Национальный вопрос в Прибалтике: терминологическая путаница против России. Часть 2

Бывший СССР 
0
322
Время на чтение 6 минут

Часть 1

 

В первой части этой темы было установлено, что в Прибалтике проживают этнические группы эстонцев, латышей и литовцев, которые составляют большинство в своих государствах, но они так и не сложились в народы, и поэтому, получив присущие народам отдельные государства, отдали их в американские руки, а сами стали быстро вымирать.

Теперь рассмотрим собственно «национальный вопрос», ведь прибалтийские нации провозглашаются с таким пафосом. Чтобы понять, что их нет и быть не может, нужно разобраться, что такое нация, но - отделавшись от советских определений.

НАЦИЯ - это европейский термин, возникший в Новое время в процессе распада европейских империй и означающий особое ПОЛИТИЧЕСКОЕ образование, сложившееся вокруг буржуазной государственной политической системы. Нация характеризуется такими признаками:

1) индивид, гражданин (горожанин) как главный субъект общества,

2) общественный договор, по которому эта нация существует (чаще всего оформленный как «Конституция»),

3) четкие административные границы, в пределах которых этот договор действует.

Таким образом, если этнос - органическое, народ - историческое, то нация - исключительно политическое явление, не имеющее никакого отношения к происхождению или к крови. Во французском языке есть устойчивый термин «Еtat-Nation», «государство-нация», показывающий, что нация неразрывно связана с политической системой государства. Нация - это как бы политическая сборка граждан-индивидов, живущих на основе общественного договора в строгих административных границах. Она характерна только для капиталистического общества, возводящего хозяйствование в культ и отрицающего духовную миссию государства.

К сожалению, этот термин вошел в советскую науку по идеологическим мотивам и стал применяться ко всем обществам по той причине, что марксизм свято верил в неизбежность последовательной смены т.н. «общественно-экономических формаций». Все этносы и народы в марксизме обязательно должны пройти стадии первобытного строя, рабовладения, феодализма и капитализма, чтобы перейти наконец к социализму. Поэтому и понятие «нация», характерное лишь для буржуазных европейских обществ, стало применяться ко всем подряд, обозначая то этнос, то народ, то собственно нацию, чтобы подчеркнуть этот капиталистический этап в их развитии. И до сих пор в наших головах по инерции властвуют еще советские определения, которые использовались из идеологических соображений.

На самом деле анализ термина «нация» позволяет однозначно установить, что в Прибалтике нет никаких наций, поскольку:

1) в Прибалтике не сложилось полноценное буржуазное общество с субъектом-индивидом, хотя из всех республик СССР они являются наиболее вестернизированными,

2) общественного договора граждан прибалтийских стран нет и никогда не существовало, поскольку их конституции являются калькой с европейских и не выкованы в исторической борьбе с другими государствами (а только так нации и возникали),

3) административные границы просто достались от СССР, и будь они чуть другими в составе СССР, сейчас эти страны имели бы совершенно другие территории.

Снова повторюсь: это говорит не о том, что эти страны неполноценны, а о том, что в них нет наций, как нет наций ни в одной (!) республике бывшего СССР. Да, есть элементы политической нации в крупных городах, где граждане чувствуют именно свое политическое единство, скрепленное общими экономическими интересами. Просто нам не нужно мыслить советскими штампами, что «нация - это высшая форма...» и т.д. Это не высшая, а просто ПОЛИТИЧЕСКАЯ форма. Нужно перейти от пафоса к анализу - и тогда все становится ясно.

Население прибалтийских стран состоит в основном из коренных этнических групп эстонцев, латышей и литовцев, не являющимися сложившимися народами, а тем более нациями.

Но как же быть с национальностями? Давайте разберемся.  «Национальность» - это специфически советский  термин, обусловленный марксистско-ленинским идеологическим мышлением. В западных языках слово «nationality» означает принадлежность к государству-нации, т.е. ГРАЖДАНСТВО, ведь современные западные государства сформировались именно как политические нации. К нам же термин «национальность» был привнесен с капиталистического Запада (согласно марксизму, все народы на пути к социализму должны пройти эту стадию), но стал означать этничность (ибо в классическом понимании национальности СССР тогда должен был распасться на множество национальных государств).

Кстати, в миграционной карточке при въезде в РФ есть графа: «гражданство/nationality». И это абсолютно верно, просто мы по инерции неправильно используем термин «национальность». Но, делая это, мы копаем яму под самих себя. В советское время, когда мы назвали все наши этносы и этнические группы национальностями, мы как бы дали им зеленый свет на строительство своих еtat-nation, государств-наций. И до сих пор под нами тикает эта мина замедленного действия, ведь мы продолжаем считать Россию «многонациональным государством», тем самым предполагая множество потенциальных государств на нашей территории. В 1991 г. эта мина уже взорвалась. Хотим ли мы повторить это снова?

Но страны Прибалтики почему-то не считаются многонациональными. Наблюдается поразительная картина: «МНОГОнациональность» существует только в смысле «ОТ России». Когда кто-то отделился, то он уже просто «национальный», как, например, страны Прибалтики. Эта терминологическая путаница является вреднейшим концептуальным вирусом. И отторгнутые от нас окраины им пользуются! А почему бы и нет? Ведь мы сами блуждаем в трех соснах.

