itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Ответ Евгению Чернышеву

0
764
Время на чтение 6 минут

В своей статье «В защиту профессора А.И.Осипова из-за опасности магического восприятия таїнства Евхаристии», опубликованной на РНЛ, Е.Чернышев пишет следующее: «По мнению проф. А.И.Осипова, термин «пресуществление» неверен, а это, как подробно излагает (Синодальная) Комиссия, недопустимо. «На Константинопольском Соборе 1591 г. было подтверждено учение о сущностном преложении Св. Даров, и термин «пресуществление» был объявлен идентичным термину «преложение». Решения Константинопольского Собора были приняты в Русской Церкви Патриархом Адрианом. Ни в одной Поместной Церкви, ни на одном церковном Соборе термин «пресуществление» не был отвергнут или осужден в качестве неправославного», - заключает Комиссия». «Насколько помню из выступлений Алексея Ильича,- утверждает Чернышев, - он действительно возражает против того, что сущность хлеба и вина превращается в сущность Тела и Крови Христа, поскольку Его материальное Тело состояло из тех же элементов, как и все остальные тела. Он возражает не против самого факта, что мы причащаемся істинного Тела и истинной Крови Спасителя, что он многократно подчеркивает, а против того, что в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую, что следует из термина «пресуществление».

В связи с этими высказываниями можно дать следующий совет Евгению Чернышеву: при рассуждениях о православных догматах советуем Вам читать не только сочинения проф. А.И.Осипова или слушать его лекции, но и знакомиться с другими источниками. В частности, в данном конкретном случае Вам бы следовало более внимательно прочитать заключение Синодальной библейско-богословской комиссии, на которое Вы сами ссылаетесь. Тогда бы Вы узнали, что:

Во-первых, «в период полемики с протестантизмом Православной Церковью было соборно прийнято употребление термина "пресуществление". Это произошло на Иерусалимском Соборе 1672 г. и Константинопольском Соборе1691 г. В частности, последний Собор подвергает противников термина "пресуществление" самым строгим каноническим прещениям; решения Собора были реципированы Русской Православной Церковью и включены в Догматическое послание Патриарха Московского и всея Руси Адриана. С этого времени термин "пресуществление" становится обычным в православной евхаристологии».

Таким образом, термин «пресуществление» не просто принят Патриархом Адрианом, а был реципирован Русской Православной Церковью. А это значит, что допустимость его употребления является учением нашей Церкви. Теперь сравните учение Православной Церкви, которая непогрешима, с, как Вы совершенно правильно пишите, мнением; мнением человека, который может погрешать! И кто же из них прав?! Непогрешимая Церковь или проф. Осипов?!

Во-вторых, в Заключении Синодальной комиссии специально для Вас сказано: «Употребление в православном богослови термина "пресуществление" не является попыткой раціонально объяснить тайну Евхаристии. В "Послании восточных Патриархов", основанном на Деяниях Иерусалимского Собора 1672 г., подчеркнуто: "Веруем, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие могут быть следствием только безумия и нечестия; но [этим словом] показывается только то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного, и не случайная какая-либо принадлежность хлеба и вина прелагается в случайную принадлежность Тела и Крови Христовой, каким-либо изменением или смешением, но, как выше сказано, истинно, действительно и существенно хлеб бывает самим истинным Телом Господним, а вино - самой Кровью Господней" (Догматические послания православних иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. Троице-Сергиева Лавра, 1995. С. 180-181).

Таким образом, Евгений, как видите, Ваше и проф.Осипова возражение «против того, что в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую, что, якобы,следует из термина пресуществление», - совершенно неосновательно. Ибо согласно православному учению о сем термине: «Словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие когут бать следствием только безумия и нечестия».

Поэтому говоря о пресуществлении св. Даров, мы имеем в виду отнюдь не превращение одной сущности в другую (тем более, - магическое, что вообще крайне нечестиво). А лишь исповедуем ту общеизвестную православным истину нашей веры, что до слов священника: «Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь», - на св.престоле были хлеб и вино; после же сих слов на нем уже истинные Тело и Кровь Христовы. Или, как сказано в Догматическом послании православных иерархов: «Истинно, действительно и существенно хлеб бывает самим истинным Телом Господним, а вино - самой Кровью Господней"! Таким образом термином «пресуществление» мы исповедуем лишь это, и не более того!!! Образ же преложения или пресуществления св. Даров нам неизвестен, и пытаться его узнать православие нам воспрещает.

Когда же Вы нарушаете этот запрет и начинаете фантазировать на тему ложного, не православного истолкования термина «пресуществление»: якобы, как Вы говорите, из него следует, что «в какой-то момент времени происходит превращение одной сущности в другую», - вы как раз пытаетесь дать образ преложения св. Даров. Хотя, еще раз повторю православное учение: «Образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, нельзя постичь никому, кроме Самого Бога, и усилия желающих постичь сие когут бать следствием только безумия и нечестия». Под кое соборное прещение Церкви Вы и попадаете.

Замечу, что все эти догматические истины особенно актуальны в преддверии Великого Четверга, когда будет вспоминаться установление Господом нашим Иисусом Христом на Тайной Вечери Таинства Евхаристии. Весьма желательно, чтобы в этот, да и во все другие дни, мы, верные чада Православной Церкви, участвовали в сем Таинстве не только с чистой совестью, но и с православным исповеданием веры, которое содержит наша Православная Церковь, - особенно относительно самого Таинства Евхаристии!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

23. Ответ на 22., Lucia:

Никогда не могла понять, зачем нам Осипов, если есть св.преп.Иоанн Дамаскин.Может, собор собирают для обсуждения ереси Осипова?

