itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Трансформация государственного патриотизма: интегративный/деструктивный потенциал

Новости Москвы 
0
1226
Время на чтение 8 минут

Проблема формирования патриотизма в современной России имеет множество контекстов, один из которых связан с возрождением и конструированием патриотической памяти нашего народа. Длительное отрицание русской идентичности и ценности патриотизма, их инструментальное использование в управляемой протестной деятельности современной России привело к противоборству смыслов. В период трансформации российского общества мы столкнулись с борьбой политических сил, которые по-разному представляют будущее России (федерация, империя и пр.). Эти политические проекты обусловлены встроенностью принципа патриотизма в определённые идейно-политические конструкции и его подчинением приоритетным идеологическим ценностям (либеральным, евразийским, коммунистическим и пр.).

Теоретико-методологический поиск интеграционных оснований идентичности российского общества переходного периода включает стратегии определения, во-первых, приоритетного типа идентичности, во-вторых, социокультурных форм конструирования доминирующей идентичности (гражданской, национальной, конфессиональной, патриотической и т.п.), в-третьих, социально-политических технологий разрешения конфликтов этнонациональных интересов и ценностей[1].

3 момента, на наш взгляд, определяют специфику форм проявления организованной патриотической памяти:

1. Формирование востребованного государством («официального») патриотизма.

2. Правовое обоснование этого процесса.

3. Непосредственно сама реальность - патриотические практики и социокультурный запрос на определённое содержание патриотизма.

Если содержание официального патриотизма не совпадает с социокультурным запросом общества, то власть, формирующая его, рано или поздно будет устранена. Очевидно, что важным аспектом устойчивости и социальной эффективности любой управленческой системы является воспроизводство собственных патриотических практик. Становится объяснимой хрупкость политической системы в период трансформации общества, так как борьба политических сил предполагает столкновение различных образов отчизны.

Государственный («официальный») патриотизм 2014 года полностью изменил представления политической элиты о будущем России и актуализировал идею «русского мира». Реализация проекта «русский мир» началась раньше, чем появилась необходимость её философско-политологического обоснования.

Вызывает серьёзные опасения декларативное использование русской риторики в современном российском политическом пространстве без её адекватного идеологического обоснования и подкрепления политическим действием.

Идея «русского мира» облекается в разные формы, подвергается жёсткой критике, но очевидно одно - в условиях краха коллективной идентичности нашего общества, её рассеивания на мелкие псевдоидентичности (политическая, гендерная, семейная и пр.), затяжные «войны идентичностей» - действительно необходимо конструирование приоритетного типа коллективной идентичности.

Формирование приоритетного типа коллективной идентичности обусловлено возникшим ещё в 90-е гг. запросом на «русскость» (победа В.Жириновского на выборах была обеспечена русской риторикой и декларативной постановкой русского вопроса). Впервые в современной политической истории России русская тема стала легитимной (почти легальной).

Вызывает сомнение, что обозначение православной составляющей русскости будет действительно всерьёз воспринято современным российским обществом. Религиозная идентичность не может навязываться, это очень сложный тип идентификации человека, основанный на вере и здесь немыслимо сконструировать «удобный» государству тип верования. Единственное, что можно осуществить в этом направлении - это донести до общества значимость православия для формирования российской государственности, его понимание не просто как основы национальной и духовной культуры русского народа, а прежде всего, как глубинный религиозный код русской цивилизации.

Особенно важными в период социокультурной трансформации общества становятся ритуалы, мифы и культы. «Новая» мифология связывается с русской идентичностью и востребована в ином качественном измерении. Русскость выступает, таким образом, и дискурсивным и презентативным символом одновременно. С одной стороны, возникают разработки идеи «русского мира», русской цивилизации, становятся востребованными ценности православного мировоззрения, а с другой стороны, различные картины-образы, раскрывающие разные смыслы русскости - «русская весна», «русское молчание», «русский Крым», «Новороссия как символ русского мира», «русское пространство» и т.д. Таким образом, создаются патриотические символы, возрождающие коллективную историческую память нашего народа.

Русское пространство, выступая одним из патриотических символов, не представляется без храмов, иначе теряется его русскость. Как только восприятие православия будет основано на реальных религиозных ощущениях, тогда русская цивилизация вернёт себе место в мировом пространстве, так как этот религиозно-культурный код является значимым не только для русского народа, но и для всех политических субъектов, воспринимающих русское политическое пространство за пределами России.

