Начнем с того, что причины крестовых походов заключались не только в западноевропейских политических и экономических условиях того времени. Уже со времен Константина Великого, воздвигшего у Святого Гроба великолепную церковь, на Западе вошло в обычай путешествовать в Палестину к святым местам, а халифы даже покровительствовали таким паломникам, доставлявшим стране деньги и товары. Однако Палестина к концу X столетия попала под власть радикальной династии Фатимидов, которые нетерпимо относились к христианам, особенно усилив на них гонения после завоевания Сирии сельджуками в 1076 году. Тревожные известия о поругании святых мест мусульманами вызвали в Западной Европе волну возмущения и породили мысль о военном походе для освобождения Гроба Господня от неверных.
Благодаря энергичной деятельности папы Урбана II, который собрал соборы в Пьяченце и Клермоне (1095г.), было решено идти освобождать угнетаемых христиан на Восток. Лозунгом крестоносцев стал девиз: Deus lo volt («Такова воля Божия»). Настроение в пользу священной войны было подготовлено во Франции красноречивыми рассказами о бедствиях христиан в Святой Земле одного из пилигримов Петра Пустынника.
Многие века перед Церковью стоял фундаментальный вопрос: насколько возможно для христиан воевать? Святой Василий Великий в своем 13-м Каноне хотя и оговаривает, что убиение на поле брани не может приравниваться к умышленному убийству, все же рекомендует воинам, вернувшимся домой, воздерживаться от причастия в течение 3-х лет, как виновным в невольно пролитой крови. Канон этот, хотя и входил во все православные сборники канонического права, вряд ли когда-либо соблюдался. Византийцы тоже не относились к своим воинам как к убийцам. Однако в Византии сама военная профессия не была окружена романтикой и славой, а смерть на поле боя против неверных не считалась мученичеством: ведь мученик умирал вооруженный только своей верой. А война против неверных рассматривалась только как печальная необходимость; сражаться же против христиан было вдвойне грешно. Действительно, во всей тысячелетней византийской истории не было ни одной агрессивной, экспансионистской войны: войны были лишь оборонительные, либо направленные на отвоевание своих территорий, утраченных ранее.
Западная точка зрения по этому вопросу была иной. Общество, сформировавшееся на Западе в результате варварских вторжений, искало способы для оправдания своего любимого времяпрепровождения. Так постепенно создавался рыцарский кодекс поведения. Военный героизм был романтизирован, а пацифистские убеждения не пользовались почетом.
Западный христианин редко был терпимым. Он, как правило, гордился своим христианством и считал себя наследником Рима. Ему не нравилось осознавать, что параллельно заявляет о своем существовании исламская цивилизация.
В X веке мусульмане одержали ряд побед в Испании, и само существование христианских государств на Пиренеях было поставлено под угрозу. Однако в начале XI века положение изменилось, христиане перешли в наступление. В 1064г. Папа Александр II обещал прощение грехов всем, кто будет сражаться за Крест Испании. Это был первый прецедент официальной священной войны, или Крестового похода. После ряда крупных побед испанские христиане закрепились на новых рубежах, и их пыл начал угасать.
Тем не менее, сама идея «священной войны» уже закрепилась в сознании народа. Она вошла в повседневную жизнь. Западная Церковь рекомендовала христианским рыцарям прекратить междоусобные конфликты, а вместо этого предпринять путешествие к границам христианского мира для борьбы с неверными, удовлетворяя, таким образом, свой воинственный пыл. В вознаграждение себе они могут присваивать отвоеванные земли, но, главное, получать прощение грехов – то есть вознаграждение духовное.
Папству все больше нравилась идея священных войн. Оно все чаще провозглашало и нередко само же назначало командующего. Завоеванная земля считалась папским протекторатом.
Но самым бесславным и позорным был Крестовый поход 1204 года против Византии. Зависть к богатству Византии, ее великолепию и пышности, подозрительное отношение ко всем христианам, живущим и молящимся иначе, чем они, теперь получили официальную санкцию. Это стало поворотным моментом во всей истории крестовых походов.
Драгоценнейшие сокровища мировой культуры, так долго собиравшиеся и бережно хранившиеся в Константинополе, величайшие святыни и произведения культуры, созданные византийскими мастерами, были разграблены, а то и просто уничтожены. Грабя и насилуя, крестоносцы распевали одну и ту же песенку: «Константинополь-город, так долго бывший нечестивым…» Солдатня была одержима страстью разрушения. Французы и фламандцы носились по улицам, хватая все, что блестит, и ломая все, чего не смогли унести с собой. Они делали перерыв только для убийства и насилия. «Христианские воины» не щадили ни монастырей, ни церквей, ни библиотек. В Святой Софии пьяные солдаты обдирали серебряный иконостас и золотой престол, топча сапогами священные книги и иконы. На улицах лежали раненые женщины и дети. Никто не оказывал им помощи. Через три дня великий город лежал в руинах. По словам известного историка Никиты Хониафа, «даже сарацины милосердны в сравнении с этими зверями имеющими крест Христов на своих плечах».
