Привлечение науки для трактовки событий религиозной жизни способно обогатить аргументацию, которая объясняет пути праведной жизни. Например, если мирянин во время поста руководствуется объяснением своих действий на основании текстов святоотеческой литературы, то это хорошо. Однако же для какой-то части прихожан эти утверждения обретают много большую глубину тогда, когда они знают, что наука способна подтвердить как бы «на молекулярном уровне» пользу поста и молитвы. Например, если человек заболел, если у него острое воспаление и температура 39 градусов, то именно пост, вплоть до голода способен остановить пожар болезни, поскольку он стимулирует естественные противовоспалительные процессы. А о том, что молитва может исцелять психические и соматические заболевания существует огромная научная литература.
Поэтому, автор убежден, что обращение к науке - это не грех, а обращение к фактам, которые поддерживают Православие.
Опыт показал, что содержание этого очерка большинством читателей воспринимается с некоторым напряжением. Оно идет не из-за сложности темы, а из-за непривычности терминологии, но избежать этого невозможно...
Итак, необходимо дать определение жизни и сделать попытку разобраться в ее сути, в ее основных свойствах. Зачем и кому это нужно?
Автор убежден, что только понимание сути феномена жизни, позволит увидеть тот единственно правильный путь социального развития России, который соответствует ее историческому предназначению. Более того, именно через понимание главных черт естественной социальной жизни станут понятны «технологии» создания здоровой социальной среды, которая позволит с позиции высших интегративных процессов взглянуть на стратегию управления событиями социальной жизни и тем самым даст основание для строительства процветающего государства....
А благодаря достаточно глубокому пониманию наиболее существенных процессов жизни у всех, кто серьезно причастен к государственному управлению, кто занят социальной инженерией, а также все, кто интересуется глубинными проблемами общественного развития, появится предельно адекватное понимание критериев успешности в социальном строительстве.
Сегодня не существует удовлетворительного определения жизни. Ученые не смогли одолеть этот барьер скорее всего из-за того, что по сей день в науке доминирует аналитический подход в познании сложных явлений биологии и социологии. Между тем, методология баланса между синтезом и анализом должна быть основой решения сложных проблем науки о развитии жизни - только такой подход может дать ключи к их системному решению.
Более того, тайна жизни не может быть решена сколь-нибудь удовлетворительно без обращения к религии. А вряд ли кто-то из ученых, занимающихся данной проблемой, обратился к Библии, как источнику истинных знаний.
Наши же суждения по этой теме могут показаться странными, но поскольку мы стремились, в первую очередь, дать хорошее основание для усовершенствования практики социального строительства, то именно этим и можно оправдать наш необычный подход к определению сути жизни. Но возможно, что в этом подходе есть некое преимущество перед тем, что было ранее сказано по этой теме учеными и философами.
***
Таким образом, перед автором стоит задача, избегая общих мест, рассказать о сути жизни, признавая, что без опоры на тексты Священного Писания продуктивный разговор на эту тему невозможен.
А сначала вспомним первого Первосвященника Ветхого Завета Аарона. В согласии с классической христианской иконографией Аарона - это длиннобородый старец с жезлом, который способен ожить, то есть с жезлом, у которого появились ветки и листья. А на его груди изображен наперсник, украшенный двенадцатью драгоценными камнями.
Остановим внимание на этом образе. Неживой жезл зацвел, стал живым. Нечто мертвое превратилось в живое.
А на груди у Первосвященника 12 различных драгоценных камней.
Мы помним, что в середине груди расположен «сердечный центр» человека...
Но прервемся и зададимся совсем странным вопросом из далекого будущего. Каковы условия превращения человека в соработника Бога?
«Когда внимание сойдет в сердце, то привлечет в одну точку все силы души и тела», - говорил Симеон Новый Богослов...
Внимание - это уважение к чему-либо. «Внимание сойдет в сердце» - это уважение человека к своей личности. Особое уважение к своей личности - это исихия. Это состояние, которое дает человеку сверхвозможности...
«Сердце», сердечный центр человека.
