Искусство как возвышающий обман и фермент радикализма

0
527
Время на чтение 10 минут

«Если цель искусства - не даровать человеку надежду, то для чего оно вообще?» - сказано кем-то из славных и великих.

Идеальное по содержанию и материальное по форме искусство занимает центр в культуре, предполагает наличие «длинных» денег и не измеряется процентами годового прироста ВВП, а также наградами и взысканиями. Оно рождено любовью, очарованием от родной земли, Звезд на небосводе и «младого двурогого лика Луны». По совокупности данных обстоятельств менее подвижный, чем финансовые потоки, человек обрел способность к двойной - материально-практической и иллюзорно-возвышающей жизни.

Культура со своими храмами («дворцами культуры») есть не только досуг, соц-культбыт и министерские циркуляры. Латинское слово «cultura» проистекает от «cultus» ‒ почитание, культ, высвечивая наличие религиозных корней и ветвей феномена. Красочно много-краевая культура не похожа на «надстройку», «пристройку» и сладкий десерт к чему-то острому. Это есть бытие, живой поток, сосуществование пластов и вечное движение.

Культура как сфера соработничества Церкви и государства формирует верующего и мирского человека, способы передачи опыта поколений, методы борьбы и формы мимикрии. Не иноверная культура - это самоорганизующаяся система мыслящего духа, оправдывающая существование народа перед Богом (Д.С.Лихачев). Важнейшие culturо-созидательные компоненты ‒ искусство и образование.

Земное искусство небесной красоты ‒ утверждение иллюзии и скачок через пропасть бессилия. Как практически-духовное удвоение реальности, оно колеблется между святостью и демонизмом. Действительность одевается блистательным покровом, «что» и «как» (содержание и форма) радостно сливаются и в тишине остановленного мгновения звучит прямая речь Вечности. Быть может, добрый и благочестивый сын Давида царь Соломон был не очень прав. Если все проходит, то нет смысла существования. Художественно инсталлированные мысли и чувства воздействуют на человеческие  чувства  веками и тысячелетиями.

Красота всегда привлекательно-убедительна. Не оформительство и писсуар М. Дюшана в галерее, а идейное Искусство требует жертв, умножает качество личного времени и возвышается над ползучей «философией успеха». Искусство с эстетическим ядром- идеалом как истинное «пиршество духа»  экспонирует глубину и полноту бытия с Всемирной братской цепью. Культ художественности взвевает жизнь до уровня искусства.

Кванты красоты жизни есть предпосылка ее справедливости. Прекрасное порождает добро (прекрасное‒деятель, добро‒субъект). Зародыш любой морали‒ материнская любовь, а высшая степень нравственности - самопожертвование. Однако эстетические элементы начинаются с колыбельной песни, и младенец совершает выбор не нравственный, а эстетический. Искусство радости произрастает на сырье детства, обостряя чувства принятием и юмора, и трагизма бытия. Эстетический идеал - старший брат художественной деятельности и самодеятельности.

Эстетика включает в себя сенсуализм в качестве младшей сестры и часто ассоциируется с эротизмом. Чувственное предшествует логическому. Поэтому оно не во всем высшее, но первое. Поэмы Гомера и теоремы Евклида имеют разное значение, однако в природе искусства со сверкающими на Солнце рапирами красоты ‒ предчувствие научной истины. Напряженная кривая зафиксировалась в живописи и скульптуре раньше, чем была рассчитана траектория космического полета. Наиболее эстетичные формы есть и наиболее экономичные (В. Е.Татлин).

Эмоции и светотени чувств - особый ракурс внутренней жизни. В искусстве созидатель получает больше, чем созерцатель. Духовный мир как субъект в арт-продукте выражается, а в качестве объекта‒ изображается. Стихия самоотдачи не знает сальдо. Демиург живет в  образе и заряжен эстетической силой. Отдавая части духа, художник рождается второй раз для Вечности. Однако «презумпция коммуникативности» искусства предполагает сотворчество, умение морщить лоб на вернисаже и «над вымыслом слезами обливаться». Без воспринимателей ослабевает творческая потенция. Присутствие на выставке или концерте двух с половиной человек только при очень богатом воображении можно трактовать как избранность «творца». Доступность красоты замысла соизмеряет радость восприятия с экстазом творчества.

Искусство как «неосознанная исповедь человечества» (М.К.Мамардашвили) всегда нетерпеливо к грядущему и старше политики, однако директивным образом от нее зависит. Политика‒ ровесница классов и не являет сущностно-глубоководную природу готового к подвигу и преступлению человека. Обуславливая взаимоотношения между членами рода людского, она начинается там, где заканчиваются полномочия традиции и морали.

