Вопиющая безответственность
Весьма примечательное событие произошло 12 мая 2015 года, когда Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев собрал очередное рабочее совещание по проблемам развития текстильной и легкой промышленности. Дело в том, что такого рода «развивательные» совещания по данной тематике проводятся достаточно регулярно, в том числе и на высшем правительственном уровне. А вот конкретных позитивных результатов от этих совещательных инициатив как не было раньше, так и нет до сих пор. Ситуация в отрасли складывается просто катастрофическим образом. Отечественный легпром уже долгие годы находится в условиях глубочайшего кризиса.
На этом заседании премьер предложил своим подчиненным еще раз обсудить перспективы развития отрасли, но деловое и продуктивное обсуждение в этот день так и не состоялось. Со стороны ответственных работников разного уровня это принципиально важное мероприятие оказалось элементарно неподготовленным, а некоторые отраслевые министры и вовсе на нем не появились. Видимо, проигнорировали. Если вещи называть своими именами, то данное совещание в итоге было откровенным образом сорвано.
В итоге премьер-министр предложил столь плохо подготовленное правительственное заседание перенести на более поздние сроки и продолжить несостоявшийся в кабинетных условиях разговор в другой день и в другом месте. Он настоятельно посоветовал организовать его на одном из региональных промышленных предприятий.
Предположить ход дальнейших событий, конечно же, не составляет особого труда. О текстильных проблемах на некоторое время скорее всего благополучно забудут. По всей видимости, никто из провинившихся чиновников даже не понесет должной ответственности за свое откровенное разгильдяйство и саботаж. Чуть позже, когда ситуация окончательно успокоится, министерские мужи начнут очередную подготовку к очередному выездному совещанию - опыт проведения таковых уже имеется.
Таких отраслевых симпозиумов только за последние несколько лет было предостаточно. Только вот до сих пор нерешенными остаются изрядно накопившиеся проблемы.
Затянувшееся падение
За последние два с половиной десятилетия в текстильной и легкой промышленности произошел настоящий развал. Некогда мощный, продуктивный и эффективно работающий отечественный легпром все последние годы влачит откровенно жалкое существование, устойчиво пребывая в условиях глубокого и непрекращающегося кризиса.
Еще в начале далеких девяностых годов прошлого столетия, в годы бездарного реформаторства и откровенного разрушения, началось обвальное сокращение объемов производства всех видов текстильной продукции: от швейных ниток до обуви и одежды. Многолетние производственные показатели красноречиво говорят сами за себя.
Так, за период с 1991 года по 2000 год объемы производства льняных, хлопчатобумажных и шерстяных тканей не просто сократились, а сократились в несколько раз (в среднем на 600% !).
Начиная с 2000 года вроде бы и наметился незначительный рост объемов производства, но, в дальнейшем он вновь сменился очередным устойчивым падением. В целом и в нулевые годы в лучшую сторону ситуация не изменилась. Даже наоборот, за период 2007-2011 годов объем производства тканей опять значительно сократился - более чем на 40%. И с тех пор никаких особо значимых улучшений пока так и не наблюдается.
Столь же серьезные потрясения произошли в этот период и в сфере производства готовой одежды и обуви.
За годы либеральных псевдореформ была практически полностью парализована отечественная обувная промышленность. В советские годы в РСФСР ежегодно выпускали 350-380 млн. пар обуви. Даже в экономически трудном 1990 году было произведено 385 млн. пар. Мало того, в те годы на государственном уровне разрабатывались планы по модернизации и развитию обувной отрасли с доведением объемов производства до 400-450 млн. пар. Однако всему этому тогда не суждено было осуществиться. В современной России обуви производится в несколько раз меньше тех рекордных доперестроечных показателей. А производство спортивной обуви, например, за годы так называемых реформ сократилось в 20 раз! За это время было практически ликвидировано производство детской обуви - произошло падение объемов производства более чем в 30 раз!
За годы неолиберального псевдореформаторства в несколько раз сократился выпуск практически всех видов потребительских товаров, выпускаемых предприятиями текстильной и легкой промышленности: сорочки, брюки, кастюмы, платья, юбки, пальто и полупальто, головные уборы, трикотажные и чулочно-носочные изделия, белье, марля, бинты и многое-многое другое. На российский рынок хлынул нескончаемый поток некачественного зарубежного и местного кустарного барахла. На сегодняшний день на российском текстильном рынке, по самым оптимистичным подсчетам, присутствует лишь 20-25% отечественного товара, все остальное (75-80%) - завозится из-за рубежа. На российском рынке по-прежнему очень высоким остается удельный вес контрабанды и контрафакта.
