Русский датчанин Владимир Даль. Продолжение

Александр Сергеевич Пушкин 
0
284
Время на чтение 6 минут

II О рускоязычной культуре

1. При триедином подходе к национальности, который развиваю я, выделяя в ней три составляющие: этническую, племенную, культурную, нельзя однозначно определять национальность человека, родители или предки которого покинули родину, а он состоялся как  творец в новой стране или в другом народе.

Поэтому русскими евреями, а не просто русскими или евреями, следует считать Исаака Левитана, скульптура Антакольского, поэта Осипа Мандельштама. В свете культуры они, несомненно, русские, оставаясь по крови евреями. Поэтому им труднее принять православие, русские символы, обычаи и традиции и к их суждениям о них мы должны относиться сдержанно, понимая их «слепоту» или хотя бы их «дальтонизм» в этих вопросах. Но и они должны понимать эту сдержанность. И не видеть в этом признаки антисемитизма.

У писателя Сергея Дурылина, в его воспоминаниях «В своем углу», есть следующие строки: «Левитан часто  заходил в церковь к всенощной. Его поражало и пленяло своей красотой православное богослужение. Он находил бездну поэзии в вечернем сумраке малого и тесного храма, в огнях лампад, в тихом пении, в тонких струях ладана, разносящихся по полупустой церкви, затихнувшей в полумраке. Левитан любил слушать Евангелие и Псалтирь. После работы иногда просил свою спутницу Кувшинникову читать ему по несколько страниц. Хотя Православия  не принимал». «И умно делал», - отмечал Сергей  Дурылин, известный педагог и богослов.  «Для того, чтобы принять православие, мало любить церковки, любить красоту и поэзию церковной службы. Нужно еще и многое другое».

2. В истории совместного проживания разных народов есть случаи создания своего псевдонационального языка. Это идиш, немецкий язык, «приспособленный», модернизированный для евреев. Существует и литература на идише. (Шолом Алейхум). Но можно ли её считать еврейской литературой? Если она пережила свое время - то да, если нет - то нет.

«Русишь» дальше создания отдельных слов не пошел. Воробейчик вместо воробушка, соловейчик вместо соловушки. Но они создали в России т.н. русскоязычную поэзию, шире русскоязычную культуру. Чем она  отличается от русской?  В ней  отразились многие характерные черты еврейского племени со всей его избранностью и трагической судьбой. Еврейская публицистка, живущая в Германии, представительница «третьей волны» эмиграции, Соня Марголина пишет: «Еврей - не фантастическая выдумка. Его самосознание начинается с ощущения «отличности». Оно коренится в традиции избранности, которая потеряв религиозную непосредственность, реализуется в мирской сфере чувством превосходства и нарциссизма». Когда эти черты преобладают в творчестве перед нами русскоязычные поэты, художники, философы. Когда они (эти черты) отходят на второй план или вовсе изживаются, художник становится русским. С этим приходит русское  восприятие многого, прежде всего природы, она становится родной. А через это художник начинает по-своему чувствовать Творца, Божественное присутствие в природе. Он проникается высокой и светлой печалью, которую и отражает в своем творчестве. Художник Константин Коровин, приятель Левитана, вспоминает совместные походы на этюды: «Мы остановились. Посинели снега, и последние лучи солнца в темном лесу были таинственны. Была печаль в вечернем свете.

- Что с вами? - спросил я Левитана.

Он плакал и грязной тряпочкой вытирал у носа бегущие слезы.

- Я не могу, - как это хорошо! Не смотрите на меня, Костя. Я не могу, не могу. Как это хорошо! Это - как музыка. Но какая грусть в лучах, в последних лучах».

Впоследствии Левитан писал: «Я никогда еще не любил так природу, никогда еще так сильно не чувствовал это божественное нечто разлитое во всем».

3. Для чего я поднял этот болезненный и почти запретный вопрос? Надо преодолеть односторонность и монизм в попытках понять и разрешить его.

Жизнь много таинственнее, чем мы представляем и утверждаем. Есть и некая тайна в судьбе евреев, живущих в среде других народов, по сути, в изгнании со своей исторической родины, как они, по крайне некоторые, считают. Разрешить ли эту тайну создание государства Израиль или нет, покажет время. Или их судьба жить в рассеянии до конца времен. Нам же надо принять реальность такой, какой она есть.

Существуют, живут и творят вместе с нами русские евреи, русские татары, русские грузины и т.д. И соответственно существует русскоязычная поэзия и культура в целом. Не надо считать её русофобской, хотя где-то они смыкаются. У неё свои оценки и пристрастия. Для некоторых «И.Бродский - это Пушкин сегодня». Может быть, для них это и так, но не для нас. И одновременно Бродский «свой из стаи как написала о нем Людмила Штерн: «Иногда он раздражался, что я его опекаю, как еврейская мама, даю непрошенные советы и позволяю себе осуждать некоторые поступки...Но мы были из его стаи, то есть «абсолютно свои». Все-таки «свой из стаи» или «Пушкин  XX века»? Весьма характерно и высказывание телеведущего А.Архангельского: «Вот 24 мая - надо спокойно понимать, что родились два гения, надо равно воспринимать «Тихий Дон» и «Рождественский романс» Бродского». Я привел эти примеры для того, чтобы мы понимали, что существует два понимания русской культуры, талантов и гениев её, и ясно осознавали, с чем мы имеем  дело и наша забота о русской культуре, её существовании и процветании должна быть главной для нас. А русскоязычные «гении» не для нас.