Удивительно и то, что как мало людей знает о неком принципиальном качественном отличии Восточного христианства, т.е. Православия от его западной ветви. В Православии в течение тысячелетия, с IV по XIV век пошагово создавалась особая религиозная технология, в согласии с которой человек открывался Божественной благодати. В философской литературе о значении восхождения к инобытию писали А.С.Панарин [1] и С.С.Хоружий [2, 3].
Христианин, овладевший искусством молитвы, знает, что есть сердечное внимание и что есть умное сердце, а еще он знает, как молитва «головы» способна соединиться с молитвой «сердца».
Далее автор будет обращаться к положениям восточной философии, к языческому мировоззрению, однако же, разумеется, не с позиции агитации «за», а с позиции «рациональной аналитики».
Знакомясь с восточными учениями, знакомясь с фактами, которые получены учеными при работе с монахами Шаолиня, с тибетскими ламами, с йогами - следует понимать, что отношение к ним может быть, например, с позиции Православия, а может быть с позиции науки. Наука должна стремиться дать фактам, которые выходят за рамки обыденности, вполне рациональное объяснение - на то она и наука. Поэтому ученый не должен уходить от попыток разобраться в фактах, которые есть часть иной цивилизации.
Напомним, что если наука работает адекватно, то она обязательно будет укреплять Православие.
Христианство относит индуизм к язычеству. Это верно не смотря на то, что индуизм основан на единобожии. Об этом будем далее говорить. Мы считаем, что такого рода разговор полезен, поскольку он позволяет улавливать глубинные различия христианства с восточными религиями...
Большинство же читателей, скорее всего, знают, что в согласии с индуизмом в середине груди человека расположен двенадцатизвенный пранический центр, то есть центр, который дает жизненную энергию человеку. А в согласии с представлениями христиан - именно в центре груди расположена душа человека.
В согласии с индуизмом «душа» состоит из 12 различных таттв, то есть из 12 «Первостихий» («Первоэнергий»), которые органично связанны между собой. Они связаны между собой подобно тому, как в кванте света связаны между собой электрические и магнитные поля.
Ну так ведь понятно же, что 12 драгоценных камней, расположенных в середине груди Первосвященника Аарона, говорят о знании того, что душа человека, которая там находится, состоит из 12 разнокачественных стихий...
А далее сделаем попытку подойти к представлению о сути жизни через понимание того, что существуют два плана бытия - духовный и материальный и что в духовном мире существует органично единая система, которая связывает между собой 12 разнокачественных Первоэнергий. Через смену активности в каждой из этих таттв берут начало работы «Часы жизни», которые собственно и определяют ее свойства. Именно через представления об этой духовной единице и следует понимание неких главных черт биологических и социальных систем...
Далее перейдем к фактам науки.
Есть знания общеизвестные среди специалистов, но которые не стали достоянием общественного сознания. Например, студенты биологических ВУЗов ко второму-третьему курсу должны знать, что процессы в каждой из функциональных систем организма проходят волнообразные циклы. За периодом подъема, обязательно следует спад, после которого следует плавное включение в работу иной функциональной системы. В свою очередь, она также доходит до своего максимума и угасает. Именно угасание одной системы служит сигналом для включения в активную работу следующии функции организма. Так работают материальные «Часы жизни», которые проявляют себя через биоритмы. Они должны отражать свойства своего «полевого двойника».
Суждения же о «Часах жизни» позволяет достаточно детально уловить основной принцип организации биологических и социальных систем.
Это не очень просто представить. Поэтому о том же расскажем другими словами. Качественное отличие живого от неживого состоит в том, что в неживых процессах некое явление происходит по принципу - подъем и необратимый спад, который характеризуется возрастанием хаоса, как говорят ученые: в неживой системе происходит возрастанием энтропии. Так вот, в живых системах существует антиэнтропийная защита, которая заключается в том, что по мере возрастания хаоса обязательно включается в активную работу система смежная, система качественно иная - именно она и позволяет «удерживать на плаву» каждую из функциональных единиц организма.
С этих позиций становится понятным определение жизни (социальной жизни) данное в Евангелие. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую как кристалл, исходящую из престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов» [Откр. 22:1-2].
