Русский датчанин Владимир Даль. Продолжение

Александр Сергеевич Пушкин 
0
287
Время на чтение 6 минут

II О рускоязычной культуре

1. При триедином подходе к национальности, который развиваю я, выделяя в ней три составляющие: этническую, племенную, культурную, нельзя однозначно определять национальность человека, родители или предки которого покинули родину, а он состоялся как  творец в новой стране или в другом народе.

Поэтому русскими евреями, а не просто русскими или евреями, следует считать Исаака Левитана, скульптура Антакольского, поэта Осипа Мандельштама. В свете культуры они, несомненно, русские, оставаясь по крови евреями. Поэтому им труднее принять православие, русские символы, обычаи и традиции и к их суждениям о них мы должны относиться сдержанно, понимая их «слепоту» или хотя бы их «дальтонизм» в этих вопросах. Но и они должны понимать эту сдержанность. И не видеть в этом признаки антисемитизма.

У писателя Сергея Дурылина, в его воспоминаниях «В своем углу», есть следующие строки: «Левитан часто  заходил в церковь к всенощной. Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. Он находил бездну поэзии в вечернем сумраке малого и тесного храма, в огнях лампад, в тихом пении, в тонких струях ладана, разносящихся по полупустой церкви, затихнувшей в полумраке. Левитан любил слушать Евангелие и Псалтирь. После работы иногда просил свою спутницу Кувшинникову читать ему по несколько страниц. Хотя Православия  не принимал». «И умно делал», - отмечал Сергей  Дурылин, известный педагог и богослов.  «Для того, чтобы принять православие, мало любить церковки, любить красоту и поэзию церковной службы. Нужно еще и многое другое».

2. В истории совместного проживания разных народов есть случаи создания своего псевдонационального языка. Это идиш, немецкий язык, «приспособленный», модернизированный для евреев. Существует и литература на идише. (Шолом Алейхум). Но можно ли её считать еврейской литературой? Если она пережила свое время - то да, если нет - то нет.

«Русишь» дальше создания отдельных слов не пошел. Воробейчик вместо воробушка, соловейчик вместо соловушки. Но они создали в России т.н. русскоязычную поэзию, шире русскоязычную культуру. Чем она  отличается от русской?  В ней  отразились многие характерные черты еврейского племени со всей его избранностью и трагической судьбой. Еврейская публицистка, живущая в Германии, представительница «третьей волны» эмиграции, Соня Марголина пишет: «Еврей - не фантастическая выдумка. Его самосознание начинается с ощущения «отличности». Оно коренится в традиции избранности, которая потеряв религиозную непосредственность, реализуется в мирской сфере чувством превосходства и нарциссизма». Когда эти черты преобладают в творчестве перед нами русскоязычные поэты, художники, философы. Когда они (эти черты) отходят на второй план или вовсе изживаются, художник становится русским. С этим приходит русское  восприятие многого, прежде всего природы, она становится родной. А через это художник начинает по-своему чувствовать Творца, Божественное присутствие в природе. Он проникается высокой и светлой печалью, которую и отражает в своем творчестве. Художник Константин Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете.

- Что с вами? - спросил я Левитана.

Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.

- Я не могу, - как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это - как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».

Впоследствии Левитан писал: «Я никогда еще не любил так природу, никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто разлитое во всем».

3. Для чего я поднял этот болезненный и почти запретный вопрос? Надо преодолеть односторонность и монизм в попытках понять и разрешить его.

Жизнь много таинственнее, чем мы представляем и утверждаем. Есть и некая тайна в судьбе евреев, живущих в среде других народов, по сути, в изгнании со своей исторической родины, как они, по крайне некоторые, считают. Разрешить ли эту тайну создание государства Израиль или нет, покажет время. Или их судьба жить в рассеянии до конца времен. Нам же надо принять реальность такой, какой она есть.

Существуют, живут и творят вместе с нами русские евреи, русские татары, русские грузины и т.д. И соответственно существует русскоязычная поэзия и культура в целом. Не надо считать её русофобской, хотя где-то они смыкаются. У неё свои оценки и пристрастия. Для некоторых «И.Бродский - это Пушкин сегодня». Может быть, для них это и так, но не для нас. И одновременно Бродский «свой из стаи как написала о нем Людмила Штерн: «Иногда он раздражался, что я его опекаю, как еврейская мама, даю непрошенные советы и позволяю себе осуждать некоторые поступки...Но мы были из его стаи, то есть «абсолютно свои». Все-таки «свой из стаи» или «Пушкин  XX века»? Весьма характерно и высказывание телеведущего А.Архангельского: «Вот 24 мая - надо спокойно понимать, что родились два гения, надо равно воспринимать «Тихий Дон» и «Рождественский романс» Бродского». Я привел эти примеры для того, чтобы мы понимали, что существует два понимания русской культуры, талантов и гениев её, и ясно осознавали, с чем мы имеем  дело и наша забота о русской культуре, её существовании и процветании должна быть главной для нас. А русскоязычные «гении» не для нас.