III Ставропольский Форум Всемирного Русского Народного Собора «Глобальные вызовы-русский ответ» легитимировал русскую тему в среде политической и научной элиты, актуализировал становление многополярного состояния мира, которое пока не стало фактором стабилизации сложных международных отношений. Проблема русского национализма получила парадоксальное звучание-через отрицание «малого русского национализма» к «большому национализму» в контексте евразийского проекта и концепции «русского мира». Формирование новой государственной идеологии связано с возрождением патриотической памяти народа, с обращением к уваровской формуле «Православие. Самодержавие. Народность» и концепции Филофея «Москва - третий Рим», к византийскому наследию и русскому патриотизму. На наш взгляд, требуется серьёзное философское обоснование концепции «русского мира» для достижения реальной, а не декларативной интеграции народа.

Социокультурные особенности формирования патриотизма всегда востребованы в период возрождения исторической памяти народа. По факту наличия патриотизма все народы равны, в то время как, по специфике проявления наблюдается существенная разница. Например, американский патриотизм в большей степени опирается на англо-саксонскую протестантскую идентичность и формируется как гражданский, в то время как русский/российский патриотизм связан с православным мировоззрением, соборностью и проявляет себя в двух приоритетных, на наш взгляд, формах: народной и государственной.

Обозначение государствообразующего статуса русского народа может явиться интегративным символом для всех наций и народов, проживающих на территории РФ, на основе русской культуры, русского языка и служения великой России. Необходимо вернуть понятиям «русский» и «российский» синонимичность, отказаться от термина «россияне», ввести наиболее привычное «граждане России», вернуть графу «национальность» в паспорт - таким образом будет решена проблема соотношения «русского» и «российского» и будет преодолено противоречие между гражданской и этнокультурной трактовками российской идентичности.

В проекте Государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» используются понятия «общность россиян», «российские граждане», «российский народ», что создаёт некую анонимность в определении субъекта национального возрождения. Формирование гражданского патриотизма не может быть национально безликим. Представляется научно не обоснованным и не корректным понятие «многонациональная и многоконфессиональная Россия». Необходимо обозначить в проекте программы социокультурную специфику патриотизма, ввести в оборот следующие системообразующие понятия: «духовно-политическое единство граждан России», «государствообразующая роль русского народа», «русская православная цивилизация», «русский язык», «русская культура» и пр. без отрицания необходимой государственной поддержки этнокультурного развития малочисленных народов и защиты прав национальных меньшинств. Иначе, размывание национальной идеи, её абстрактность проявит себя в деструктивных политических формах.

Представляется своевременным отказ от излишнего акцента на конструировании регионального патриотизма, региональной идентичности, образа «малой родины», так как без консолидирующей идеологии государственного патриотизма (нет такого понятия в проекте Программы) возрастает потенциал распространения сепаратистских тенденций. Интересы России сейчас в условиях информационной и экономической войны шире её государственных границ, это необходимо учесть, обозначая геополитический ресурс государственного патриотизма. Необходимо констатировать факт формирования на региональном уровне различного ценностного содержания патриотизма, что не способствует долгожданному единству российского народа. В таком контексте важным является осмысление категории «регионального патриотизма» в системе политического и государственного инжиниринга[2]

Государственная легализация и легитимация русской темы позволит избежать дальнейшей радикализации и маргинализации русской темы в политике. Требуется реальное решение проблем русских в Прибалтике, на Украине, в Казахстане и др., что создаст долгожданное интегративное пространство не только в России, но и на территории постсоветского пространства с народами ближнего зарубежья, с которыми нас объединяет не просто общее историческое прошлое, но и ментальная память.

«Русский мир» - это русская цивилизация, которая определяет вектор развития нашей государственности. Восприятие родины в современный период развития российской государственности, несомненно, шире государственных границ РФ, так как связано с решением русского вопроса на территории всего постсоветского пространства (Прибалтика, Казахстан, Украина и пр.).

«Русский мир» - это новый геополитический статус России, это возможность реализации глобального политического проекта, связанного с воссоединением разделённого русского народа. «Русский мир» как наднациональное мировоззрение должно выступить новой государственной идеологией, аксиологическим содержанием государственного патриотизма современной России.

