Десять лет, как нет с нами замечательного писателя и русского мыслителя Сергея Артамоновича Лыкошина. С.А.Лыкошин ушел 13 января 2006 года.
Я знал его не столь хорошо, как знали его близкие друзья и товарищи - писатели. Нет, здесь я имею в виду не писатели вообще, а те, настоящие, современные русские писатели Союза писателей России. А Сергей Артамонович был заместителем председателя Союза писателей России. Но мне и этой малой толики, в сравнительном, конечно, понимании, и самого факта роскоши общения с ним, достаточно, чтобы знать, что это был за Человек.
Просто несколько штрихов. Потомок русских дворян Лыкошиных, дальний родственник Грибоедова. В юности, будучи геологом, исколесил необъятные просторы Родины. Затем - учеба в литературном институте, первые писательские и публицистические труды, журнал «Молодая гвардия», издательство «Современник», знаменитая книжная серия тех времен «ЖЗЛ». Сподвижник и соратник Юрия Ивановича Селезнева. Внес неоценимый вклад в сохранение Союза писателей в «лихие» 1990-е годы. Участник противостояния осени 93 года, с 21 сентября до 4 октября включительно он вместе с Эдуардом Федоровичем Володиным и некоторыми другими писателями организовывал работу радиостанции Дома Советов, прорвавшую тогда информационную блокаду защитников Дома Советов.
Истинный православный христианин, природный русак. Один из идеологов русского традиционализма. Он был широк и многогранен, глубоко образован и умен, исключительно благороден во всём.
Мне выпала честь знакомства с ним только в 2000 году в связи с созданием Национально-консервативной партии России. Под его руководством, как лидера партии, нам тогда удалось обойти множество искусственных препятствий либеральной власти и зарегистрировать русскую партию. Просуществовала эта общественная сила, правда, совсем недолго. Основной причиной, что не суждено было статься НКПР как реальной политической силы - именно уход Сергея Артамоновича. Это не единственная, но главная причина. Сначала болезнь снизила степень его оперативного управления, а затем...
Зная о тяжелом его недуге, который преследовал последний год его жизни, мы всё равно даже помыслить не могли, что такое произойдет. Тогда, в 2005 году, думалось, конечно, с сожалением, что Сергей Артамонович вынужден будет перейти с активного режима, то есть с постоянными перемещениями из своей домашней квартиры из Подмосковья в Союз писателей и разъездами по городам и весям страны и за пределы России, на уровень в большей степени интеллектуального водительства, с ограниченными передвижениями, дачей общих распоряжений и указаний по телефону или при нечастых встречах. Тем более, что рядом с ним была его супруга и верный друг, известный славист и публицист Лариса Семеновна Лыкошина. Но случилось самое страшное.
И вот парадокс. О его тяжелой болезни знали, но, мало кто, услышав о его уходе, поверил в это в тот же миг. Во всяком случае, знаю, что я был не одинок в таком восприятии. Потому как производил С.А.Лыкошин впечатление монументальности и неиссякаемости. Да так оно и есть, разве всё дело только в жизни физической?!
Такому восприятию способствовали не только твердость его позиций, живой ум и интеллект, но и богатырская его стать. Внешне он напоминал государя Александра III. И внешность в полной степени соответствовала духу его и внутреннему состоянию.
За счет, наверное, каких-то врожденных способностей и на основе глубоких знаний и полученного жизненного опыта, он всегда сразу видел правильные и конструктивные направления деятельности и определял тупиковые и вредные, мгновенно отделяя одно от другого и задавая верные векторы мысли и практических действий. А как в качестве председательствующего он вёл публичные мероприятия: съезды, заседания, круглые столы! Одно слово - безупречно. Сам великолепный оратор, но предпочитающий слушать других, при этом короткой и предельно доброжелательной своей аргументацией могущий заставить любого докладчика следовать регламенту и основной мысли выступления. Систематизация мыслей выступлений, подведение итогов в конце мероприятия и дальнейшее следование намеченным задачам.
С какой теплотой он всегда встречал своих друзей и товарищей! А с каким вниманием слушал собеседника! А сколь ценны были его мудрые мысли и доброжелательные замечания по ходу беседы!
«Вера и верность», - слова С.А. Лыкошина, которые он неизменно повторял, говоря о необходимых условиях возрождения России, да и вообще о возвращении к высоким идеалам межчеловеческих отношений. Православие и верность России, человеческая верность друг другу на основе христианских идеалов любви, добра, порядочности и справедливости. Бескомпромиссен он был лишь с врагами Веры и России. И ещё особое значение он придавал людям неравнодушным, готовым жертвовать своими личными интересами во имя своей Родины. В безусловном смысле таковым человеком был и сам Сергей Артамонович.