Собственно в этих словах открыт механизм, который ускользает и от социологов, и от биологов, и от всех поисковиков, стремящихся к строительству образцов совершенной социальной жизни. В этом определении рассказано о божественном устройстве жизни. Рассказано о Часах жизни и о том, что в живой системе в определенный период времени идет поддержка свыше. Каждая из систем материального организма в такт со своей работой получает некую «подпитку» из мира невидимого. Организм получает «плод свой в каждый месяц - для исцеления».
Возрастание хаоса - это как бы процесс ухода в небытие, но каждый из организмов устроен так, что он, в определенный промежуток времени, получает нечто для исцеления, для противостояния смерти.
Если происходит отрыв видимого организма от невидимого, то он перестает жить. Тонкость же этой ситуации заключается в том, что душа человека может, не теряя связи с материальным телом потерять связь с Богом - так появляется феномен «мертвых душ». Сегодня он превратился в главную беду человечества, он захлестнул почти весь социальный мир...
Опираясь на это представление и на многое другое, можно сказать, что жизнь - это органично единая полевая система, которая объединяет между собой 12 разнокачественных стихий-качеств (таттв), связанных между собой в единый механизм, который уместно назвать Кругом согласия.
Это и есть духовная (полевая) матрица биологических и социальных организмов - она обязательно должна находиться в постоянной связи с Высшим Творящим началом Вселенной, то есть с господом Богом.
Это и есть та духовная матрица, способная «творить формы» живых существ, а форма, как известно, неотделима от содержания.
Это и есть та матрица, на которой записана информация о развитии организма и о его родовой памяти, о его психологических задатках...
Автор убежден, что именно особенности устройства полевой двенадцатизвенной матрицы и определяют основные свойства жизни.
Можно утверждать, что эта система принадлежит неисследованным наукой «живым полям» метафизического мира, и можно также утверждать, что ни одна из серьезных проблем биологии, медицины, психологии и социологии не будет разрешена, если в сознание исследователей не войдут представления о полях жизни и о их божественном устройстве. И в то же время нужно помнить, что о ней знают представители всех основных религий. Чрезвычайно устойчивая во времени «полевая единица жизни» способна индуцировать в материальном мире структуры соответствия, с которыми она поддерживает устойчивую связь, а все качества материальной живой системы прямо зависят от свойств породившего ее «духовной матрицы».
Для продуктивного разговора на эту тему необходимо выработать-овладеть языком, который, по мнению автора, еще не разработан, обсуждать же эти проблемы на языке науки весьма сложно. Но ничего не поделаешь.
Идеальную, предельно упрощенную элементарную полевую конструкцию, которая обладает потенцией жизни, уместно назвать Квантом жизни. Он должен являть собой минимальный механизм Круга согласия, в котором собственно и сфокусированы главные качества жизни. Каждая из 12 таттв (стихий) этой системы расположены по условному кругу, по которому циркулирует энергия действия.
Подобно тому, как в электромагнитном кванте спад пиковой активности энергии электрической индуцирует подъем энергии магнитной и наоборот, так и в Кванте жизни падение активности одной из 12 стихий способно возбуждать энергию действия в стихии смежной. А когда, в свою очередь, за подъемом активности смежной таттвы последует ее неизбежный спад, то он обязательно стимулирует подъем активности стихии следующей, каждая же из них расположена в строгой очередности. Именно поэтому работу Круга согласия можно признать эквивалентной отсчету времени в Часах жизни. Условная единица времени в них - это период активности каждой из 12 Первостихий.
Таким образом энергия действия полевой системы не исчезая циркулирует, последовательно захватывая все 12 качеств Круга согласия.
Прохождение полного рабочего цикла всех 12 стихий жизни, возвращает их в исходное состояние.
То есть подъем активности и последующей ее спад в каждом функциональном блоке как полевого, так и материального организма, обязательно включает в работу следующую единицу двенадцатизвенного цикла. Так по кругу, происходит сопряженное включение в работу всех двенадцати функциональных комплексов этой системы. Активность же полевых единиц жизни, проявленная в материальном мире, может быть фиксирована как работа естественных биоритмов организма...