Самым радикальным образом постперестроечная псевдореформа повлияла и на производство детской одежды. Так, по сравнению с концом восьмидесятых годов выпуск детских пальто и полупальто сократился более чем в 140 раз! Показатель просто запредельный, катастрофический! Но, при всем при этом, о социальных последствиях таких убийственных преобразований во властных кабинетных структурах того времени, видимо, никто и не призадумывался. Разруха отрасли стремительно продолжалась и продолжается, хотя попытки по ее восстановлению, надо сказать, неоднократно предпринимались.
Вологодское (президентское) совещание
7 марта 2013 года, находясь с рабочим визитом в Вологде, Президент России Владимир Путин провел отраслевое рабочее совещание, связанное с давно затянувшимися проблемами отечественной легкой промышленности. На этом крупном мероприятии было поднято много действительно актуальных и значимых вопросов.Президент откровенно признал, что ситуация в текстильной и легкой промышленности остается весьма сложной и напряженной. Он вполне справедливо заметил, что в данной ситуации потребуется «настоящий прорыв», что отрасль срочно нуждается в ускоренном развитии, модернизации, серьезном обновлении основных фондов, существенном увеличении производительности труда. Не осталась без призедентского внимания необходимость срочной разработки и внедрения в производственный цикл современных технологий. Была затронута так же тема кадрового обеспечения отрасли.
Сказано все правильно. С этим нельзя не согласиться. Но вологодское совещание давно закончилось - два года прошло, а продекларированный на нем легпромовский ускоренный прорыв так до сих пор и не состоялся. Он даже и не начинался.
Создается такое впечатление, что про то ответственное выездное мероприятие в уютных министерских кабинетах дружно подзабыли. Забыли, видимо, государственные чиновники и про те справедливые президентские замечания и наставления. А ведь ситуация в легкой промышленности, надо заметить, с тех пор в лучшую сторону принципиально не поменялась. Падение объемов товарного производства остановить пока так и не удалось.
Ивановское (премьерское) совещание
31 октября 2014 года, спустя полтора года после вологодского президентского совещания, находясь с рабочим визитом в Иваново, теперь уже Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев провел еще одно открытое выездное заседание по проблемам, изрядно накопившимся в российской легкой промышленности.По результатам совещания было принято очередное правительственное решение о необходимости развития легкой промышленности.
Согласно подписанного премьером поручения, состоящего из кратких пятнадцати пунктов, ответственным министрам предписывалось в срок до конца I квартала 2015 года решить ряд важных, по мнению премьера, вопросов.
Этот краткий правительственный документ получился каким-то странным - состоящим из набора разного рода наспех составленных повествований и наставлений: и перспективных, и текущих, и даже тех, о которых несколько лет назад многократно говорилось на высоком правительственном уровне. Все вперемежку. По сути дела, в том документе была самым нелепым образом сгруппирована небольшая выборка из ранее неоднократно излагавшихся властных намерений, устремлений и всякого рода пожеланий. Причем, на практике ранее так и не реализованных.
Нет никакого смысла в данной статье подробно разбирать все пятнадцать тезисов - эта работа уже проводилась. Следует лишь немного подробнее остановиться на одном из пятнадцати пунктов этого документа - на тезисе, в котором премьер-министр потребовал от своих подчиненных «представить на рассмотрение новую редакцию «Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года».
Скажем так: удивительное и неожиданное поручение. С профессиональной точки зрения - совершенно бессмысленное. Не понятно, какой резон в этом бумажном обновлении? Сколько можно редактировать эту из года в год устаревающюю и стремительно теряющую всякий смысл «Стратегию развития легкой промышленности...». Эта «Стратегия...» давным-давно не работает, ее нынешняя актуальность находится, мягко говоря, под большим вопросом. Мало того, близится срок ее завершения, и она, вне всякого сомнения, так и не будет реализована. Этот многосценарный текст без устали доделывают, дорабатывают и переделывают, начиная аж с 2009 года, но реальных позитивных результатов от этого нет. Практически все заложенные в эту «Стратегию...» региональные программы и пилотные проекты давно потерпели фиаско, многие из них даже и не начинались. За данный период так называемого «стратегического развития» почти все отраслевые статистические показатели снизились настолько, что «Стратегия...» эта оказалась в итоге пустым бумажным намерением. А вот для планового долгосрочного и масштабного развития находящейся в критическом положении российской текстильной и легкой промышленности не было сделано за это время ничего конкретного.
Гайдаровский форум и минторговская реакция
С наступлением 2015 года подготовка ранее многократно анонсированных правительством так называемых прорывных мер и всевозможных стратегических инициатив стала откровенно пробуксовывать, а вскоре этот казалось бы медленно начинающийся процесс пошел даже в совершенно обратном направлении. Вся министерская программа так называемого легпромовского развития оказалась на поверку словесной суетой и бумажной пустотой, писаной по пресловутым неолиберальным лекалам. Если лаконичнее, то никакой новой стратегической программы по развитию текстильной и легкой промышленности разработано не было.
