В 2015 году в текстильной и легкой промышленности долгожданный перелом к лучшему так и не наступил. Объемы производства продолжают снижаться, а пресловутое импортозамещение пока так и не заработало.
Год очередных разочарований
По-прежнему продолжается многолетний затянувшийся кризис в отечественном легпроме. Все предыдущие правительственные стратегии, в разные годы специально написанные с целью отраслевого легпромовского развития, никакой существенной пользы пока не принесли. В многострадальной легкой промышленности до сих пор не происходит никаких ощутимых улучшений и не наступает никаких качественных переломов.
Весьма показательно, но не изменилась данная проблематичная ситуация и в текущем году - спад производства продолжается. Об этом совершенно объективно свидетельствуют основные отраслевые статистические показатели.
По итогам работы предприятий за девять месяцев текущего года индекс промышленного производства в текстильной и швейной отраслях составил 87,4 % по сравнению с аналогичным отчетным периодом 2014 года. А подотраслевая структура снижения объемов промышленного производства выглядит следующим образом. В текстильном производстве - снижение индекса на 0,2 %, в производстве и переработке кожи - на 13,7 %, в производстве обуви - на 13,3 %, в швейном производстве - сокращение на 23,7 %.
Множество серьезных проблем
Российская текстильная и легкая промышленность на сегодняшний день находится просто в критическом положении. Не замечать или не признавать этого - значит не уважать самих себя.
Все самые серьезные внутриотраслевые и системные проблемы, которых более чем достаточно, до сих пор оказались так и не решенными. По-прежнему остается целый ряд сложнейших противоречий, которые не позволяют даже помышлять о возможностях выхода из затянувшегося кризиса, не оставляют абсолютно никаких надежд на успешное интенсивное развитие. Среди них: отсутствие полноценной внутренней сырьевой базы; фатальная недоступность кредитов и других источников среднесрочного и долгосрочного финансирования, необходимых для активизации производственно-экономической деятельности и для развития производства; частичная безвозвратная утрата производственных мощностей; высокая степень изношенности пока еще сохранившегося технологического оборудования, а также весь комплекс проблем, связанный с доступностью и приобретением нового оборудования; отсутствие каких-либо перспектив по производству отечественного текстильного и швейного оборудования, ликвидированного еще в ранние постперестроечные годы; катастрофические потери внутренних и внешних рынков сбыта; тотальная коммерческая агрессивность на российском рынке иностранных конкурентов и «наших западных партнеров» (инвесторов, кредиторов, производителей и торговцев); либеральная финансовая, промышленная и торговая политика, не позволяющая приступить к комплексному решению всех перечисленных выше проблем; отсутствие разумной государственной программы по выведению отрасли из кризиса и планов дальнейшего отраслевого развития. Следует отметить, что на бумаге такие правительственные программы периодически появляются, но до сего времени ни одна из них так и не была полностью реализована.
Отсюда напрашивается вполне естественный вывод, что без централизованного решения всех возникших и за долгие годы накопившихся проблем и последствий, без серьезной государственной поддержки, без реализации специально разработанной программы новой индустриализации отечественная легкая и текстильная промышленность, как один из системных элементов всей экономики России, самостоятельно не поднимется и будет попросту обречена на дальнейшую деструкцию. Один-единственный Минпромторг тут не поможет.
Импортозамещение и ставка на внешние инвестиции
Отечественная легкая промышленность постепенно деградирует - это факт.
Тем временем, в самую, как принято выражаться, текстильную область России спокойно продолжают приходить крупные зарубежные производители. И приходят они, конечно же, не для того, чтобы поднимать из руин отечественный легпром. Они приходят не для того, чтобы заниматься провозглашенным в чужой для них стране импортозамещением. Зарубежные производители и коммерсанты приходят в Россию для того, чтобы завоевывать для себя новые промышленные территории и рынки сбыта.
Несколько недель назад в Кохме (Ивановская область) состоялось открытие нового итальянского текстильного предприятия. Мероприятие прошло, как и положено в таких случаях, солидно и торжественно. В церемонии открытия приняли участие представители областного правительства, разного рода коммерсанты и видные общественники. Одним словом, чувствовалась усиленная «забота» за дальнейшую судьбу знаменитого ивановского текстиля.
Безусловно, итальянская текстильная компания «Стеллини», специализирующаяся на производстве жаккардовых тканей, трикотажных полотен, галантереи и полипропиленовых нитей - неплохой инвестор. Но, несмотря на это, все-таки возникает вопрос. Неужели в настоящее время нет никакой возможности самим организовать аналогичное производство? Ведь такие предприятия существовали и вполне успешно работали в советские годы. В 70-е и 80-е годы на таких фабриках выпускалась продукция высочайшего качества (жаккардовые ткани, трикотажные полотна, галантерейные изделия). Причем, в значительно больших объемах, нежели потенциальная проектная мощность данного итальянского инвестора.
Теперь, по всей видимости, в городе знаменитого российского текстиля (и в «городе невест»), а также в его не менее знаменитых текстильных окрестностях будут полноправно хозяйничать зарубежные текстильщики. Удивительно, но это тоже факт!
Совсем недавно была официально озвучена еще одна довольно интересная «импортозамещающая» протекстильная инициатива.
