Лет 25 назад издательский отдел московской патриархии под руководством покойного митрополита Питирима проводил анонимное анкетирование. Среди прочих в анкете имелся следующий пункт: укажите самый счастливый момент в своей жизни. Ответы оказались удивительными. Сам владыка отметил это в кратком комментарии. Одна женщина откровенно призналась, что самым замечательным моментом в её жизни стал день, когда она смогла приобрести 500 грамм «докторской» колбасы и наесться вволю. Какой красноречивый факт! Какая пища для размышлений! Этот ответ вызвал во мне целую вереницу мыслей, которую можно разделить на два, так сказать, потока. С одной стороны, очевидно, человек не знал любви и не был по-настоящему любим. Даже самые неудачливые и несчастные люди, как правило, с радостью вспоминают своё детство, если они, хоть немного были согреты родительской любовью или любовью дедушек и бабушек. Можно предположить, что у анонимной ответчицы такого детства не было. Далее, она не испытала и любви к мужчине, о которой мечтают почти все женщины. А если и переживала нечто подобное, то, возможно, эти чувства не были взаимными и не принесли ей счастья, а лишь разочарование. Должно быть, эта женщина не изведала и радости материнства: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). Ей оказались неведомыми и муки и радости творчества, когда ты создаёшь нечто новое, до тебя небывалое и неизвестное. Будь это книга, картина, скульптура, научное открытие или изобретение. Ей неведомы и карьерные успехи: не было ни школьной медали, ни успехов в труде, наград, поощрений и т. п. Наконец, этой женщине не открылась и благодать Божия, которая может заменить и превзойти всё выше перечисленное по слову святых. И не встретился ей человек к этой благодати причастный, который указал бы ей путь к Богу - подателю всех благ. А без этого нет и любви к ближнему, и счастья творить добро бескорыстно из одной любви.
С другой стороны, никак нельзя осуждать эту несчастную, потому, что, как можно предположить, она никогда не знала сытости, а может и пережила настоящий голод. А на что способен голодающий человек, мы знаем. Знаем по опыту ленинградской блокады. Знаем по рассказам, прошедших лагерные круги ада. Почитайте-ка Варлама Шаламова! С голодного человека и взятки гладки! Он может стать зверем, хуже зверя! Это стоит припомнить всем, кто ностальгирует по социализму. Да я сам...
В детстве мне всего дважды пришлось попробовать экзотический фрукт банан. Случилось это в гостях у столичных знакомых. Дали всего по кусочку, но понравилось чрезвычайно. Нет, я вовсе не хочу заявить, что прожил несчастную жизнь, оттого, что в детстве не ел бананов. Несомненно, мама бы купила мне их, несмотря на нашу бедность, если б они имелись в продаже, но их не было. И вот я иногда мечтал, будто очутился на необитаемом острове, поросшем банановыми и кокосовыми деревьями, и ем вволю. Под эти мечты было так хорошо засыпать в уютной детской кроватке. Впоследствии я до бананов дорвался, когда взрослым очутился за границей, имея достаточно денег. Съел я их немало, но прежней радости уже не было. И теперь я при желании могу поглощать их ежедневно, но что-то особо не тянет. Кстати, в то же время я впервые попробовал кокос. Жидкость внутри ореха показалась безвкусной, а сам плод, будто увеличенный в десятки раз лесной орех. То есть некоторое разочарование. Этим я хочу сказать, что все подобные плотские радости по результату подобны поеданию кокоса: большие ожидания и неудовлетворённость, ибо «Не хлебом единым жив человек» (Мф.4:4).