Несколько лет подряд высшие государственные руководители на высоких совещаниях публично говорят о необходимости срочного прорыва, о крайне важной необходимости развития отечественной легкой промышленности, но даже за два последних года, к сожалению, так ничего и не было сделано для этого развития. Пока все ограничивается лишь заседаниями и изрядно затянувшейся подготовкой.
Прошло более чем полгода после пресловутого ивановского правительственного совещания. Все ждут действий, а риторика ответственных за эти действия исполнителей начинает радикально меняться. Ни о каком масштабном отраслевом развитии теперь и речи больше не идет. Если что-то и говорят министерские чиновники, то в их словах слышится скорее робкий призыв к судорожному спасению и сохранению оставшихся на промышленном рынке и пока еще работающих текстильных предприятий.
Для подтверждения вышеизложенного достаточно привести один весьма красноречивый пример. Во время работы последнего Гайдаровского форума заместитель Министра промышленности и торговли В.Евтухов, занимающийся в министерстве координацией деятельности легкой промышленности, сделал весьма оригинальное заявление. Буквально из его уст это звучало так: «Придется, может быть, забыть об инвестициях в техническое перевооружение, об инвестициях в новое производство и сосредоточиться прежде всего на том, чтобы пополнить свои оборотные средства, чтобы не остановить предприятия, чтобы пережить этот период и адаптироваться...»
Трудно понять, о каком «этом периоде» в данном случае идет речь. Ведь совершенно очевидно, что разрушение отечественной легкой промышленности началось давно, и этот развальный процесс до сих пор «успешно» продолжается. Следует отметить, что отраслевая деградация перманентно протекает на виду у всех ранее действовавших и ныне действующих минторговских работников.
Еще труднее понять, к чему и каким образом призывают адаптироваться российских промышленников. Возможно, что к кабальным условиям ВТО. Но ведь еще до вступления в эту организацию каждому здравомыслящему человеку, тем более специалисту было понятно, что для российских текстильщиков это вступление ничего хорошего не принесет.
Может быть, замминистра призывает адаптироваться к навалившимся западным санкциям. Но ведь к ним совершенно бессмысленно приспосабливаться, и конечно же не следует давать таких странных приспособленческих советов. Надо целенаправленно и планомерно воссоздавать и развивать отечественную промышленность.
А пока из публичных высказываний заместителя министра становится очевидным лишь одно - ни о каком долгосрочном плановом развитии легпрома сегодня не может быть и речи. Главные задачи: приспособиться, выжить, сохраниться.
Кризис продолжается
Вот так и получается. Высокие совещания периодически происходят и происходят. О проблемах отрасли открыто говорят, обсуждают всевозможные проблемы, даже дают всяческие поручения. Но при всей при этой совещательной активности ничего путного в отечественной легкой промышленности до сих пор не происходит. Слова есть, а дела не делаются. Планов нет, стратегия не работает, масштабное развитие не начинается. По многим направлениям до сих пор происходит достаточно серьезное падение объемов производства.
В качестве наиболее наглядного примера можно остановиться на самом текстильном, если так можно выразиться, регионе России. В Ивановской области, по итогам работы за 2014 год, общий объем выпуска продукции местного легпрома сократился на 3,5 %. В области был отмечен лишь рост производства некоторых видов швейных изделий: костюмов (на 12,6 %) и постельного белья (на 2,9 %). Если посмотреть отдельно на текстильную составляющую, то там произошло снижение на 6,1 %. Объемы производства пряжи уменьшились на 14,8 %. Объемы производства хлопчатобумажных тканей сократились на 8,6 %, льняных - на 13,3 %, а нетканых материалов - на 18,9 %. Производство трикотажных полотен и изделий снизилось на 6,8 %, а производство одеял и пледов - на 3,5 %.
И на общефедеральном уровне надеяться на успехи так же пока не приходится. Падение производства в Российской Федерации за первый квартал 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года, по данным Минпромторга, составило: в текстильной отрасли - 6,4 %, в швейной - 31,7 %, в кожевенной - 6,6 %, в обувной - 19,1%.
Производственные показатели, что называется, говорят сами за себя, убедительно отвечая на все чаще и чаще раздающиеся вопросы о результативности принимаемых мер по спасению российского легпрома. Совещательных инициатив много, всевозможных прожектов, деклараций и презентаций еще больше, а необходимых результатов нет. В таких условиях вероятность долгожданного легпромовского прорыва по-прежнему остается под большим вопросом.
А.А. Лукьянчиков, доктор инженерных наук