним из слабых мест. Не вижу, что в этом плане что-то изменилось в лучшую сторону. Кроме того, само словосочетание "перспективный язык" как-то дурно припахивает. "Больше шансов" - тоже что-то странное.

Сумму считайте сами.

Сумма резко отрицательная, если брать всю систему в целом (я даже больше скажу: назвать нынешнюю систему образования системой - это излишне комплиментарно по отношению к ней).

10. Re: Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?

Туляк + информатика + больше прежде не изучаемой литературы, литературы + опк - астрономия - нормальные уроки труда + больше шансов изучать перспективный язык (английский это или еще какой - это уже где кому как). Сумму считайте сами. А поправил потому, что у Карпова ощущения не было, но у кого оно было. *** глас кухни отчасти не согласен. *** Андрей Карпов, так и я о том же: это у вас опыт такой - у кого опыт другой.

рудовский / 02.12.2016

9. Ответ на 6., Туляк:

глас кухниа с чего вы решили, что знаете, чего жаждет подавляющее большинство? А что,вы,не согласны?

глас кухни / 01.12.2016

8. Ответ на 1., Андрей Карпов:

Я так интенсивно не учился, как учатся мои дети.Они выносят из школы на порядок больше знаний, чем я. При этом они - не отличники.Подозреваю, что средний "вынос" знаний из школы сегодня гораздо выше, чем во времена СССР.Дети более мотивированы. За бесплатное обучение в вузе приходится бороться.Да и сама система ОГЭ, ЕГЭ в старших классах выстроена так, что человек воспринимает обучение как единый процесс, идущий на конечный результат. В моё время такого ощущения не было.

Школы очень разные. Каждый выбирает по своему вкусу.

Lucia / 01.12.2016

7. Re: Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?

К старшим курсам большая часть студентов – не только мальчишки, но и девчонки - уже работают, и поэтому уровень посещаемости занятий, конечно, падает. Говорить, что они «морально опускаются до полных лентяев» – нелепо. Кто-то уже создает свою семью, кто-то не хочет сидеть на шее родителей, кто-то пытается подыскать место будущей работы. Не все, конечно, работают по специальности, но РАБОТАЮТ.

_Ольга_ / 01.12.2016

6. Ответ на 4., рудовский:

глас кухниа с чего вы решили, что знаете, чего жаждет подавляющее большинство?

Ну, рудовский, ну артист))) А с чего Вы решили "поправлять ощущения" Андрея Карпова в его школьные годы?! И с какого перепуга Вы решили, что сегодня "есть возможность выносить" знаний больше чем в СССР, "однако далеко не все выносят больше"?!

Туляк / 01.12.2016

5. Ответ на 4., рудовский:

Что до знаний, то тоже не совсем так: сейчас есть возможность выносить больше, однако далеко не все выносят больше.

Не знаю, когда я учился, у нас до 8-го класса полкласса было обыкновенным болотом, которое в той или иной степени уклонялось от учебы. В классах, где учатся мои дети, таких учеников - единицы. Правда, надо сказать. это - гимназия. Так ведь школу сегодня можно выбирать.

4. Re: Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?

Андрей Карпов позвольте, чуть поправлю: в ваше время у вас такого ощущения не было. Что до знаний, то тоже не совсем так: сейчас есть возможность выносить больше, однако далеко не все выносят больше. *** глас кухни а с чего вы решили, что знаете, чего жаждет подавляющее большинство?

рудовский / 01.12.2016

3. Ответ на 1., Андрей Карпов:

Подозреваю, что средний "вынос" знаний из школы сегодня гораздо выше, чем во времена СССР.

Да уж....: https://goo.gl/VEqpi8 https://goo.gl/F5wYv4 https://goo.gl/j0I6ws

Туляк / 01.12.2016

2. Школа: образование или подготовка умственных иждивенцев?

Подавляющее большинство желают в будущем лишь потреблять. Просто одни более успешны в этом стремлении,а другие менее успешны (в силу разных причин). По настоящему увлечённых учеников,желающих искренне быть максимально полезными для окружающих,единицы. Ярмарка тщеславия правит.

глас кухни / 01.12.2016
Евгений Чернышев:
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Паспорт РФ для жителей Украины – воссоединение Русского народа
Житель Донецка Евгений Чернышев о несостоятельности аргументов критиков знаменитого Указа Владимира Путина
06.05.2019
Полусгоревший Нотр-Дам де Пари – напоминание нам
Макрон, стоящий в одиночестве в обгоревшем соборе, – символ современной Европы
22.04.2019
Контрацептивное сознание, или Демографический паралич
Именно из-за нас и нашего нежелания иметь детей Россия стоит на грани новой катастрофы, новой волны депопуляции
30.11.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от учитель
2020-06-01 00:19
Не ожидал
Новый комментарий от В.Р.
2020-05-31 22:26
COVID-19: От Поветрия до Пурги.
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 22:01
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 21:47
Бафомет – идол постмодерна
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 21:36
Где грань между доносом и борьбой за чистоту Церкви?
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-05-31 21:31