4. Имеет ли право на существование русскоязычная культура, поэзия в частности, или это сорняки, плевелы в русской культуре, которые надо беспощадно выпалывать и сжигать? Несомненно, имеет, раз кому то она близка, если она сохраняет нерусских русских в мире культуры. Тем более мы видим, как нерусские по происхождению творцы могут органично влиться в русскую культуру и обогатить её. Опасность здесь заключается в  том, что её усиленно пропагандируют и пытаются поставить на место подлинной русской культуры, замалчивая при этом подлинных русских гениев. Русскоязычная культура внутренне чужда русскому человеку и преобладание  её в культуре приведет к тому, что простой человек охладеет к культуре вообще, что мы уже и наблюдаем,  но даем этому другие объяснения. Понимание этого нужно всем, чтобы не быть «опущенными» в низкопробный «культурный» шоу-бизнес, ведущий к деградации человека любой национальности. Замечу еще, что русскоязычная культура недолговечна. Она редко переживает свое время, несмотря на то, что её искусственно сохраняют и даже пропагандируют какое-то время. Русскоязычный «гений» редко переживает свое время. Сколько таких «гениев» безвозвратно кануло в лету. Само время «выпололо» их из русской культуры.

5. Поводом для написания этой статьи стали строки В.Бушина, приведенные в газете «День литературы» от августа 2015 года. Читаем: «В.Бондаренко сообщает, что «позже» (уже в «мировой культуре» или как написано пропуск в неё? - В.Б.) у Бродского было «всё - эмиграция, ёрнические стихи о России, выпады против христианства, попытки уйти из русской культуры в американскую. Не хило, правда? И каков вывод? «Он так и «остался великим русским поэтом». Хот стой, хоть падай». Чем же обосновывает свое утверждение В.Бондаренко: «Почти перед каждым Рождеством поэт с библейским именем писал о  Рождестве». (хот имя ему дал отец в честь Сталина). Он подчеркивает его имперскость и милитаризм, он любил двух русских женщин, считал, что место женщине на кухне и у люльки, был откровенным противником феминизма, воспринимал женскую сексуальную революцию как недоразумение. А главное, вместе с А. Бобровым считал его «русским поэтом по Языку и Судьбе». И одновременно оба они отмечали дух изгнанничества, господствующий у него. Собственно оба они и книги свои  назвали Бобров первоначально «Иосиф Бродский. Вечный жид», в последний момент название изменили «Вечный скиталец». Такая глава есть и в книге Бондаренко, хотя эта важнейшая глава  тоже называлась «Вечный жид». Русский поэт, да и не только поэт, может ощущать себя странником и пришельцем в этот мир, но никогда идейным  скитальцем и изгнанником.

6. А может быть  И.Бродский просто еврейский поэт, как считают в Израиле?  Еврейский поэт должен писать на иврите или на худой конец на идише и жить в Палестине. Ничего этого мы не наблюдаем. А почему обязательно быть русским или немецким поэтом, художником или композитором еврею по происхождению? Наверное, потому, что для них тогда есть идеал и есть примеры, хотя может быть и не частые, но несомненные. Исаак Левитан, Мендельсон, Густав Малер. И это бесспорные имена в русской и немецкой культуре. Да термин  русскоязычный как бы нарушает некоторые табу, но и снимает напряженность и недоговоренность, существующую между русским и евреями по крови. Нам жить вместе и мирно еще долго, если мы поймем друг друга. А это так важно в мире, где столько вражды и ненависти. Собственно это и  подвигло меня на написание этой статьи.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Георгиевич Дверницкий
Диптих
25.08.2024
Россия и Украина
Об образе будущего мира в Европе и Евразии
09.08.2024
Вавилонские башни последнего времени
Это как бы суррогаты всеобщего стремления людей к Богу, к нашей мечте о «новом небе» и «новой земле» Апокалипсиса
18.07.2024
О государственной реальности
В какой стране мы живем и будем жить?
13.06.2024
О русском мире
В наше время существование суверенной, самобытной и независимой России говорит о возможности другим народам сохранять свою культуру, свою самобытность и независимость, несмотря на давление англосаксов
09.04.2024
Все статьи Борис Георгиевич Дверницкий
Александр Сергеевич Пушкин
«Тайна вечности А.С. Пушкина»
О сборнике «Пушкин: незаходящее солнце мировой культуры»
02.09.2024
Почему я не люблю Америку
Предел американской мечты — создание постчеловеческого мира
30.08.2024
«Не дают житья Александру Сергеевичу»
Лишать Одессу Пушкина – значит обрекать её на безликость, заурядность, невыразительность
07.08.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.09.2024 12:51
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Константин В.
14.09.2024 10:46
Вернуть в семью закон, устранив беззаконие
Новый комментарий от РомКа
14.09.2024 10:44
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Наблюдатель
14.09.2024 10:24
Критерии избрания царя на Земском соборе 1613 года
Новый комментарий от РомКа
14.09.2024 10:20
Что случилось с Поклонской?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
14.09.2024 09:34
Их остановит только готовность ответного удара по США…
Новый комментарий от Калужанин
14.09.2024 09:12