На праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится память икон Божией Матери, объединенных общим замыслом Господним, именуемых «София-Премудрость Божия», «Всевидящее Око Божие», «Подательница ума» («Прибавление ума») и «Филафет» («Правдолюбие»).
Икона «Подательница ума», хотя и относится к числу редких икон, но достаточно известна, а вот изображение иконы «Филафет» автору не удалось найти в Интернете. В списке названий икона Филафет - «Правдолюбие» указана со ссылкой: «Икона встречается весьма редко». Вот как эту икону описывает Е.Поселянин в главе «Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон»:
«Так икона названа в сделанной на ней греческой надписи, что указывает на ее греческое происхождение. Образ Филафет или «Правдолюбие» ныне находится в деревянном храме села Башарова Весьегонского уезда Тверской губернии. Изображенная на этой иконе Богоматерь с Предвечным Младенцем одета, или как бы окутана в фелонь. Само наименование иконы «Правдолюбием» выражает ту мысль, что как Богоматерь, так и воплотившийся от Нее Спаситель, являются для нас величайшими образцами праведности, добродетели и святости» (Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери).
По преданию икона «Прибавление ума» была написана в XVII веке после видения иконописцем, страдавшим беспамятством и приступами безумия, Божией Матери и по Её указанию, - и автор исцелился. Оригинал хранился в Спасо-Преображенском соборе города Рыбинска.
Прототипом этой иконы является статуя Богоматери из итальянского города Лорето. Эта связь установлена Андреем Александровичем Титовым в начале XX века.
Поиски изображения иконы Филафет - «Правдолюбие» привели к статье «Икона Божией Матери «Прибавление ума Saturday, 28 August 2010»», в которой говорится:
«Замечательно, что на одном из обнаруженных А.А. Титовым старинных списков иконы «Прибавление ума» сохранилась надпись, «указывающая греческое происхождение, хотя в искаженном виде: "Филафет" или "Филарет", что равносильно греческим наименованиям Пресвятой Богородицы, то есть подруга истины, любезная истина или правдолюбие.
На иконе «Прибавление ума» Богоматерь и Христос изображены спелёнутыми фелонью, как и в описании иконы «Филафет» Е.Поселяниным, что позволяет сделать вывод о схожести изображений этих двух икон. О времени появления в России иконы «Прибавление ума» свидетельствует следующее: «Чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московской Тихвинской церкви в Алексеевском, построенной в 1676 - 1682 годах при царе Алексее Михайловиче. По преданию, ее освятил патриарх Иоаким (Божественное провидение: «родилася Святая Богородица от Иоакима и Анны» - В.К.) в присутствии царя, который и преподнес храму при освящении Тихвинскую икону Божией Матери. Во время поездок на богомолье в Троице-Сергиеву обитель государь непременно останавливался в этом храме. Образ «Прибавление ума» был подарен храму в XVIII веке одним архимандритом. А помещается он у южной стены храма неподалеку от входа в комнату, которая, как гласит предание, была царской моленной. Церковь эта никогда не закрывалась» (Виктор Корн, Оправдание Филона, О значении церковно-славянского языка).
Вот такая сила дарованной Господом и Пречистой Его Матерью чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» и схожего с ним образа Филафет - «Правдолюбия»!
«Своим появлением образ «Прибавление ума» обязан глубокой вере русских людей в Пресвятую Деву как Ходатаицу пред Господом и Сыном Своим о даровании духовных и земных благ, среди которых самым главным почиталось озарение ума и сердца Божественной истиной. «Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа - умна, которые могут рассудить, что добро и что зло, - наставлял преподобный Антоний Великий. - Истинно умный человек одну имеет заботу - вседушно повиноваться и угождать Богу всяческих» (А. Трофимов «Воскликните Богу гласом радования»).
В повседневной жизни, наполненной избытком информации, бездумное поглощение которой позволяет некоторым людям относить себя к разряду «умных», приходиться сталкиваться с негативным, чуть ли ни с обидой, отношением к совету омолитвенном обращениик иконе Божией Матери «Прибавление ума», если не для себя, то для детей своих.
Как верно сказано: «Ведь ни один здравомыслящий человек, тем более христианин, не может сказать или даже подумать, что его ум вполне достаточен. Для того и дарован нам милостию Божией и любовию Пречистой такой образ, пред которым верующие обращаются к Пресвятой Богородице и Божественному Младенцу Христу как Источнику премудрости и разума».
В дореволюционной России считалось необходимым обращение родителей, которые замечали трудности в обучении детей, к Богородительнице с просьбой о прибавлении ума своим чадам. Так и ныне многие матери, любящие своих детей и понимающие полезность этого обращения, молятся перед иконой «Прибавление ума» о просвещении своих детей.
Так почему в нынешнее время, полное искушений, так редко встретишь в наших храмах, дарованный нам «милостию Божией и любовию Пречистой» такой образ Пресвятой Богородицы, как «Прибавление ума» и Филафет - «Правдолюбие»? Ведь настоящая мудрость это дар Божий, который приходит как откровение свыше, а не от плотской земной мудрости.
И не только в храмах: надо сильно постараться, чтобы найти не только сам образ«Прибавление ума», но и упоминание о нем в Интернете, даже на сайтах, посвященных празднику Успения Пресвятой Богородицы. В описании праздника Успения Пресвятой Богородицы не найти столь необходимый для верующих перечень икон Божией Матери, сопутствующих этому празднику.
«Прибавление ума» - простонародное, но очень точное выражение мысли о даровании Господом и Пречистой Его Матерью всякому человеку премудрости и разума, нисходящих свыше, а не от плотской земной мудрости. Издревле человек был убежден, что премудрость, как полнота знания о Боге и мире, ведение прошлого, настоящего и будущего, есть дар Божий.
О том же пишет в своем послании святой апостол Павел: «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией...» (1 Кор. 2: 4-7).