Итак, автор убежден, что фундаментальные свойства и «полевой жизни», и «живой материи», завязаны на особенности устройства Круга согласия.
Тема эта крайне значимая, поэтому повторим сказанное словами, способными сжать смысл обсуждаемой темы: спад (хаотизация) одной работающей системы организма обязательно включает в работу его смежные, качественно иные функциональные комплексы, а все они замкнуты в единый двенадцатизвенный «круговой» и, значит, цикличный механизм.
Именно это свойство живых систем позволяет им непрерывно поддерживать в себе «огонь жизни». И именно это положение дает посыл к пониманию процессов, которые определяют полный набор главных качеств жизни...
Исходя из этих знаний, уместно еще раз задаться вопросом, что же собой представляют «Часы жизни» человека? По всем признакам они и есть проявленные свойства его духовно-душевной организации. Душа человека дает ему материальную жизнь.
Дерзнем задаться вопросом: из чего она состоит? Об этом вряд-ли простые смертные смогут узнать во всей полноте, но строить те гипотезы, которые выведут поисковиков к практике успешного социального строительства - это вполне реальная задача...
Сложно рассуждать о том, о чем даже в религиозной среде нет однозначного мнения. Однако особая логика духовной литературы, которая фокусирует внимание на сердечном центре человека, говорит о том, что его душа - это бестелесная конструкция, которая органично объединяет между собой 12 качественно различных стихий (таттв). Каждая из них имеет прямое соответствие с одной из 12 функциональных систем организма и поддерживает их активность в согласии с движением «стрелок» в Часах жизни. Таким образом, связь между миром материальным и миром духовным осуществляется за счет резонансного соответствия между 12 функциональными комплексами «организма телесного» и его биополевой организацией.
Еще раз. Видимые, то есть материальные проявления, встроенного в организм механизма Круга согласия, который обладает свойством «Часов жизни», - это результат работы их невидимого, бестелесного «двойника».
Соответственно, все сказанное убеждает нас в том, что именно видимые и невидимые проявления работы Круга согласия должны подводить поисковиков к пониманию сути жизни.
Двенадцать полутонов - это музыкальная октава. Можно предполагать, что социальная Октава, состоящая из 12 разнокачественных единиц - это и есть ключ к пониманию того, как написать будущую симфонию социальной мира...
Цитируем книгу святителя Василия, епископа Кинешемского:
«На первом плане всегда, везде, во всем - Бог, позади, после всего - мир и его требования. Покаяние требует создания нового единого центра в человеке, и этим центром, куда сходятся все нити жизни, должен быть Бог.
Когда человек сумеет спаять все свои мысли, чувства и решения с этим единым центром, тогда из этого и создается та цельность, монолитность души, которая дает громадную духовную силу. Кроме того, человек с таким устремлением ищет исполнения только воли Божьей и, в конце концов, может достигнуть полного подчинения или слияния своей слабой человеческой воли с всемогущей волей Творца, и тогда сила его вырастает до божественной силы чудотворной, ибо тогда действует не он, но в нем действует Бог» [4, с. 55].
Живая Община будет обязательно иметь свой «сердечный центр», который способен создать монолитную цельность социального организма, который позволит спаять все мысли и чувства сочленов Общины во исполнение воли Божьей. Тем самым она станет тем чистым «социальным кристаллом», который включит процесс Преображения социального мира.
Состоять же Община должна из 700-1000 человек и обязательно будет она отличатся от любой иной из общин тем, что в ней будет создана та абсолютно необходимая для любого социума будущего Нового мира особая конструкция, которая сделает ее живой, которая обеспечит ее надежную связь со своим духовным «двойником»...
[1] - Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002.
[2] - С.С.Хоружий «Православно-аскетическая антропология и кризис современного человека». http://www. pravoslavie.ru/sobytia/chelovekkonf/horuzhy.htm
[3] - С.С.Хоружий «Что такое SYNERGEIA? Синергия как универсальная парадигма: ведущие предметные сферы, дискурсивные связи, эвристические ресурсы», Вопросы философии, 2011, № 12.
[4] - Святитель Василий, епископ Кинешемский, «Беседы на Евангелие от Марка», М., «Отчий дом», 1996.