Недружелюбие капитализма, играющего на дудочке гуманизма, как экстраполяции христианства (по М.Веберу) или еврейского духа (по В.Зомбарту) к Искусству проблематично одолеть на почве самого прекрасного. Нет на свете каждому по Солнцу и этюдные импровизации не всегда совместимы с логикой мастеров политического гипноза. Буржуазия («жители города») с иногда нескромным отсутствием обаяния дисциплинировала «мятежные» аллюры в искусстве.

Стоящий на ступени «чувственной достоверности» буржуазно- фетишистский рассудок скользит по поверхности и не очень активно абстрагируется от действительности, чтобы глубже в нее проникнуть. О том, что антигуманный рынок не порождает святые ценности, догадывался в «Теории нравственных чувств» (1759 г.) Адам-2 (Смит) и, быть может, Адам-1 (Библейский).

Интеллект и таланты оборачиваются в «чувственно- сверхчувственные» вещи- товары с «роковым применением». Тайну товарного фетишизма раскрыл рубивший двери в потолке К.Маркс. Основоположник отмечал, что в капиталистическом обществе писатель является производительным работником не потому, что он производит идеи, а потому, что обогащает книгопродавца, издающего его произведения. Этот же закон неумолимо действует в других областях художественного творчества.

О софизации буржуазного сознания неоднократно сообщал и владеющий искусством писать между строк Гегель: «В наше богатое рефлексией и резонирующее время человек, который не умеет указать хорошего основания для всего, что угодно, даже для самого дурного и превратного, должен быть уж очень недалеким. Все, что есть в мире испорченного, испорчено на хороших основаниях».

Все равны перед Богом. Масштабно-радикальные идеи народилась в наблюдениях за излучающими формами материи. Звезда по имени «Солнце» излучает свою энергию совершенно безвозмездно для всех жителей планеты Земля. В несжимаемых до газетной статьи диалогах мудрец по квалификации Платон излагал не только собственные идеи, но сокровенные мысли Сократа. Он не считал свободное развитие каждого условием свободного развития всех, однако говорил и писал, что в частной собственности скрывается один из источников зла и несправедливости.

И в самом совершенном обществе иногда умирают невинные дети, однако классовой сферой ампутируются гармония и всесторонность существования. Подлинное творчество детонирует протест и отрицает мир раба-господина. Искусство для художника - не существительное среднего рода, а кровосмесительный глагол, пробуждающий чувствительность к социальным изъянам. Искусство как социальный ингредиент обнажает реальность и сотрясает ложные идеологические убеждения.

Сохраняя дистанцию от сюжета о первичности материи, следует заметить, что искусство есть возвышающий обман, однако без него невозможно жить. Большое искусство осуществляет идеалы здесь и сейчас. А правда не всегда есть художественное достоинство. Природа искусства дозволяет человеку с рублем страны проживания - пусть в воображении- вырваться за пределы сущего и предпринять радикальный шаг в зоне идеального.

Трудно промолчать, что всякое неродовое общество реально и ирреально одновременно. Мечты и идеалы свершаются не только в искусстве, но и в социально- политических изломах. Абсолютная обусловленность от жизненных обстоятельств изготовляет рабскую ментальность, а полная абстрагированность от нечеловеческого бытия формирует сознание стоика.

Утомленное рабское мировосприятие есть цепь, сковывающая личность. Стоическое сознание освобождает человека. Однако эта воля - символическое плацебо, ибо отвлекающийся от реальных проблем субъект бессилен перед антипоэтичной действительностью. Не изменяя реальность, индивидуум - терпила  впадает в подобие сомнамбулизма. Так сознание оказывается на пороге скептицизма.

Ветхий и Новый Заветы всячески смягчали участь раба. Рекомендовалось брать плебеев из иноплеменников. Владелец должен был отпускать купленного раба через шесть лет после его использования по прямому назначению (Исх. 21:2), купленную для рабства чью-то дочь, если она лишается в доме «пищи, одежды и супружеского сожития» (Исх. 21:10-11), а также раба, которому выбили глаз или зуб (Исх. 21:27).

Одним из высоких качеств является искусство распознавания момента, когда смирение и стоицизм превращаются в порок раболепия. Нет смысла жизни ни в отрешении от себя, ни в жизни для себя. Испытывать свою фортуну важнее, нежели сберегать невозмутимость духа. Выход из конфликтной ситуации там же, где и вход- от созерцания мира человек должен перейти к его улучшению. С самого рождения обреченный на генеральный экзамен по входу в Вечность индивид должен взбунтоваться. Все великие гуманисты варьировали бодающихся Homo с особым «сгибом» ума и воли. Одной из мировых вершин айсберга бунтарской литературы стал благородный разбойник Робин Гуд.

