О дружбе народов у нас любят говорить, писать и показывать везде, всегда, по поводу и даже без него.
Причём, зачастую, не вкладывая даже доли подлинных смыслов в это взаимодействие людей разных этносов на ниве созидания и взаимовыручки.
Оттого и ассоциируется эта тема, зачастую, лишь с песнями и плясками этих самых разных этносов, причем, чем более экзотические народы и их номера представлены в концерте - тем глубже дружба. Да ещё доходит до того, что в связи с темой дружбы народов про русских в России - забывают, как будто о некоей пустой породе, заполняющей пространство между драгоценными камнями.
А, между тем, то, что называют дружбой народов, базируется на неких более значительных и системных вещах, а многоцветие языков и культур, не как глубинных явлений, а как поверхностная этника - лишь красивая фасадная картинка, которые у нас чиновники и некоторые СМИ любят использовать для «доказательства» дружбы народов самим себе и обывателям.
В связи с этим, и термины «дружба» и «добрососедство», применяемые в этой связи - какие-то розовые, не основательные. Как могут, например, «дружить» два целых народа, если большинство их представителей и с одной и с другой стороны - вообще не знакомы лично? Вот, термин «мир и согласие» - здесь более уместен, причём, именно согласие в смысле договора, а не в смысле соглашательства.
Итак, что ж является основой и сутью мира и согласия народов - двух или более?
Первое - это территориальное соседство и реализация возможности формирования общности интересов для соседствующих народов.
Второе - контроль и сдерживание противоречий между группами, составляющими тот или иной народ - всегда существующих объективно.
Каждому ведь отдельному человеку в любом народе нужно примерно одно и то же: возможность растить, кормить и содержать детей, создавать и обустраивать жилища, трудиться - будь то выращивать хлеб или заниматься творчеством, и тому подобное. И поэтому, если только не произошла капитальная поломка в первом или втором основании мира-согласия или у целых этнических групп людей не развилось коллективное безумие, то невозможно чтобы каждая сторона с ножами в руках стремилась как можно больше уничтожить представителей другой стороны.
Но есть ещё и третий важнейший фактор - отношения между конкретными людьми и их человеческие поступки. И, вот, если первые два фактора - социальные и управляемые, то все случаи взаимоотношений между отдельными людьми или семьями, представленными разными народами и их конкретные поступки в своей массе и совокупности являются лучшим содержанием этого самого мира и согласия.
И в связи с этим необходимо охарактеризовать как совершенно пустые слова вроде часто произносимых: «Не бывает хороших или плохих народов, в каждом народе есть прекрасные люди и негодяи». Нет, никаких пустых рассуждений, только конкретные взаимоотношения и поступки.
Вот, о конкретных взаимоотношениях и поступках, приведу свежий пример из жизни.
В городе Казани и Республике Татарстан, и особенно, в техническом университете, где я работаю - КНИТУ-КАИ - очень почитаем погибший от бандитского ножа в 1965 г. наш студент-первокурсник, боец боевой комсомольской дружины - БКД - Артём Айдинов.
Это убийство комсомольского активиста на боевом посту вызвало тогда колоссальный резонанс и послужило огромным стимулом к многократному умножению рядов бойцов БКД. На похороны пришло, как писали, полгорода.
В Казани его имя носит улица, где установлена памятная доска, его же имя носит школа № 71, где ему установлен памятник.
Ежегодно 6 декабря, в день гибели Артёма Айдинова, проводятся торжественные мероприятия, с обязательным посещением этих памятных мест и возложением цветов.
День памяти А. Айдинова, 6 декабря 2014. У памятника
И это - пожалуй, достаточно, что следовало сказать в порядке вводной информации к событию.
А событие - поездка ректора КНИТУ-КАИ в столицу Грузии Тбилиси в мае нынешнего года. Едет то он туда по своим ректорским делам, но ещё - именно в этом городе похоронен знаменитый, учившийся в его вузе, но не закончивший даже его первого курса по столь трагической и резонансной причине, студент Артём Айдинов! И навестить его могилу, возложить на неё цветы ректору КНИТУ-КАИ было бы, конечно же, очень символично.
Но, вот беда, место расположения могилы Артёма Айдинова на кладбище в Тбилиси никто, как оказалось, определить весьма проблематично.
Дело в том, что ещё в 1992 г. все родные Артёма покинули Тбилиси, продав там квартиру.
У меня есть знакомый грузин - бизнесмен, достаточно активный человек, за ним масса благотворительных дел помощи православным церквям и конкретным нуждающимся людям. Зовут его Георгий Пурелиани, тоже в нашем КАИ когда-то учился. Не настолько приятель, чтобы вдруг кинуться помогать, но я решил позвонить с вопросом, нет ли у него знакомых в Тбилиси, и не может ли он как-то помочь отыскать эту могилу. Георгий сразу и с охотой согласился.
Позднее он перезвонил мне и сказал, что по его просьбе могилу Артёма Айдинова разыскали и даже прибрались на ней, поскольку вид у неё был уже заброшенный и неухоженный.
Как выяснилось, Георгий попросил своего двоюродного брата, живущего в Тбилиси, оказать эту помощь. Амиран - так зовут брата Георгия Пурелиани - организовал целое расследование. Сначала пришёл в школу № 52 по ул. Казбеги, 27, где Артём Айдинов учился. И хотя там есть музей его имени, информации мало, да и музей - было видно, что не в высшей точке развития. Однако для начала удалось хотя бы узнать адрес квартиры, где жили Айдиновы до отъезда из города. Хоть там уже давно другие люди, но хоть что-то.
И так, в конечном итоге, Амиран нашел могилу, где похоронен Артём Айдинов! Могилу и прибрали и облагородили.
И, вот теперь, если ректор университета КНИТУ-КАИ, где учился Артём Айдинов, посетит его могилу, а может быть, и школу и музей, и с учениками её встретится, то и на далёкой родине знаменитого казанца, будет восстанавливаться память о нём - армянине по национальности, похороненном в столице Грузии. А если случится, что ректор Российского вуза КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, татарин по национальности, возложит цветы вместе со статусными представителями Грузии и Армении, может быть, тоже - ректорами вузов, то какой ещё больший конкретный результат в этой небольшой межнациональной истории может быть достигнут для мира и согласия между народами в пример студенческой молодёжи?
Наш ректор сегодня отбыл в свою рабочую поездку, будет и в Тбилиси. А конкретные поступки конкретных людей и человеческие взаимоотношения помогут ему и в благой миссии, не связанной напрямую с работой, но очень важной для сохранения памяти и налаживания взаимоотношений.
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КНИТУ-КАИ
1. Re: Дружба народов - фасадные картинки или реальные дела?