Формы организованной патриотической памяти (мифы, ритуалы, культы, клятвы, символы и пр.) будут воспроизводить содержание собственных патриотических практик в новом идеологическом измерении, ориентируясь на привычный имперский тип российской государственности, коллективистские ценности, симфонию властей, державность, соборность и русский дух.

Татьяна Викторовна Беспалова, доктор философских наук, кандидат политологических наук, профессор Южного федерального университета (Ростов-на-Дону)

[1] Беспалова Т.В. Социокультурная и политическая легитимация патриотизма в конфликтных условиях российского переходного общества. Монография. СПб., 2010.С.39

[2] Заяц П.В. Осмысление категории «региональный патриотизм» в системе политического инжиниринга//Юристъ-правоведъ. 2013. №5.С.35

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13. Ответ на 11., Лебядкин:

...Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легчеЖ. И. Алферов, российский ученый, лауреат Нобелевской премии"P.S. Все просто и по делу.Ликвидация института государства - один из ключевых пунктов глобальной закулисы по передаче всего в лапы ТНК-закулисы.И те госдеятели и ученые мужи, которые так или иначе продвигают подобные взгляды на государство - будь то Алферов или Медведев, или Греф - безусловно работают на закулису.

Ну вы, Лебядкин, действительно, дремучий. Заткнитесь. Алферов истиный герой.
РодЕлена / 23.06.2015, 22:44

12. Re: Трансформация государственного патриотизма: интегративный/деструктивный потенциал

Правильно, Лебядкин! Правильно! Таких их, этих всех алферовых. Понаполучали, понимаешь, своих шнобелевских премий в гейропах, так теперь что, будут РУССКОГО человека уму-разуму учить? Эти штучки НЕ ПРОЙДУТ! Кто это вообще такой - Жорес Алферов? Разве может быть у нашего человека имя Жорес и фамилия с буквами "ф" и "ё". Долой всех этих ставленников буржуазной заграницы! А то, что академик во время каждого второго выступления в своей думе буквально вопил о бедственном положении отечественной науки, вас не интересует. А то, что он отверг по мен.мере пять выгоднейших предложений из-за рубежа, вас не интересует... зиф, знаете, насколько я могу судить, немногочисленный средний класс озабочен отнюдь не комфортным существованием, а кое-чем иным...
рудовский / 23.06.2015, 18:08

11. Ответ на 11., Лебядкин:

...И те госдеятели и ученые мужи, которые так или иначе продвигают подобные взгляды на государство - будь то Алферов или Медведев, или Греф - безусловно работают на закулису.

Пожалуйста, предлагаю познакомиться с дискуссией по поводу этого высказывания Жореса Ивановича, возможно Вы найдете для себя что-то полезное : "ЖОРЕС АЛФЕРОВ - ЗАЧЕМ НАМ ТАКОЕ ГОСУДАРСТВО: МНЕНИЯ" http://www.iarex.ru/interviews/39332.html Мне думается, что организация общества, о которой было сказано в утверждении академика, а именно : "...Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета..." приветствуется не только маститым ученым но и всеми здравомыслящими людьми. На практическую реализацию такого порядка в государстве должны быть направлены усилия наших специалистов в политологии и философии. Пока что имеем бесконечный дурной сон с персонажами из ужастиков - "закулисой", "сверхчеловеками" и т.п. По сути - с бандой-сектой гоп-стопников, еще во "время оно" самонаделившими себя полномочиями самых-самых-самых и подчинивших все аспекты своей жизнедеятельности этой "великой" цели. И чрезвычайно опасных в этой связи, ведь все последние цвет.революции, форматирование целых государств под свои нужды - по сути те же ветхозаветные набеги и войны, только с использованием хай-тека. Пещерная алчность и жестокость - все те же. Возможно ли разумное и устойчивое сосуществование очень разных людей по справедливым для всех правилам в рамках объединения под названием "государство"- ответ, достойный десятка Нобелевских премий, по-моему. Россия же для нас будет всегда не просто формальным образованием, а Матерью-Родиной, которую ничем не заменить, мы терпим нетерпимое, горюем, но, в большей своей части не мыслим себя вне ее. Повидавший мiр Алферов прав с прагматической точки зрения в том, что «… заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?..». Но, думается, абсолютно не имел в виду исчезновение России, как державы, и своим служением доказал это. С уважением.
зиф / 23.06.2015, 13:10

10. Ответ на 10., зиф:

...Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легчеЖ. И. Алферов, российский ученый, лауреат Нобелевской премии"P.S. Все просто и по делу.

