В грандиозной церемонии открытия Сочинской Олимпиады-2014 был практически единственный момент, который меня не то что даже расстроил, а «царапнул», ввел в недоумение. Речь о представлении русского алфавита, когда каждой букве соответствовал великий человек нашей земли, фамилия которого начиналась на эту букву. На Ш значился Шагал, почему - лично мне не совсем понятно. Дело, конечно, не в каких-то этнических фобиях и не в отношении к творчеству, хотя, признаться, стилистика Шагала совсем не в моем вкусе. Просто сопряженность этого художника с историей и культурой России объективно близка к минимуму. Он родился и провел детство в еврейской среде Витебской губернии, довольно мало сообщавшейся с окружающей белорусской средой, не говоря уже об великоросской. Затем учился в Петербурге и вращался в кругах тамошней либерально-космополитической интеллигенции, весьма далекой от любой национальной укоренённости, в том числе и русской. Париж, опять ненадолго город на Неве, вновь Витебск, где после революции Шагал получает место комиссара по делам искусств. Советская Белоруссия как раз начинала путь к интересному эксперименту 20-х-30-х годов, когда она фактически не была национальным образованием белорусского или русского народа, вся официальная жизнь шла на четырех языках - белорусском, русском, идише и польском. Ненадолго Москва, работа в еврейской трудовой школе-колонии и еврейском театре, в 1922 году - отъезд в Литву, а затем навсегда в дальнее зарубежье. Следы русских мотивов в творчестве знаменитого мастера отсутствуют почти полностью. Назвать его русским или хотя бы российским художником - все равно что Сибелиуса русским композитором, Голду Меир и Владимира Жаботинского - русскими политическими деятелями (у Жаботинского на это прав, пожалуй, даже побольше), Рабиндраната Тагора причислить к английским, а Редьярда Киплинга, соответственно, к индийским литераторам. Ей-Богу, лучше бы на Ш был Шолохов или Шаляпин.
Однако Шагал, не будучи русским деятелем культуры, не был и антирусским. А вот другая персона, имеющая отношение к Белоруссии, свою русофобию не скрывает и едва ли не бравирует ей, однако отечественная либеральная интеллигенция практически насильно призывает гордиться достижениями данной персоны. Речь, как вы, наверное, уже поняли, о свежеиспеченной нобелевской лауреатке Светлане Алексиевич. Родилась она на Западной Украине в семье белоруса и украинки, всю сознательную жизнь провела в Белоруссии, после распада СССР долго жила в Западной Европе, недавно вернулась на родину. В советское время написала по-своему сильное произведение «У войны не женское лицо» - ну, как написала, собрала воспоминания женщин, переживших ВОВ, и литературно обработала; это вообще едва ли не единственное ее амплуа - переложение чужих рассказов. Уже в 90-х отметилась «Чернобыльской молитвой». Политическая позиция, как уже сказано выше, яро антироссийская и антирусская. Неистово ругает Лукашенко, в первую очередь как раз за дружбу с Москвой. После возвращения Крыма в родную русскую гавань Алексиевич написала статью для Frankfurter Allgemeine, где, в частности, блеснула следующими перлами: «После долгих лет унижения все хотят "маленькой победоносной войны"...Даже молодежь заражена имперскими амбициями...Путин сделал ставку на низменные инстинкты и выиграл. Даже если бы завтра Путина не стало, куда бы мы делись от самих себя?... Митинг за победу в Крыму собрал 20 тысяч человек с плакатами: "Русский дух непобедим!", "Не отдадим Украину Америке!", "Украина, свобода, Путин". Молебны, священники, хоругви, патетические речи - какая-то архаика...Ярость и ненависть на лицах». Впрочем, русофобских высказываний у дамы и без этого набралось солидное количество.
Не вижу ни одной причины нормальному русскому человеку радоваться за Алексиевич и считать своим ее очевидно политически мотивированный успех. Русскоязычность, кровная принадлежность к триединому русскому народу, общее советское прошлое? На днях еще один человек, отвечающий всем трем обозначенным условиям, Юрий Мушкетик, разразился на страницах украинской прессы феерическим выступлением о «дичайших агрессивнейших московитах», «завшивленных и диких русских войсках», «московских ордах на Украине», «русском мире», который «сродни чуме», далее везде. А ведь Мушкетик в советское время был позаметнее и позвучнее Алексиевич - лауреат ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Дружбы Народов», ордена «Знак почета», лауреат государственных премий СССР, УССР и премии Ленинского комсомола УССР имени Н.Островского, последний глава Союза писателей УССР, а затем первый в эпоху незалежности. Свой последний опус он, надо признать, написал на украинском, но раньше точно такие же выкаблучивал и на русском. И что теперь, если ему, что вряд ли кого-то сильно удивит, выпишут какую-нибудь престижную международную награду, - нам тоже радоваться?
Ну не хотим мы радоваться и все тут. Алексей Навальный, раздраженный этой невосторженностью, написал в Твиттере: «Русофобия путинских дурачков. Им лучше, чтоб премию японец получил, чем пишущий по-русски, но ругающий Путина». Алексей Анатольевич думает, наверное, что удачно съязвил и подколол оппонентов, выявил ущербную парадоксальность «ватного» мышления, но на деле никакого парадокса вовсе и нет. Безусловно, лучше японец. Если это честный японец, пусть даже неистово ругающий свою власть, но не противопоставляющий себя своей Отчизне, народу и культурно-цивилизационной идентичности.
Редактор журнала «Вопросы национализма» Сергей Сергеев, человек далеко не во всем близких мне взглядов, недавно изрек на Фейсбуке замечательную мысль: «Мне одинаково подозрительны те, которым победа в борьбе между любовью к истине и любовью к своему народ - в ту или другую сторону - не составляет труда. У одних что-то не в порядке с сердцем, у других - с головой». Те, кто сейчас бросает в воздух чепчики в честь Алексиевич, решили для себя эту мучительную проблему путем удивительного синтеза: для них истина - это всегда то, что направлено против их народа.
2. Все гораздо проще
1. Re: У премии не русское лицо: еще раз об Алексиевич