«Кара Божья», старообрядцы и неизбежность единения русских церквей

0
665
Время на чтение 5 минут

Мама у меня живёт в деревне недалеко от Казани, и топит избу дровами. Так ещё отец покойный рассудил, ведь газ могут и отключить, если лихие времена вдруг настанут, а дрова - всегда найдутся в наших краях.

И заготовка и колка дров у нас в деревне - своеобразная семейная забава, а не какой-то тяжкий труд.

Вот, колю я как-то дрова. Вечер воскресного дня, конец первой недели Великого поста - Торжество православия.  Хорошо так колются - одной левой! Правой рукой ставлю на попа полешко, выпрямлюсь - хрясть! Наклонюсь, поставлю, выпрямлюсь - хрясть опять с левой!  Как на конвейере. И, вот, уж выпрямился и замахиваюсь на очередное полено, а оно начни падать - правая инстинктивно попридержать, а замах левой - не успел остановить - ну и тюкнул совсем слегка по кисти колуном ...

В понедельник ещё суета с утра, а во вторник - думаю, пост ведь идёт - надо помолиться на иконы до начала дня. И - на тебе - пальцы на повреждённой руке как положено - не складываются. Так и крестился двоеперстием, как старообрядцы.  И только тут стал рефлексировать - почему же так получилось? И точно понял, ведь вторая неделя поста пошла, а я не то что в день Торжества православия в церкви на литургии не был, дровами занялся, а и на чтение покаянного канона Андрея Критского не приходил в предыдущий  вторник, и всю первую строгую неделю в суете пустой провёл.

Вот, в следующее воскресение уже пошёл на литургию, в нашу Варваринскую церковь, прихожане знакомые после службы спрашивают - что с рукой, а получив ответ - настаивают на походе в травм-пункт. Послушался, поехал и вышел оттуда - в гипсе, перелом оказался! Вот, скажет кто-то: «Ккара Божья!». Но человек, ведь и сам себя часто наказывает или предопределяет собственное наказание, или, ошибаясь, преподносит себе личную науку.

И уж если носишь крест нательный - надо ведь как-то соответствовать, подумал я. Вот и стал я стараться исправиться - по воскресениям каждую неделю на утреннюю службу ходить от начала и до конца и дважды был на чудной «пассии» - особой вечерней воскресной службе по страстям Христовым. Но, крестясь, стукая гипсом по лбу - иногда отвлекался -  по старообрядчески приходится. А делать нечего - двоеперстие теперь зафиксировано в гипсе, и никак иначе не перекрестишься.

И вспомнилось первое относительно близкое знакомство с казанскими старообрядцами осенью 2013 на Арском некрополе на уборке могил на знаменитых русских купцов-старообрядцев, почётных горожан-меценатов. Вот, убрали мы гору мусора с могилы  Ивана Петровича Оконишникова, чья мельница, построенная им ещё  в 1895 г. в с. Печищи на берегу Волги под Казанью - до сих пор мелет муку для нас!

Поставили крест деревянный на месте могилы, настоятель старообрядческой общины Старо-Поморского согласия  г. Казани о. Александр (Хрычёв) пропел панихиду. Пел, как у них и полагается, древнерусским знаменным распевом. Только, вот, слышу, практически все слова молитв и песнопений -  совпадают и с нашей панихидой. Удивился! Раскололась церковь наша ещё  в середине XVII в., а тексты почти не изменились. Единственное, обратил внимание, на панихиде у них дополнительно и довольно основательно поминаются погибшие православные в разных случаях русской истории. Узнал потом, что и Богородицу они почитают как мы, и Троица у них - единосущная и Нераздельная, что Христос - Бог, а не просто «пророк», как у некоторых течений, и ещё много другого совпадающего.  И святые у старообрядцев с нами - все общие, но только до 1666 года.  Дальше, видимо, эта ветвь старообрядчества считала, что наступит конец света. Три шестёрки, очевидно  - давали повод. Позднее  о. Александр подарил мне «Краткий древлеправославный молитвослов», изучив который, я и вовсе понял, что разделение русских церквей на современном этапе должна восприниматься как нелепая вещь, искусственная.

Обложка краткого молитвослова старообрядческой общины Старо-Поморского согласия и его страница с молитвой «Символ веры»

раскольникираскольники

Про двоеперстие же - вовсе интересный диалог вышел как-то с моим товарищем по сбору гуманитарной помощи Донбассу Ильясом Султановым. Человек этот, будучи этническим татарином, некогда пришёл в православие, причём к одному из наиболее строгих  учений - их самых -  старообрядцев Старо-Поморского согласия, у которых со времён раскола и священства - нет, а вера - прежняя. И стал он после крещения  Иваном, и по всему видно - человек крепок в своей вере. Вот, спрашиваю я Ивана:

- Скажи, в чём разница. Троеперстие - Святая Троица, а прижатый мизинец с безымянным - человеческая и божественная природа Христа. Или двоеперстие - две природы Христа, а три прижатых пальца пятерни - Троица?

- А ты когда крестишься - что это символизируешь?

- Крест, распятие.

- А Кто был распят?

- Иисус Христос.

- Ну, вот видишь, не Троица же была распята на кресте, поэтому и креститься надо не тремя, а двумя перстами, символизируя распятие Богочеловека.

Сложно спорить. Батюшки наши - тоже в основном теряются, если просить логики.  «Греха нет большого, если двумя крестишься, но только другим, кто в храме видит тебя  - соблазн, сомнение, ведь Церковь учит следовать тому, как Она установила» - так в основном поясняют наши священники.

В любом случае, теперь мне совершенно понятно, что сближение русских церквей - состоится, раскол будет преодолён, и это - дело всех нас, русских людей -  хоть иерархов,  монашествующих, священнослужителей, хоть простых мирян с обеих сторон. Главное -  Промысел Божий.

Мне же в начале страстной недели хирург вернул руке прежний вид, сняв искусственную конструкцию и теперь - в  память и в науку - останется мне этот гипсовый слепок кисти собственной руки, запечатлевший её как  круглосуточно  в течение месяца  в одном положении.  В положении, изготовленном к совершению крестного знамения двумя перстами - по-старообрядчески. Но главное - не это. Главное для православного человека на страстной неделе сподобиться сердечного покаяния, исповеди и причастия. Чтобы во всей полноте подготовиться телом и духом к главному дню в году для православного русского человека - Светлой Христовой Пасхе.

«Двоеперстие в гипсе» - память и личная наука...

гипсрука

Михаил Щеглов, председатель Общества Русской культуры Республики Татарстан

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Юрьевич Щеглов
Перед поездкой на Донбасс
В Казани будут молиться за наших воинов
15.01.2025
Секта головинцев живёт и здравствует
Но почему бездействуют церковные власти?!
10.01.2025
Очарование сельского прихода на Волге
Путешествие в Покровскую церковь (XVIII в.) в селе Полянка Спасского района Республики Татарстан
02.12.2024
«Рцем вси !...»
Почему надо в воскресение посещать храм
15.11.2024
Все статьи Михаил Юрьевич Щеглов
Последние комментарии
«Гражданская война» в Интернете и христианское отношение к истории
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.02.2025 23:40
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша»
Новый комментарий от sergsmirn
16.02.2025 21:39
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Апографъ
16.02.2025 21:16
Азербайджан превращается во врага России?
Новый комментарий от Русский Иван
16.02.2025 20:48
Собаки нерезаные, или Кто платит за качество
Новый комментарий от Тимофеев Александр
16.02.2025 20:22
Ценить опыт предыдущих поколений
Новый комментарий от Рабочий
16.02.2025 17:51