Так бесславно завершился IV Крестовый поход. До сих пор во всех древних соборах и музеях Европы хранятся вещи, вывезенные из Константинополя, а более всего их в Венеции – ведь венецианцы умели ценить подлинное искусство и разбирались в подлинных произведениях. Собор св.Марка и сегодня украшает четверка коней с византийского ипподрома, а в сокровищнице собора туристам демонстрируют части золотого престола Святой Софии.
Всего было восемь Крестовых походов, но их конец оказался бесславен: в 1286г. к Турции отошла Антиохия, в 1289г. – ливанский Триполи, в 1291г. – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего западные христиане были вынуждены отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась в руках мусульман. Эти походы не остались без глубокого влияния на весь уклад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения Пап, как главных зачинщиков их, а далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих владетелей – это в социальной сфере. Еще важным итогом Крестовых походов было выдвижение светского рыцарского сословия на историческую сцену. Оно составило важный элемент средневековой жизни – возникновение рыцарских орденов (иоаннитов, тамплиеров, тевтонцев), игравших уже немаловажную роль в истории. А также бесславный конец некоторых из этих орденов.
А что же такое Крестный ход в православной церковной жизни?
Прежде всего, Крестный ход является выражением единой народной веры и усердного моления ко Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.
Если мы заглянем на страницы Ветхого Завета, то увидим евреев, торжественно переносящих свою главную святыню – Ковчег Завета. Именно эта святыня приносила им победу. Вспомните как пали стены Иерихона (Ис.Навин 6:11-19). По описанию Пруденция, посетившего Рим в 405 году, весь город был в движении по случаю праздника свв.Петра и Павла. В эти дни совершались т.н. литании, т.е. торжественные процессии или крестные ходы из одного храма в другой, или к могиле мученика. В IV веке литании были заимствованы Востоком. Святитель Василий Великий говорит о них как о полезном нововведении, которого не было еще при свт.Григории Чудотворце. Литании совершались не только при поклонении мощам, но и при общественных бедствиях.
На Руси всегда любили Крестные ходы и ценили их очистительную нравственную силу. Народная вера в помощь небесных заступников, чествуемых во время Крестного хода, была безграничной. Многие Отцы подчеркивали важность этой традиции и ее великую духовную силу. Святитель Филарет Московский составил даже правила поведения для участников Крестного хода, в которых предписывает: «Когда вступаешь в Крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых икон, которые в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поелику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменует святыню небесную, присутствие Креста Господня и святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет темные силы и приближает светлые. Пользуйся этой помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее бесполезною для тебя твоим нерадением».
Крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).
Это древняя благочестивая традиция, где многолюдное торжественное молебное шествие к какому-либо назначенному месту (источник, храм, часовня) с большим запрестольным крестом, с вынесением икон, хоругвей, Святым Евангелием, в богослужебных облачениях, с песнопениями праздничных тропарей, ирмосов, чтения канонов – есть выражение единой народной веры с усердным молением Господу и Божией Матери о даровании Церкви и людям благодатной помощи. В России Крестные ходы всегда совершались в тяжкие годины и во времена народных бедствий: засухи, эпидемий чумы, холеры, угрозы от внешних и внутренних врагов Церкви. Люди немало дней проводили на ногах, в посте, молитве, в зной или под дождем . Но зато как велика была благодать Господня! И, безусловно, нравственное просветление, вызванное действием Святого Духа, переживал каждый участник хода.
Крестный ход, по пути которого незримо следуют ангелы, ограждает население, город и все государство в целом. Так остается неприступна твердыня, окруженная стеной пламенной молитвы.
Крестные ходы возникли еще раньше, чем римские литании – в начале IV века в Византии. Уже святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя, для чего были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носили по городу вместе со святыми иконами. Позже в борьбе с ересью Нестория специальные Крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский. В Константинополе также для избавления от массовых болезней выносили из храма Животворящее Древо Честного Креста и носили по улицам города. Именно после этого был установлен праздник, получивший название Происхождение Честных Древ Креста Господня (1/14 августа).
Когда идет такая процессия по улицам города, села, на большие расстояния, то происходит церковное единение людей в молитве к Богу, которая, как мы выше отметили, освящает нашу землю, наши города, страну в целом. А если в таких ходах участвуют прихожане разных храмов, то совместная молитва их соединяет – улицы и площади становятся совместным храмом под открытым небом. Если в храме купол символизирует духовное небо – Небесное Царство Царя царей, то в Крестном ходе иконой духовного неба становится наш небесный свод – небо материальное.
Даже посторонние люди, которые будут воспринимать это как зрелище, вдруг вспомнят о Боге, о грехах своих, неправде и зле, что делали в жизни – и помолятся. Таким образом, молитвенное шествие станет проповедью о Воскресшем и Живом Христе. На Крестном ходе нет политических и националистических лозунгов, нет нецерковной символики – тогда это становится подлинным молитвенным шествием, которое ведет нас к Небу.