Ликвидация института государства - один из ключевых пунктов глобальной закулисы по передаче всего в лапы ТНК-закулисы. И те госдеятели и ученые мужи, которые так или иначе продвигают подобные взгляды на государство - будь то Алферов или Медведев, или Греф - безусловно работают на закулису.
Лебядкин / 23.06.2015, 10:00

9. Re: Трансформация государственного патриотизма: интегративный/деструктивный потенциал

Неужели в этой научной области так ценится "навороченность" текста терминами, имеющими вполне допустимые в контексте статьи, доступные для широкого читателя синонимы? Приношу извинения автору и редакции РНЛ, но хотелось бы присоединиться к мнению форумчан о том, что такие публикации не совсем соответствуют не столько уровню сайта, сколько задачам поиска ответов на современные вызовы Русскому миру, пригодных для реализации в духовной и социально-экономической жизни народа. Предлагаю в качестве примера оценку состояния общества, данную хотя и не узким специалистом в рассматриваемой области, но безусловным научным авторитетом и патриотом с большой буквы : "......если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче Ж. И. Алферов, российский ученый, лауреат Нобелевской премии" P.S. Все просто и по делу.
зиф / 22.06.2015, 13:14

8. Re: Трансформация государственного патриотизма: интегративный/деструктивный потенциал

Уточнение комментария №7 : - взамен "...естественнА и не интереснА..." - должно быть "...естественнЫ и не интереснЫ..."
зиф / 22.06.2015, 12:09

7. Ответ на 7., зиф:

...Но вскоре самая уязвимая для продуманного цинизма и ерничанья часть народа – молодежь окончательно потеряет связь с отеческими корнями. https://youtu.be/80yGo205Jvo

Всеобязательно. И чем чаще будут появляться статъи подобного пошиба на сайтах - тем быстрее это произойдёт. Кагал работает.
Лебядкин / 22.06.2015, 10:35

6. Re: Трансформация государственного патриотизма: интегративный/деструктивный потенциал

Пожалуйста, обратите внимание на реакцию зала в конце видеофрагмента. Ответы возникшего несколько лет назад из ниоткуда вкупе с остальными «просветителями и устроителями нецивилизованной» России, почему-то получивших доступ к самым широким трибунам, модератора россиянского общественного мнения естественна и не интересна. Грубоватые поношения всего русского в шоу петросяна-поснера заменяются более тонким троллингом. Пока успех этой технологии более заметен в рядах россиянского среднего класса, почитающего превыше всего спокойно-комфортное существование. Но вскоре самая уязвимая для продуманного цинизма и ерничанья часть народа – молодежь окончательно потеряет связь с отеческими корнями. https://youtu.be/80yGo205Jvo
зиф / 22.06.2015, 07:54

5. Ответ на 5., Потомок подданных Императора Николая II:

Потихоньку здоровое национальное чувство выставят в форме бешенства. Как это объясняет воспевание Вами лежачего коллаборационизма и почитание Власова?

Да никак.
РодЕлена / 22.06.2015, 07:24

4. Ответ на 4., РодЕлена:

Потихоньку здоровое национальное чувство выставят в форме бешенства.

Как это объясняет воспевание Вами лежачего коллаборационизма и почитание Власова?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Беспалова
Патриотизм как образовательная и политическая задача
В условиях современных внутренних и внешних угроз Российской цивилизации
19.09.2023
Модуль «Основы российской государственности»
Проблемы включения в образовательный процесс
16.09.2023
«Русское как советское и советское как русское»
В процессах возрождения Союзного государства в новом идеологическом измерении
02.05.2023
Все статьи Татьяна Беспалова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Как «Американский мыслитель» воспринимает проблему исламизации Европы
Новый комментарий от Александр Волков
27.02.2024 06:02
Славянофильство и «Третий Рим»
Новый комментарий от Александр Волков
27.02.2024 05:33
«Я как русская природа – без особых красок»
Новый комментарий от Туляк
27.02.2024 05:32
Мерзость запустения на месте святе
Новый комментарий от Игорь Бондарев
27.02.2024 05:25
«Да» и «нет» не говорите, красный с белым не берите
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.02.2024 04:58
Сталин с позиций великодержавного прагматизма
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
27.02.2024 03:50
23 февраля – красный день календаря
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
27.02.2024 03:29