4. Имеет ли право на существование русскоязычная культура, поэзия в частности, или это сорняки, плевелы в русской культуре, которые надо беспощадно выпалывать и сжигать? Несомненно, имеет, раз кому то она близка, если она сохраняет нерусских русских в мире культуры. Тем более мы видим, как нерусские по происхождению творцы могут органично влиться в русскую культуру и обогатить её. Опасность здесь заключается в  том, что её усиленно пропагандируют и пытаются поставить на место подлинной русской культуры, замалчивая при этом подлинных русских гениев. Русскоязычная культура внутренне чужда русскому человеку и преобладание  её в культуре приведет к тому, что простой человек охладеет к культуре вообще, что мы уже и наблюдаем,  но даем этому другие объяснения. Понимание этого нужно всем, чтобы не быть «опущенными» в низкопробный «культурный» шоу-бизнес, ведущий к деградации человека любой национальности. Замечу еще, что русскоязычная культура недолговечна. Она редко переживает свое время, несмотря на то, что её искусственно сохраняют и даже пропагандируют какое-то время. Русскоязычный «гений» редко переживает свое время. Сколько таких «гениев» безвозвратно кануло в лету. Само время «выпололо» их из русской культуры.

5. Поводом для написания этой статьи стали строки В.Бушина, приведенные в газете «День литературы» от августа 2015 года. Читаем: «В.Бондаренко сообщает, что «позже» (уже в «мировой культуре» или как написано пропуск в неё? - В.Б.) у Бродского было «всё - эмиграция, ёрнические стихи о России, выпады против христианства, попытки уйти из русской культуры в американскую. Не хило, правда? И каков вывод? «Он так и «остался великим русским поэтом». Хот стой, хоть падай». Чем же обосновывает свое утверждение В.Бондаренко: «Почти перед каждым Рождеством поэт с библейским именем писал о  Рождестве». (хот имя ему дал отец в честь Сталина). Он подчеркивает его имперскость и милитаризм, он любил двух русских женщин, считал, что место женщине на кухне и у люльки, был откровенным противником феминизма, воспринимал женскую сексуальную революцию как недоразумение. А главное, вместе с А. Бобровым считал его «русским поэтом по Языку и Судьбе». И одновременно оба они отмечали дух изгнанничества, господствующий у него. Собственно оба они и книги свои  назвали Бобров первоначально «Иосиф Бродский. Вечный жид», в последний момент название изменили «Вечный скиталец». Такая глава есть и в книге Бондаренко, хотя эта важнейшая глава  тоже называлась «Вечный жид». Русский поэт, да и не только поэт, может ощущать себя странником и пришельцем в этот мир, но никогда идейным  скитальцем и изгнанником.

6. А может быть  И.Бродский просто еврейский поэт, как считают в Израиле?  Еврейский поэт должен писать на иврите или на худой конец на идише и жить в Палестине. Ничего этого мы не наблюдаем. А почему обязательно быть русским или немецким поэтом, художником или композитором еврею по происхождению? Наверное, потому, что для них тогда есть идеал и есть примеры, хотя может быть и не частые, но несомненные. Исаак Левитан, Мендельсон, Густав Малер. И это бесспорные имена в русской и немецкой культуре. Да термин  русскоязычный как бы нарушает некоторые табу, но и снимает напряженность и недоговоренность, существующую между русским и евреями по крови. Нам жить вместе и мирно еще долго, если мы поймем друг друга. А это так важно в мире, где столько вражды и ненависти. Собственно это и  подвигло меня на написание этой статьи.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
О русской литературе
Отклик на доклад И.А. Есаулова: «Н.А.Бердяев о вине русской классической литературы. Сомнения и прозрения» (РХГА, 8.11.2024)
16.11.2024
Русофобия и новый мировой порядок
Большинство современных русофобов в России происходят из русскоязычных людей
30.09.2024
Культура – третий союзник России
Русский человек должен осознать, что он заражен русскоязычной культурой
28.09.2024
Диптих
25.08.2024
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 16.
А. С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
30.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О так называемом подсознании
Новый комментарий от архетипика
15.01.2025 06:30
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Апографъ
15.01.2025 06:13
Национальные республики живут за счёт русских регионов
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
15.01.2025 06:08
«У Бориса Якеменко, мягко выразимся, лицо в пуху»
Новый комментарий от Ленчик
15.01.2025 03:58
Эпос не в смерти, эпос в Победе
Новый комментарий от Мирянин
15.01.2025 03:53
«Геттизация»: миграционная политика Италии, итоги 2024 года
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 03:40
Социализм – принуждение к бедности?
Новый комментарий от РомКа
14.01.2025 22:43