Красота не совершает революций, однако вздрагивающая «повивальной бабкой» насилия политика ощущает потребность в эстетике. В периоды исторических разломов поэзия предшествует прозе. Закономерный вопрос любого радикального движения‒ как определяемся «мы»? Прочитавшие кубометры мудрых книг редко приходят в революционный экстрим. Так не всегда поступает даже самое ценное кадровое меньшинство. Основной массив повстанцев- инсургентов прибывают через эстетику. «Мы» ‒ это те, у кого мир возбуждает эстетическое отторжение. На огонек революционной красоты, как чайки на маяк, слетаются «свои». Эстетика тянет за собой политику.

Эмоции искусства не всегда укладываются в «катарсис» и иногда стремятся к действию. Музыка и песни - не только аудиальные свидетели эпохи, но и духовное оружие политического гротеска с всенародным колебанием стремящегося к хлебу и зрелищам плебса. Слово вызывает чувство, а музыка‒ откровение без рациональных аргументов и доказательств. Музыкальная ткань синтезирует мгновение и Вечность. Не все творцы «обязательно» были голодными, однако и формула «будет хлеб ‒ будет и песня» не имеет запаха Универсалии.

Охваченный жаждой всесожжения Поэт и Гражданин Эжен Потье уловил притягательные черты Парижской Коммуны и  назвал свой политический хит «Интернационал» (муз. П.Дегейтера). Оно звучит по ведомству «реализм» и не поддается модернистской аранжировке. Вопреки иронистам, мажорные слова (перевел на русский язык А.Я.Коц) и мелодия актуализируют макро-социальный аспект эстетики. Как символ и оружие борьбы, данный не оранжевый продукт духа стоит вместе с красным знаменем, пяти- и шестиконечной звездой, изображением серпа и молота.

За семьдесят два дня пролетарской весны и потоков французской крови красное знамя утвердилось как притягательно-объемный образ. Красный - основной геральдический цвет бунта, восстания и борьбы. Вероятно, раннекроманьонский Homo и измочаленный раб воспринимали проливаемую во имя сакрального кровь как воплощение самой жизни и верили в магию красного цвета. Алые цветы, плоды и предметы заменяют кровь во многих обрядах и обычаях.

В результате анализа французского политического либидо систематически живым ленинским самосознанием был сотворен «мир-дух» под названием «партия качественно нового типа». Возбудителем очагов политического действия и организационной пружиной шлифовки-консолидации убеждений стал печатный орган «Искра». Архетипично-агитационный язык революционной публицистики на страницах бумажной газеты идеологизировал обыденное сознание.

Конспектируя Гегеля, В.И.Ленин полагал, что «Мысль о превращении идеального в реальное глубока и очень важна для истории». Образы мятежной природы, материал народного творчества, песен, сказок, пословиц и поговорок, а также термины «азитчина» и «азиатский деспотизм» использовались партийным вождем-публицистом на таких же правах, как и цитаты классиков.

Во главе великих свершений явно или неявно стоял изобретательный инициатор ‒ в современном понимании топ-менеджер проекта, ищущий ключ к сердцу массы. Вожди появляются на историческом прилавке в ответ на массовый потребительский спрос. Пребывание в зоне дискомфорта (ссылки-аресты и лишения-воздержания) создает абсолютный дух харизмы и очень украшает революционных лидеров от Ленина до Гарибальди и от Каддафи до Манделлы.

 «Профессиональные революционеры» с огнем внутреннего недовольства совсем не онегинского толка воспитывались на картинах передвижников со струей сатиры, молились в теории и слегка отвергали на практике рабоче-крестьянские массы. Революционер по профессии не работал на полставки доцента или дворника и стал демиургом истории.

Вовремя прочитанная книга ‒ огромная удача. Подобно главным персонажам рублевской  «Троицы», одухотворенный романом в прозе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» В.И.Ленин и новая интеллектуально-активная структура без коллективного членства были неслиянны и нерасторжимы. Мир реальности не всегда живет по пергаментам и фолиантам. Однако житие-бытие иногда подражает искусству и в литературном образе можно увидеть одухотворенного реализатора со сверхзадачей.

Одержимость идеей революционного левого поворота пренебрегает трезвым анализом возможностей- последствий. Не маленькая революция продуцирует новую нравственность. Дышащая драмой и водкой Россия-Евразия без олигархов услышала Зов Космического Беспредельного. Многотысячные жертвы на алтаре ищущей не среднего, но последнего пасхально-коммунистической веры, должны были доказать магическую связь между идеальной политико-эстетической формой и ее реальным воплощением на одной шестой части суши.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Ответ на 2., Потомок подданных Императора Николая II:

.... следует заметить, что искусство есть возвышающий обман, однако без него невозможно жить....

