Вскоре после Тысячелетия Крещения Руси. Часть 2

Новости Москвы 
0
407
Время на чтение 4 минуты

Дебаты по литургическим  вопросам

В это время в нашей северной столице в стенах духовных школ  прошла весьма представительная конференция по данным вопросам. В центре внимания был известный американский православный богослов  о. Иоанн Мейендорф. Центральный тезис его выступления на тему «Изменяемость и неизменность православного богослужения»: Евхаристия - центр литургической жизни. Разнообразие содержания богослужебных чинов, по словам о. Иоанна, неизбежно, но самоцелью оно не является. Перед Русской Церковью стоит особая ответственность в плане отношения к богослужению ввиду того, что она имела трагический опыт раскола в 17 веке.  По мнению о. Иоанна, тогда было приведено исправление богослужебных книг, а не реформа.  Источники, которые использовались для исправления, были, по его словам, «не без латинских влияний». Между тем, переход Русской Церкви на иерусалимский устав в 14 веке прошел безболезненно, а это была куда более значительная реформа, чем при патриархе Никоне.  Причиной этого является то, что она носила более естественный и органичный характер.  Немного ранее в Малороссии митрополит Петр (Могила) провел  гораздо более значительную реформу. Там она была принята и ее результаты использовались для исправления книг в Москве. Богослужебная реформа II Ватиканского Собора имела целью возвращение к древней, более аскетической практике, к национальным языкам. Она имела большое экуменическое значение, способствовала сближению между Востоком и Западом. Однако по причине секуляризации, эта реформа лишь частично оздоровила богослужебную жизнь Католической церкви.  Далее о. Иоанн провел параллель между печальным опытом обновленцев по реформированию богослужения и II Ватиканским Собором. Для обновленцев была характерна погоня за секулярной современностью в отрыве от церковного народа. Произошел раскол, и самые желательные реформы были скомпрометированы. В заключение о. Иоанн сказал следующее: «Богослужение выражает предание во времени, оно остаётся неизменным по существу и не должно быть в отрыве  от святоотеческого опыта. Нельзя импровизировать. В то же время изменения, чтобы сделать богослужение более доступным, неизбежны. Но они не законны, если они проводятся через разрыв с иерархией и в отрыве от народа, навязываются сверху, преследуя цель приспособления к миру».

Нынешний Патриарх, тогда архиепископ, запомнился своим концептуальным докладом в присущей ему динамично-энергичной форме. «Необходимо осуществлять церковное свидетельство всеми средствами и силами. Не просто свидетельствовать о Христе, а актуализировать для всего мира то, что совершил Христос». «Евхаристическая община - не замкнутая группа, отгороженная от мира, а община кафолическая». «Церковь не только для себя, но для всего мира, она должна быть понятна». «Нельзя налагать на современного человека бремена неудобоносимые - они могут послужить препятствием». «Богослужение может изменяться с течением времени. Все эти вопросы необходимо соборно осмыслять». Докладчик критиковал крайнюю точку зрения,  исключающую саму постановку подобных вопросов, считающую, что это принципиально невозможно, идеализирующую какую-либо одну модель богослужения, догматизирующую ее.  Предлагал восстановить институт оглашенных, с которыми нужно заниматься с серьезной катехизацией - «тогда бы и ектенья об оглашенных имела бы реальное содержание». За восстановление практики совершения крещения взрослых накануне Пасхи и в день Пятидесятницы, как это было в Древней Церкви - и это должно быть «не частным делом, а делом всей общины». Критиковал две крайности при совершении исповеди: очень редкое ее совершение, а с другой стороны ее непременное проведение перед каждым причащением. Такой подход к исповеди, как обязательный перед каждым причащением,  напоминает «пропуск», формализует дело величайшей важности. Коснулся докладчик и вопроса о литургическом языке - вопроса, который рассматривался «еще в начале века». Этот вопрос «существует и ждет общецерковного обсуждения. Для тех, кто озабочен вопросами церковного свидетельства, он стал препятствием для усвоения богослужения».

В заключение владыка еще раз подчеркнул необходимость того, чтобы эти вопросы обсуждались не элитарно, оторвано от народа, а с просвещением его и вовлечением в общецерковные дела. В процессе дальнейшей работы конференции он еще раз коснулся этого вопроса: «Проблема существует, она стоит остро. Мои тайные мысли - перевести языковую проблему из области интриги и подозрительных предположений - в плоскость соборных дискуссий. Я не сторонник самых радикальных решений, я против замалчивания реально существующих проблем».  За соборное обсуждение этих вопросов выступил и о. Иоанн. Он привел пример Сербии, где вопрос богослужебного языка решался по усмотрению каждого прихода.

Запомнились еще выступления С.С.Аверинцева и архимандрита Рафаила (Карелина). По вопросу языка богослужений они в перерыве вступили в дискуссию. Было интересно наблюдать этих высоколобых мыслителей в очках с толстыми линзами (часто таких называют «книжными червями»).  В их непосредственности было что-то от блаженных.

Аверинцев: «Церковь не должна быть в холодном горделивом безразличии». «Надежда, что весь церковный народ обучится церковнославянскому языку - вне пределах реальности. Я верю в возможность органичного сплава русского языка с церковнославянским. Сделать это будет трудно, но не думаю, что не невозможно».

О. Рафаил был настроен более радикально: «Церковь отвергла переход и на русский язык и на новый календарь еще в период борьбы с обновленчеством».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Монастырские посиделки сорокалетней давности
Из архива настоятеля, насельника Данилова монастыря, 1985 г.
03.09.2025
«Мы должны готовить не граждан мира, а граждан России»
На Дне знаний в Московском Педагогическом Университете
02.09.2025
В Вышенской пустыни в год ее 400-летия
Впечатления от поездки в Шацк и знаменитый Свято-Успенский монастырь
29.08.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему Пётр Первый отменил Патриаршество?
Новый комментарий от Бузина Олесь
18.09.2025 09:57
Когда Конституционный Суд не указ…
Новый комментарий от Калужанин
18.09.2025 09:42
Общемосковский крестный ход
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:30
Двойные стандарты Бориса Корчевникова
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
18.09.2025 08:16
Россия на распутье
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2025 07:20
Мощи Киево-Печерских святых переправят в Британию?
Новый комментарий от Апографъ
18.09.2025 04:08
Какие сионисты, какой Хабад?
Новый комментарий от Vladislav
17.09.2025 22:20