Под его руководством была тогда разработана Программа Национально-консервативной партии России. Но уже на стадии разработки имелось в виду, что это программа не столько партийная, сколько программа русских традиционалистов, проект государственной идеологии России.
Считаю, что направления, заданные этой программой являются наиболее верными для формирования национальной идеи России, в наибольшей степени отвечают святоотеческому наследию. Будущее за идеологией Русского Мира, рамки которой сформулированы в этой программе. Последнее замечание наиболее актуально на фоне сегодняшних «искательств» частью русской интеллигенции чего-то «оригинального» или «синтетического» в вопросах государственной идеологии.
А с последней системной работой Сергея Артамоновича «Меридиан консерватизма или поле традиционализма?» можно ознакомиться:
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/12/26/meridian_konservatizma_ili_pole_tradicionalizma/
http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/01/16/meridian_konservatizma_ili_pole_tradicionalizma/
Закончил свой труд Сергей Артамонович следующими словами: «Традиционалисты, они же национал-консерваторы, они же защитники и дети России должны жить мудро и созидательно, не допуская посягательства на великие ценности и приоритеты нашей общей истории. За нами дом, семья, вера предков и великая русская Держава. С нами Бог и крестная сила!»
Вот что писал на годовщину смерти С.А.Лыкошина Валентин Григорьевич Распутин: «Вспоминается, как шел он навстречу для объятий с каким-то голубиным, нежным взглядом, каким всегда встречал приятного ему человека... Вспоминаю его, и испуганного, с мятущимися глазами, не знающими, за что зацепиться, когда вызвали его из уже рассаживающегося президиума в день открытия писательского пленума в декабре 2001 года и сообщили о смерти Эдуарда Федоровича Володина...
Я не однажды по-детски размышлял: а что если бы таких, как Эдуард Володин и Сергей Лыкошин, были не единицы, а сотни на Москву, тысячи и тысячи на Россию? Неужели она, Россия, в годы потеряла бы значение державы? Нет, не может быть... Кабинет Лыкошина в Союзе писателей постоянно напоминал штаб, здесь всегда было тесно: батюшки, журналисты, конечно, литераторы, служилые люди, не отказавшиеся от своей русскости... Было бы несправедливостью не сказать, что и весь писательский дом на Комсомольском был (и остается) оплотом правоверных патриотических сил. Валерий Николаевич Ганичев и Сергей Артамонович Лыкошин - как они дополняли друг друга и, какая здесь напряженная шла работа! Ведь и Всемирный Русский Народный Собор, существующий более десяти лет и заставивший уважать себя действительно во всем мире, общее детище Патриархии и Союза писателей...
Незадолго до кончины я побывал у него, уже распластанного в постели... Он был спокоен, даже радостен, весел. Вел разговор, не позволяя ему ненароком коснуться его состояния. Могло сложиться такое впечатление, что он на пороге выздоровления. Пил с нами чай, стараясь не показать, как тяжело ему держать кружку; пригубил не только чай. И, прощаясь, ничуть и ничем не выдал себя, голубиный взгляд, ласковый и животворный, таким и оставался до последней секунды».
В Союзе писателей трепетно относятся к памяти Сергея Артамоновича. На дверях его кабинета висит та же табличка: «С.А. Лыкошин». В самом кабинете - почти всё без изменений. До такой степени без изменений, что иной раз думается, что вот-вот войдет сам Сергей Артамонович всё с тем же «голубиным ласковым и животворным взглядом». Стараниями писателей, в частности друга С.А.Лыкошина, заместителя председателя Союза писателей России Сергея Ивановича Котькало, уже почти десять лет действует кино-клуб «Небесный град и земное Отечество» имени С.А.Лыкошина, на просмотр документальных и художественных произведений современного патриотического кино собираются друзья и товарищи Сергея Артамоновича.
Имя Сергея Лыкошина уже вошло в состав столпов русской мысли. Своей жизнью и творчеством С.А.Лыкошин отразил и сфокусировал, как зеркалом, нетленные традиционные ценности России. Но конкретное содержание его наследия еще ждет воплощения в реальность.
Да будет всегда с нами памятование о Сергее Лыкошине!
1. Памяти Сергея Артамоновича Лыкошина