Дело в том, что в Московской области готовится к реализации новый инвестиционный проект крупного вьетнамского парка легкой промышленности. В связи с этим возникает еще один вопрос. А почему бы не заняться восстановлением родных российских текстильных предприятий, расположенных на административной территории Москвы и Московской области?
Безусловно, обе упомянутые страны (Италия и Вьетнам) обладают великолепными текстильными традициями, богатейшим опытом организации работы в этой промышленной сфере. Они считаются одними из лучших в мировой текстильной индустрии. И, тем не менее, внутренняя государственная поддержка ивановских и подмосковных производителей была бы в долгосрочной перспективе более разумной и рациональной. Зачем внешним инвесторам отдавать свое самое лучшее, пусть и находящееся сегодня в условиях кризиса? Вьетнамским, итальянским и другим зарубежным бизнесменам можно было бы предлагать новые производственные площадки в Сибири и на Дальнем Востоке. Если они хотят вкладывать свои свободные средства, пускай вкладывают там, где это было бы выгоднее прежде всего России. Этим процессом надо управлять, а не пускать на типичный неолиберальный самотек.
Если политика так называемого импортозамещения не нацелена на развитие собственной производственной базы, а направлена лишь на поиск очередных зарубежных инвесторов-«спасителей», то такая экономическая деятельность не будет иметь необходимого позитивного результата. Никакого развития собственного производства в итоге не произойдет, а влияние «зарубежных партнеров» останется, даже усилится.
Инвестиции инвестициями, но пока не меняется к лучшему и ситуация в сфере внешней торговли. Стабильно сохраняется все та же огромная зависимость от зарубежных поставщиков текстиля, одежды и обуви на российский рынок.
Казалось бы, не первый год везде и всюду декларируются всякого рода инициативы по импортозамещению, но, несмотря на это, российские производители товаров легкой промышленности занимают, по разным оценкам, приблизительно 20-25 % своего собственного российского рынка. И никто из ответственных чиновников не считается с интересами местных производителей. Никто о реальном импортозамещении не думает.
Следует привести весьма показательный и поучительный пример. Только за первых три квартала 2015 года и только из одной Турции в Россию было импортировано текстиля и обуви на сумму 562 млн. долларов (!). Объемы более чем внушительные! Так где же импортозамещение?
В данном конкретном случае вся эта неолиберальная «импортозамещающая» система продолжает безукоризненно работать. В России действует огромное количество оптовых торговцев, специализирующихся именно на товарах турецкой легкой промышленности - это их долгосрочные коммерческие партнеры и торговые агенты. А многие российские торговые сети даже размещают свои заказы напрямую на турецких фабриках, минуя звено оптовой торговли.
В условиях все более радикально проявляющихся политических разногласий и имеющих место конфликтов импорт турецких товаров, видимо, в самое ближайшее время будет значительно ограничен. Все это правильно, давно пора к этому приступать. Есть надежда, что эта правительственная инициатива всячески будет поддержана.
При этом, остаются совершенно непонятными громогласные заявления некоторых околотекстильных чиновников и общественников, утверждающих, что в условиях возникшего российско-турецкого конфликта следовало бы компенсировать турецкие импортные товарные потери при помощи увеличения объемов импортных потоков из других стран. В частности, в ходе таких заявлений были публично упомянуты Китай, Индия и Иран.
Комментарии, что называется, излишни. По уровню развития легкой промышленности эти страны выглядят более чем прилично - партнеры они крепкие. Во внешнеполитическом плане к этим странам также не возникает больших претензий, их двусторонние взаимоотношения с Россией носят дружественный и партнерский характер.
Все это так, но вполне закономерный вопрос возникает совершенно по другому поводу. Почему опять некоторые влиятельные деятели забыли про давным-давно объявленное в стране импортозамещение? Ведь в этих условиях текстильные изделия, одежду и обувь должны производить сами российские промышленники. И ничего сверхъестественного в этом нет. Надо лишь изжить в себе комплекс чванливых неолибералов, живущих и работающих по ложному для страны и народа принципу: зачем возрождать свое производство, если все можно купить.
Вот и получается в итоге такое странное импортозамещение - одних зарубежных поставщиков, если потребуется, резво поменяем на других. А отечественный легпром, к огромному сожалению, пока возрождать и развивать было некому.
Вместо послесловия
О том, что отечественная легкая промышленность находится сегодня в тяжелейшем положении, «в зоне риска», 3 декабря в своем ежегодном послании еще раз совершенно справедливо напомнил депутатам Федерального Собрания, министрам Правительства Российской Федерации и влиятельным представителям российской общественности Президент России В.В.Путин. Предупредительный звонок, образно выражаясь, наконец-то прозвенел. Есть надежда, что он будет услышан. А значит в самое ближайшее время по этому поводу должны будут последовать необходимые властные поручения. Следовательно, надежда на сохранение и дальнейшее возрождение легкой промышленности еще остается.
8. Re: Пресловутое импортозамещение так и не заработало
7. Ответ на 6., рудовский:
6. Re: Пресловутое импортозамещение так и не заработало
5. Re: Пресловутое импортозамещение так и не заработало
4. Re: Пресловутое импортозамещение так и не заработало
3. Ответ на 2., Николаев.:
2. Отечественная легкая промышленность постепенно деградирует - это факт.
1. Re: Пресловутое импортозамещение так и не заработало