Может быть. Однако забавно: Основное заседание Невосьмого Собора 18.06.2016 год 666+666+666+6+6+6 месяц 6 день 6+6+6
М.Яблоков / 24.05.2016 11:02

22. М.Яблоков:

Никогда не могла понять, зачем нам Осипов, если есть св.преп.Иоанн Дамаскин. Может, собор собирают для обсуждения ереси Осипова?
Lucia / 22.05.2016 13:02

21. 20.владу7.

Уважаемый влад7. Какой "нрав" у "природы" стали,мне неизвестно,да и неинтересно знать. Зато хорошо известно какого Нрава Христос. Кроткого. Кроток и смирен СЕРДЦЕМ,потому что Бог, по ПРИРОДЕ СВОЕЙ, ЕСТЬ ЛЮБОВЬ СОВЕРШЕННАЯ. Если Вы не видите разницы,искренне жаль,однако, в этом случае говорить, не о чем. Всего доброго.
Писарь / 22.05.2016 09:37

20. Ответ на 16., Писарь:

Под сущностью,то, что этот нрав определяет,главное в нем.Его Сердце.

У природы стали какой нрав? Суровый? :)
vlad7 / 22.05.2016 02:22

19. 18.М.Яблокову.

Уважаемый М.Яблоков. Таинство Евхаристии совершается в Царствии Небесном. Откройте Древний Патерик, отцам-пустынникам было открыто как это на самом деле происходит. Ангелы младенца закладывают,то же самое происходит и в Алтаре,поелику Алтарь неотъемлимая часть Царствия Небесного. Чудесным образом меняется все. Источник. Природа. Сущность. Ипостась. А то что вид остается хлеба и вина,так только по немощи нашей. Вы младенца сможете съесть? Вы лично? Я нет,мне достаточно знать что за жертву мы пожираем,отсюда у человека должно возникнуть соответствующее отношение,к Тому, Кто Сына Единородного Дал на съедение,нам с Вами,с том числе. Дал есть во Спасение. Такова Сущая Правда и Святая Истина. Где разумеется природа и сущность нераздельны поелику одного Источника,одного Духа. Однако, не так в человеке,природа которого повреждена первородным грехом,потому сущность Человека-ПРОТИВОРЕЧИВА,чего нет и быть не может в Природе Бога. Потому не валите все в одну кучу-тварь и Творца. Если же говорить о терминах,которые используются в ПРАВОСЛАВНОМ богословии, применительно к Таинству Евхаристии, то термин "преображение" используется наряду с другими,с "пресуществлением" в частности,мне лично ближе термин "претворение" или точнее "перетворение",поелику Духом Святым,что означает творческий акт абсолютный и совершенный,а не так что все поменялось,а ипостась-образ нет. Поменялось все. Можете не сомневаться. Как? Вот это точно не нашего ума дело.
Писарь / 21.05.2016 16:52

18. Ответ на 17., Писарь:

Если, при пресуществлении, не происходит преображение природы хлеба и вина,как Вы утверждаете,но перемена сущности,без перемены природы,то верно допустить за хлебом и вином,наличие духовной природы,нрава.За вином, к примеру, буйного.Да вот до чего может довести человека,увлечение Платоном,до "вакханалии",прямо в лапы известно кому.

Преобразиться и обожиться может только человек, как образ Божий. Хлеб и вино не преображаются и не обоживаются, а пресуществляются во время литургии. Так что это у вас хлеб и вино оживляются и приобретают душу, не надо валить с больной головы на здоровую. Природа и сущность - одно и тоже, вам уже на это тоже ответили, но вы тупо игнорировали. Язычество - это смешение сущностей. Вечный эволюционизм и инволюционизм на основе одной и той же субстанции. Что вы и исповедуете. Плавный переход от духа к материи и назад. Классический материализм. Блавацкая, кстати, себя материалисткой называла.
М.Яблоков / 21.05.2016 04:02

17. 11.М.Яблокову.

Если, при пресуществлении, не происходит преображение природы хлеба и вина,как Вы утверждаете,но перемена сущности,без перемены природы,то верно допустить за хлебом и вином,наличие духовной природы,нрава. За вином, к примеру, буйного. Да вот до чего может довести человека,увлечение Платоном,до "вакханалии",прямо в лапы известно кому.
Писарь / 20.05.2016 15:36

16. 10.vIad7.

Уважаемый vIad7. Если мы говорим о духовной природе чего-либо,а мы говорим именно о ней, то под природой, всякого духовного явления понимаем его нрав. Под сущностью,то, что этот нрав определяет,главное в нем. Его Сердце.
Писарь / 20.05.2016 15:17

15. Ответ на 14., vlad7:

К чему весь этот спор?Ведь на носу - собор!К тому тут весь сыр-борЧто ереси совсем замыли обзор.

Замылили обзор
vlad7 / 20.05.2016 12:56

14. Ответ на 12., боец:

К чему весь этот спор? Ведь на носу - собор! К тому тут весь сыр-бор Что ереси совсем замыли обзор.
vlad7 / 20.05.2016 09:44
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Образец великого борца за Россию и русскую литературу
Новый комментарий от Мирянин
27.11.2022 03:37
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Наблюдатель
27.11.2022 02:39
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от E.O.
27.11.2022 00:48
Нам нужны заметные, прорывные результаты
Новый комментарий от Адриан Послушник
26.11.2022 21:07
1000 объектов на Украине принадлежат российским олигархам
Новый комментарий от наталья чистякова
26.11.2022 17:22