Вскоре после Тысячелетия Крещения Руси. Часть 2

Новости Москвы 
0
403
Время на чтение 4 минуты

Дебаты по литургическим  вопросам

В это время в нашей северной столице в стенах духовных школ  прошла весьма представительная конференция по данным вопросам. В центре внимания был известный американский православный богослов  о. Иоанн Мейендорф. Центральный тезис его выступления на тему «Изменяемость и неизменность православного богослужения»: Евхаристия - центр литургической жизни. Разнообразие содержания богослужебных чинов, по словам о. Иоанна, неизбежно, но самоцелью оно не является. Перед Русской Церковью стоит особая ответственность в плане отношения к богослужению ввиду того, что она имела трагический опыт раскола в 17 веке.  По мнению о. Иоанна, тогда было приведено исправление богослужебных книг, а не реформа.  Источники, которые использовались для исправления, были, по его словам, «не без латинских влияний». Между тем, переход Русской Церкви на иерусалимский устав в 14 веке прошел безболезненно, а это была куда более значительная реформа, чем при патриархе Никоне.  Причиной этого является то, что она носила более естественный и органичный характер.  Немного ранее в Малороссии митрополит Петр (Могила) провел  гораздо более значительную реформу. Там она была принята и ее результаты использовались для исправления книг в Москве. Богослужебная реформа II Ватиканского Собора имела целью возвращение к древней, более аскетической практике, к национальным языкам. Она имела большое экуменическое значение, способствовала сближению между Востоком и Западом. Однако по причине секуляризации, эта реформа лишь частично оздоровила богослужебную жизнь Католической церкви.  Далее о. Иоанн провел параллель между печальным опытом обновленцев по реформированию богослужения и II Ватиканским Собором. Для обновленцев была характерна погоня за секулярной современностью в отрыве от церковного народа. Произошел раскол, и самые желательные реформы были скомпрометированы. В заключение о. Иоанн сказал следующее: «Богослужение выражает предание во времени, оно остаётся неизменным по существу и не должно быть в отрыве  от святоотеческого опыта. Нельзя импровизировать. В то же время изменения, чтобы сделать богослужение более доступным, неизбежны. Но они не законны, если они проводятся через разрыв с иерархией и в отрыве от народа, навязываются сверху, преследуя цель приспособления к миру».

Нынешний Патриарх, тогда архиепископ, запомнился своим концептуальным докладом в присущей ему динамично-энергичной форме. «Необходимо осуществлять церковное свидетельство всеми средствами и силами. Не просто свидетельствовать о Христе, а актуализировать для всего мира то, что совершил Христос». «Евхаристическая община - не замкнутая группа, отгороженная от мира, а община кафолическая». «Церковь не только для себя, но для всего мира, она должна быть понятна». «Нельзя налагать на современного человека бремена неудобоносимые - они могут послужить препятствием». «Богослужение может изменяться с течением времени. Все эти вопросы необходимо соборно осмыслять». Докладчик критиковал крайнюю точку зрения,  исключающую саму постановку подобных вопросов, считающую, что это принципиально невозможно, идеализирующую какую-либо одну модель богослужения, догматизирующую ее.  Предлагал восстановить институт оглашенных, с которыми нужно заниматься с серьезной катехизацией - «тогда бы и ектенья об оглашенных имела бы реальное содержание». За восстановление практики совершения крещения взрослых накануне Пасхи и в день Пятидесятницы, как это было в Древней Церкви - и это должно быть «не частным делом, а делом всей общины». Критиковал две крайности при совершении исповеди: очень редкое ее совершение, а с другой стороны ее непременное проведение перед каждым причащением. Такой подход к исповеди, как обязательный перед каждым причащением,  напоминает «пропуск», формализует дело величайшей важности. Коснулся докладчик и вопроса о литургическом языке - вопроса, который рассматривался «еще в начале века». Этот вопрос «существует и ждет общецерковного обсуждения. Для тех, кто озабочен вопросами церковного свидетельства, он стал препятствием для усвоения богослужения».

В заключение владыка еще раз подчеркнул необходимость того, чтобы эти вопросы обсуждались не элитарно, оторвано от народа, а с просвещением его и вовлечением в общецерковные дела. В процессе дальнейшей работы конференции он еще раз коснулся этого вопроса: «Проблема существует, она стоит остро. Мои тайные мысли - перевести языковую проблему из области интриги и подозрительных предположений - в плоскость соборных дискуссий. Я не сторонник самых радикальных решений, я против замалчивания реально существующих проблем».  За соборное обсуждение этих вопросов выступил и о. Иоанн. Он привел пример Сербии, где вопрос богослужебного языка решался по усмотрению каждого прихода.

Запомнились еще выступления С.С.Аверинцева и архимандрита Рафаила (Карелина). По вопросу языка богослужений они в перерыве вступили в дискуссию. Было интересно наблюдать этих высоколобых мыслителей в очках с толстыми линзами (часто таких называют «книжными червями»).  В их непосредственности было что-то от блаженных.

Аверинцев: «Церковь не должна быть в холодном горделивом безразличии». «Надежда, что весь церковный народ обучится церковнославянскому языку - вне пределах реальности. Я верю в возможность органичного сплава русского языка с церковнославянским. Сделать это будет трудно, но не думаю, что не невозможно».

О. Рафаил был настроен более радикально: «Церковь отвергла переход и на русский язык и на новый календарь еще в период борьбы с обновленчеством».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Его отличали добросердечие, кротость, благожелательность к окружающим»
Памяти старообрядческого епископа Патермуфия
26.10.2024
Ему было свойственно безкорыстие, безстрашие и смелость
В Москве состоялись Чтения, посвященные выдающемуся патриотическому деятелю современности В.Н.Осипову
21.10.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
Вся премудростию сотворил еси!
Беседа с прихожанами о творении Божьем
05.10.2024
«Нужно ли поддерживать контакт с протестантами?»
Размышления после очередного соприкосновения с протестантами
17.09.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Либеральная провокация!
Новый комментарий от Человек
30.10.2024 18:49
Под покровом Калужской Иконы Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:55
Всю эту погань нужно запретить!
Новый комментарий от Русский Сталинист
30.10.2024 17:53
Загадочные кадровые решения Синода
Новый комментарий от влдмр
30.10.2024 17:44
Почему мировое правительство взяло курс на уничтожение Православия
Новый комментарий от Владимир Николаев
30.10.2024 17:36
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Константин В.
30.10.2024 17:25
«Вы кого защищаете, нас или цыган?»
Новый комментарий от Ленчик
30.10.2024 17:22