Вот простой пример. Какая национальность живет в Латвии? Латвийцы, т.е. граждане Латвии (вопрос «неграждан» опустим, он уведет нас в сторону). А вот этносы: латыши, русские и др. Обратите внимание: латыши - это этничность, а латвийцы - национальность/гражданство. Мы путаем эти понятия, и для нас оказывается, что в Латвии живут не латвийцы-граждане Латвии, а только этнические латыши, поэтому мы сами прокладываем дорогу прибалтийским странам к этнократии, к тому же закрепленной использованием термина «национальность», подразумевающим: 1) ОТДЕЛЬНОЕ государство (исходя из классического смысла())пример, страны Прибалтики.  ики осто националный" ); 2) ЭТНОКРАТИЧЕСКОЕ государство (исходя из советского отождествления национальности с этничностью ())пример, страны Прибалтики.  ики осто националный" ). Смешав эти два смысла, мы сами загнали себя в концептуальный тупик. Вот и получается, что страны Прибалтики, при поддержке нашего собственного непонимания, впали в русофобскую этнократию. «Латвия - для латышей» - это для головы, не могущей отличить реальный этнос (латышей) от виртуальной политической нации латвийцев.

На основании сделанного этносоциологического анализа можно сделать два концептуальных вывода:

1. В прибалтийских странах нет отдельных сложившихся народов (а тем более политических наций), а есть эстонский, латышский и литовский этносы, оторванные от единой исторической общности - полиэтнического русского народа - и поэтому вырождающиеся.

2. Для воссоединения Прибалтики с остальной Россией необходимо все прибалтийские «национальности» называть этносами. Тогда «национальные культуры» станут этническими, не предполагая никакого сепаратизма в виде отдельных этнократических государств, а «национальный состав» станет этническим составом, каковым он и является.

Таково в общих чертах терминологическое решение прибалтийского вопроса в Евразийском Союзе.

Евгений Чернышёв, Донецк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Нацменьшинства в Прибалтике

Все прибалтийские племена,духовной миссии своих этнократических образований,определяют главенствующую роль.А вот для кого-особо не напрягаются в терминологии,для них это занятие представляет весьма конкретную опасность.Как и история,которая "призвана служить интересам "наций- народов",многие века строивших и наконец построивших свои государства.Как это выглядит на самом деле,хорошо описано в "Правовом положении русскоговорящего меньшинства в Латвии" Владимиром Бузаевым(это для автора). Понимать и знать-вещи разные,при этом надо четко и знать, и понимать,что существует ложь,наглая ложь и статистика.В Прибалтике существуют департаменты по делам нацменшинств,к которым они относят русских, поляков,немцев и пр.понаехавших.Конечно же,нация -это политическое явление.Для реализации национальных проектов,как правило,применяется принцип "разделяй и властвуй".Эта нехитрая и тысячелетиями отработанная социальная, технология весьма действенна.Нет никакого сомнения,что ей может противостоять только Русская идея и никакая евразийская.Русский Мир в Евразийском Союзе-это звучит весьма... глупо. Ув.Андрей Витальевич Большую Игру никто не отменял.Наши заклятые друзья жалуются,что у русских нет идеологии(она запрещена конституцией РФ),а то все было бы как и раньше.Царя-расстрелять,церкви-разрушить,"матушке России задрать подол",для омертвления хоть малой части Русского Мира,понасоздавать политические проекты в виде этнократических государств и пр.Сегодня слова у власти,расходятся с делом.Это радует.Разве вас не радует возвращение еще одного символа-имперского флага в качестве государственного в Новороссии? Но возвращение Русской идеи,не зависит от положения на окраинных землях,она необходима сегодня.
Попов С.А. / 01.05.2015, 11:20

1. С.А. Попову

С интересом жду Вашего мнения. По-моему выводы автора верны. А своё мнение не по этому, но близкому вопросу повторю. Начало проблем русских "ближнего зарубежья" в том, что нынешняя Россия не выдвигает публично и во всеуслышание Русскую идею, Национальную идею России. На её фоне все эстонские, латвийские и литовские "нации" сразу предстанут пигмеями.
А.В. Сошенко / 30.04.2015, 11:00
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Чернышев
«Счастье – это когда в подвале есть вода»
Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями
08.08.2022
Приватизация информации и «цифровой плебс»
Вопрос сохранения духовной субъектности человека является и вопросом выживания человека как биологического вида
29.03.2021
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Все статьи Евгений Александрович Чернышев
Бывший СССР
Детобоязнь: эпидемия или приговор?
Интересная беседа со школьниками
16.12.2025
Есть ли вина за грех цареубийства на русском народе?
Мы отреклись от Царя Небесного через отречение от царя земного
16.12.2025
Будет ли гражданская война?
В нашу государственную власть уже на очень высокие посты влезли враги России
16.12.2025
День памяти Великого князя Василия III
Сегодня мы также вспоминаем писателя, публициста и общественного деятеля князя Д.П.Голицына (Муравлина) и воинов, павших в 1941 г. при освобождении Калинина (Твери)
16.12.2025
«Счастье – это состояние души»
Мы должны сознавать уникальность того пути, по которому сейчас идет наша страна
15.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Евросоюз ворует, Центробанк молчит
Новый комментарий от Дмитрий В.Ч.
16.12.2025 22:54
«О Национальной идее и Национальной идеологии»
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 22:43
Если новый переворот в России – кто остановит его?
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 21:50
Страна Охо-ха
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 21:08
Будет ли гражданская война?
Новый комментарий от prot
16.12.2025 21:07
Стратегия Трампа и евро-атлантическая группировка
Новый комментарий от Джин
16.12.2025 20:13
О теракте в школе поселка Горки-2
Новый комментарий от Константин В.
16.12.2025 19:22