То есть без обмана мы как бы и жить не можем и обман есть необходимое условие нашей жизни? Занятно ...
Лебядкин / 08.10.2015, 05:45

3. Re: Искусство как возвышающий обман и фермент радикализма

У нас есть Победа. Но - внешняя.Теперь нас принуждают к отказу от нее. Именно внешнему отказу. Зачем? Затем, чтобы Россия через это достигла духовную Победу в себе, в самосознании. Если бы у нас было самосознание Победы духа над антихристом... то не надо было этого и пояснять. Но у нас есть волевая Победа духа над антихристом и нет самосознания этого. Для нас наша Победа лежит в наличном бытии, в природе. Нечто объективное. Но не субъективное. Субъективно мы еще воюем. Мы еще внутренне воюем с антихристом, хотя народы мира ждут от России понимания ей ее Великой Победы духа в Истории. Мы уже победили в Истории. Но не понимаем этого. Условием понимания выступает парадокс отказа от Победы внешней, при условии этой внешней формы Победы нетронутой.Но, поскольку мы сами это сделать не можем, ибо наше сознание еще воюет с антихристом, то у нас пытаются забрать внешнюю форму Победы. И теперь мы начинаем понимать, что если у нас заберут форму Победы в мире, то мы потеряем и свой дух как народ. Этот внешний проигрыш подталкивает наше сознание к обнаружению духа внутри народа, а не во внешней идее войны за мир (против антихриста). Однако, если мы уступим и потеряем внешнюю завоеванную форму Победы (духа в Истории над злом), то тем более уже не достигнем самосознания духа Победы.Ибо не от чего будет исходить из внешнего во внутреннее. Ведь дух есть единство внешнего и внутреннего во внутреннем при продолжающейся связи-переходе внешнего во внутреннего и наоборот, по спирали Истории. Теперь, когда нас пытаются лишить формы Победы, мы сталкиваемся с отрицательным духом этого и тем самым обнаруживаем положительный дух Победы внутри себя. И не просто сталкиваемся, а видим умом. Ибо нас лишают нашего Великого, нашего сущностного. По большому счету мы должны были сами отказаться от внешней формы Победы в пользу внутренней. Чтобы понять. Но в условиях Холодной войны это означало бы проигрыш, а не самосознание. Россия все равно придет к самосознанию Победы. Но, теперь уже втянет в эту орбиту и Европу и США...которые пытаются отнять у нас внешнюю и внутреннюю Победу. Мы видим, как своими действиями, Промыслом все оборачивается к усилению России , качественному...
Бондарев Игорь / 08.10.2015, 05:11

2. Re: Искусство как возвышающий обман и фермент радикализма

++Сохраняя дистанцию от сюжета о первичности материи, следует заметить, что искусство есть возвышающий обман, однако без него невозможно жить. Большое искусство осуществляет идеалы здесь и сейчас. А правда не всегда есть художественное достоинство. Природа искусства дозволяет человеку с рублем страны проживания - пусть в воображении- вырваться за пределы сущего и предпринять радикальный шаг в зоне идеального.++ Это точно Бондарев Игорь в своём развитии через двести лет.

1. Re: Искусство как возвышающий обман и фермент радикализма

"«Профессиональные революционеры» с огнем внутреннего недовольства совсем не онегинского толка воспитывались на картинах передвижников со струей сатиры, молились в теории и слегка отвергали на практике рабоче-крестьянские массы. Революционер по профессии не работал на полставки доцента или дворника и стал демиургом истории." Ой ли... Тогда вся история под вопросом - "куда эта история?" "Бог, будучи благ и независтен (щедродателен), дал человеку свободу в отношении к добру и злу, одарив его разумом, чтобы, созерцая мир и что в мире, познавал он Сотворившего всяческая для человека. Но человек неправедный может желать и не разуметь этого, может, к своему несчастью, не веровать и мыслить противно истине. Такую имеет человек свободу в отношении к добру и злу!" /прп. Антоний Великий, 89, 86/
Лебядкин / 07.10.2015, 14:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеевич Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Алексеевич Емельянов
Последние комментарии
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Vladislav
02.01.2025 22:05
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от Игорь Бондарев
02.01.2025 20:57
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Алекс
02.01.2025 18:56
Сотворение Америки. От избранного народа к народу избранных. Часть III
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.01.2025 18:55
Наше новогоднее кино
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
02.01.2025 15:09
После Сталина
Новый комментарий от Александр Волков
02.01.2025 09:56
«Будем идти только вперёд»
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.01.2025 08:02