Мама у меня живёт в деревне недалеко от Казани, и топит избу дровами. Так ещё отец покойный рассудил, ведь газ могут и отключить, если лихие времена вдруг настанут, а дрова - всегда найдутся в наших краях.
И заготовка и колка дров у нас в деревне - своеобразная семейная забава, а не какой-то тяжкий труд.
Вот, колю я как-то дрова. Вечер воскресного дня, конец первой недели Великого поста - Торжество православия. Хорошо так колются - одной левой! Правой рукой ставлю на попа полешко, выпрямлюсь - хрясть! Наклонюсь, поставлю, выпрямлюсь - хрясть опять с левой! Как на конвейере. И, вот, уж выпрямился и замахиваюсь на очередное полено, а оно начни падать - правая инстинктивно попридержать, а замах левой - не успел остановить - ну и тюкнул совсем слегка по кисти колуном ...
В понедельник ещё суета с утра, а во вторник - думаю, пост ведь идёт - надо помолиться на иконы до начала дня. И - на тебе - пальцы на повреждённой руке как положено - не складываются. Так и крестился двоеперстием, как старообрядцы. И только тут стал рефлексировать - почему же так получилось? И точно понял, ведь вторая неделя поста пошла, а я не то что в день Торжества православия в церкви на литургии не был, дровами занялся, а и на чтение покаянного канона Андрея Критского не приходил в предыдущий вторник, и всю первую строгую неделю в суете пустой провёл.
Вот, в следующее воскресение уже пошёл на литургию, в нашу Варваринскую церковь, прихожане знакомые после службы спрашивают - что с рукой, а получив ответ - настаивают на походе в травм-пункт. Послушался, поехал и вышел оттуда - в гипсе, перелом оказался! Вот, скажет кто-то: «Ккара Божья!». Но человек, ведь и сам себя часто наказывает или предопределяет собственное наказание, или, ошибаясь, преподносит себе личную науку.
И уж если носишь крест нательный - надо ведь как-то соответствовать, подумал я. Вот и стал я стараться исправиться - по воскресениям каждую неделю на утреннюю службу ходить от начала и до конца и дважды был на чудной «пассии» - особой вечерней воскресной службе по страстям Христовым. Но, крестясь, стукая гипсом по лбу - иногда отвлекался - по старообрядчески приходится. А делать нечего - двоеперстие теперь зафиксировано в гипсе, и никак иначе не перекрестишься.
И вспомнилось первое относительно близкое знакомство с казанскими старообрядцами осенью 2013 на Арском некрополе на уборке могил на знаменитых русских купцов-старообрядцев, почётных горожан-меценатов. Вот, убрали мы гору мусора с могилы Ивана Петровича Оконишникова, чья мельница, построенная им ещё в 1895 г. в с. Печищи на берегу Волги под Казанью - до сих пор мелет муку для нас!
Поставили крест деревянный на месте могилы, настоятель старообрядческой общины Старо-Поморского согласия г. Казани о. Александр (Хрычёв) пропел панихиду. Пел, как у них и полагается, древнерусским знаменным распевом. Только, вот, слышу, практически все слова молитв и песнопений - совпадают и с нашей панихидой. Удивился! Раскололась церковь наша ещё в середине XVII в., а тексты почти не изменились. Единственное, обратил внимание, на панихиде у них дополнительно и довольно основательно поминаются погибшие православные в разных случаях русской истории. Узнал потом, что и Богородицу они почитают как мы, и Троица у них - единосущная и Нераздельная, что Христос - Бог, а не просто «пророк», как у некоторых течений, и ещё много другого совпадающего. И святые у старообрядцев с нами - все общие, но только до 1666 года. Дальше, видимо, эта ветвь старообрядчества считала, что наступит конец света. Три шестёрки, очевидно - давали повод. Позднее о. Александр подарил мне «Краткий древлеправославный молитвослов», изучив который, я и вовсе понял, что разделение русских церквей на современном этапе должна восприниматься как нелепая вещь, искусственная.
Обложка краткого молитвослова старообрядческой общины Старо-Поморского согласия и его страница с молитвой «Символ веры»


Про двоеперстие же - вовсе интересный диалог вышел как-то с моим товарищем по сбору гуманитарной помощи Донбассу Ильясом Султановым. Человек этот, будучи этническим татарином, некогда пришёл в православие, причём к одному из наиболее строгих учений - их самых - старообрядцев Старо-Поморского согласия, у которых со времён раскола и священства - нет, а вера - прежняя. И стал он после крещения Иваном, и по всему видно - человек крепок в своей вере. Вот, спрашиваю я Ивана:
- Скажи, в чём разница. Троеперстие - Святая Троица, а прижатый мизинец с безымянным - человеческая и божественная природа Христа. Или двоеперстие - две природы Христа, а три прижатых пальца пятерни - Троица?
- А ты когда крестишься - что это символизируешь?
- Крест, распятие.
- А Кто был распят?
- Иисус Христос.
- Ну, вот видишь, не Троица же была распята на кресте, поэтому и креститься надо не тремя, а двумя перстами, символизируя распятие Богочеловека.
Сложно спорить. Батюшки наши - тоже в основном теряются, если просить логики. «Греха нет большого, если двумя крестишься, но только другим, кто в храме видит тебя - соблазн, сомнение, ведь Церковь учит следовать тому, как Она установила» - так в основном поясняют наши священники.
В любом случае, теперь мне совершенно понятно, что сближение русских церквей - состоится, раскол будет преодолён, и это - дело всех нас, русских людей - хоть иерархов, монашествующих, священнослужителей, хоть простых мирян с обеих сторон. Главное - Промысел Божий.
Мне же в начале страстной недели хирург вернул руке прежний вид, сняв искусственную конструкцию и теперь - в память и в науку - останется мне этот гипсовый слепок кисти собственной руки, запечатлевший её как круглосуточно в течение месяца в одном положении. В положении, изготовленном к совершению крестного знамения двумя перстами - по-старообрядчески. Но главное - не это. Главное для православного человека на страстной неделе сподобиться сердечного покаяния, исповеди и причастия. Чтобы во всей полноте подготовиться телом и духом к главному дню в году для православного русского человека - Светлой Христовой Пасхе.
«Двоеперстие в гипсе» - память и личная наука...


Михаил Щеглов, председатель Общества Русской культуры Республики Татарстан