Святитель Николай Чудотворец родился около 270 г. в Ликии, что находилась на территории нынешней Турции (точнее около современного турецкого посёлка Гелемиш). А Ликия в то время относилась к провинции Патара, которая была греческой колонией. Почитается этот святой и католической Церковью. При чем на западе он почитается, как «Дед Мороз», то есть Санта Клаус (в переводе Святой Николай). А все потому, что согласно житию, святитель Николай преподнес приданое трём дочкам разорившегося богатея. Отсюда в католичестве произошли и рождественские подарки от Санта Клауса. Правда, современные Санта Клаусы почему-то много пьют, много жрут и ржут, как лошади. Поэтому православные относятся к западному образцу Деда Мороза, как к кощунству.
Интересно отметить, что существует два очень похожих жития святых Николаев - Николая Мирликийского и Николая Пинарского (Синайского), который также был родом из Ликии. В древности их даже путали. И не мудрено. Мало того, что они оба родом из Ликии, они также оба были архиепископы, и были канонизированы, как святители и чудотворцы. И до того перепутался биография святителя Николая Мирликийского с биографией Николая Пинарского, что несколько веков просуществовало заблуждение в том, что родителей Николая Мирликийского были Феофан (Епифаний) и Нонна, в жизнеописаниях приписывали к родителям Николая Патарского.
Из жизни святителя Николая Мирликийского долгое время оспаривался момент, когда на Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее (где был принят Символ веры) он ударил по щеке еретика Ария.
Впоследствии этот случай вошел в каноническое житие святителя, но тем не менее в церковной истории были профессора, которые оспаривали этот факт. Один из них был авторитетным церковным историком. Это профессор церковной истории, член-корреспондент Императорской Академии наук Василий Болотов (1853 - 1900 гг). Так вот он в своем монументальном труде «Лекции по истории Древней Церкви» писал следующее: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».
Были и такие профессора, что считали, будто святитель был кротким не мог ударить человека. Так профессор богословия протоиерей Ливерий Воронов (1914-1995), утверждал, что «заушение», «...не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой. При этом протоиерей Ливерий отмечал, что Православная Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над святителем Николаем». Какого суда? За что? На основании своего анализа лексики песнопений церковных Воронов выразил мнение, что Святитель Николай оскорбил Ария, назвав его «безумствующим».
Интересно, что факты удара Ария Николаем Мирликийским и суда над ним отсутствуют в житии святителя Николая, написанном СимеономМетафрастом в X веке и помещенном в Четьи-минеи. Не описывается это событие и в Великих Четьях Минеях святителя Макария. И лишь в конце XVII в. в Житиях святых митрополита Димитрия Ростовского впервые появляется случай пощёчины, доставшийся Арию от святителя Николая.
Ныне из исторических источников известно, что этот случай действительно был. Описал его грек Дамаскин Студит, который в XVI веке был митрополитом Навпактским и Артским в своей книге «Сокровище».
Интересно отметить также католическую традицию вывешивать на Рождество носки с подарками от Санта Клауса. Это происходит из предания о том, как святитель Николай подбрасывал трем девицам в окошко приданое - золотые монеты в мешочках. По католическому же преданию, это были не мешочки, а носки. Отсюда и произошел обычай вывешивать носки «от Санта-Клауса».
Целую книгу можно написать о том, какие детективные истории происходили с мощами святителя Николая. Так в 792 году с намерением их выкрасть турки взломали гробницу святителя, но ошиблись. Это была гробница другого святителя. Но в устрашение туркам на море поднялась страшная буря и почти все их суда были разбиты.
В 1087 году барийские и венецианские купцы-католики также решили похитить мощи святителя Николая из турецкой Ликии и привезти их в Бари, в Италию. Они пытались подкупить стороживших мощи монахов, но те гневно отказались. Тода купеческая охрана связала их. Гробницу вскрыли. Мощи перенесли на корабль. Но освобождённые монахи сообщили горожанам о похищении мощей Николая Чудотворца. Народ побежал за похитителями, но было уже поздно...
Так 8 мая корабли прибыли в Бари, и скоро радостная весть облетела весь город. А 9 мая, мощи торжественно были перенесены в храм святого Стефана. По-видимому, сам святитель Николай желал пребывать своими мощами в Бари, поскольку перенесение святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию.
Однако и Ликию святитель не оставил. Так получилось, что не все части мощей были выбраны из гробницы. Часть мощей осталась и до сих пор хранится в Турции в храме святого Николая.
Игорь Евсин, православный писатель, г. Рязань
Источник: ИМ ЗЕРНА