В первой части этой темы было установлено, что в Прибалтике проживают этнические группы эстонцев, латышей и литовцев, которые составляют большинство в своих государствах, но они так и не сложились в народы, и поэтому, получив присущие народам отдельные государства, отдали их в американские руки, а сами стали быстро вымирать.
Теперь рассмотрим собственно «национальный вопрос», ведь прибалтийские нации провозглашаются с таким пафосом. Чтобы понять, что их нет и быть не может, нужно разобраться, что такое нация, но - отделавшись от советских определений.
НАЦИЯ - это европейский термин, возникший в Новое время в процессе распада европейских империй и означающий особое ПОЛИТИЧЕСКОЕ образование, сложившееся вокруг буржуазной государственной политической системы. Нация характеризуется такими признаками:
1) индивид, гражданин (горожанин) как главный субъект общества,
2) общественный договор, по которому эта нация существует (чаще всего оформленный как «Конституция»),
3) четкие административные границы, в пределах которых этот договор действует.
Таким образом, если этнос - органическое, народ - историческое, то нация - исключительно политическое явление, не имеющее никакого отношения к происхождению или к крови. Во французском языке есть устойчивый термин «Еtat-Nation», «государство-нация», показывающий, что нация неразрывно связана с политической системой государства. Нация - это как бы политическая сборка граждан-индивидов, живущих на основе общественного договора в строгих административных границах. Она характерна только для капиталистического общества, возводящего хозяйствование в культ и отрицающего духовную миссию государства.
К сожалению, этот термин вошел в советскую науку по идеологическим мотивам и стал применяться ко всем обществам по той причине, что марксизм свято верил в неизбежность последовательной смены т.н. «общественно-экономических формаций». Все этносы и народы в марксизме обязательно должны пройти стадии первобытного строя, рабовладения, феодализма и капитализма, чтобы перейти наконец к социализму. Поэтому и понятие «нация», характерное лишь для буржуазных европейских обществ, стало применяться ко всем подряд, обозначая то этнос, то народ, то собственно нацию, чтобы подчеркнуть этот капиталистический этап в их развитии. И до сих пор в наших головах по инерции властвуют еще советские определения, которые использовались из идеологических соображений.
На самом деле анализ термина «нация» позволяет однозначно установить, что в Прибалтике нет никаких наций, поскольку:
1) в Прибалтике не сложилось полноценное буржуазное общество с субъектом-индивидом, хотя из всех республик СССР они являются наиболее вестернизированными,
2) общественного договора граждан прибалтийских стран нет и никогда не существовало, поскольку их конституции являются калькой с европейских и не выкованы в исторической борьбе с другими государствами (а только так нации и возникали),
3) административные границы просто достались от СССР, и будь они чуть другими в составе СССР, сейчас эти страны имели бы совершенно другие территории.
Снова повторюсь: это говорит не о том, что эти страны неполноценны, а о том, что в них нет наций, как нет наций ни в одной (!) республике бывшего СССР. Да, есть элементы политической нации в крупных городах, где граждане чувствуют именно свое политическое единство, скрепленное общими экономическими интересами. Просто нам не нужно мыслить советскими штампами, что «нация - это высшая форма...» и т.д. Это не высшая, а просто ПОЛИТИЧЕСКАЯ форма. Нужно перейти от пафоса к анализу - и тогда все становится ясно.
Население прибалтийских стран состоит в основном из коренных этнических групп эстонцев, латышей и литовцев, не являющимися сложившимися народами, а тем более нациями.
Но как же быть с национальностями? Давайте разберемся. «Национальность» - это специфически советский термин, обусловленный марксистско-ленинским идеологическим мышлением. В западных языках слово «nationality» означает принадлежность к государству-нации, т.е. ГРАЖДАНСТВО, ведь современные западные государства сформировались именно как политические нации. К нам же термин «национальность» был привнесен с капиталистического Запада (согласно марксизму, все народы на пути к социализму должны пройти эту стадию), но стал означать этничность (ибо в классическом понимании национальности СССР тогда должен был распасться на множество национальных государств).
Кстати, в миграционной карточке при въезде в РФ есть графа: «гражданство/nationality». И это абсолютно верно, просто мы по инерции неправильно используем термин «национальность». Но, делая это, мы копаем яму под самих себя. В советское время, когда мы назвали все наши этносы и этнические группы национальностями, мы как бы дали им зеленый свет на строительство своих еtat-nation, государств-наций. И до сих пор под нами тикает эта мина замедленного действия, ведь мы продолжаем считать Россию «многонациональным государством», тем самым предполагая множество потенциальных государств на нашей территории. В 1991 г. эта мина уже взорвалась. Хотим ли мы повторить это снова?
Но страны Прибалтики почему-то не считаются многонациональными. Наблюдается поразительная картина: «МНОГОнациональность» существует только в смысле «ОТ России». Когда кто-то отделился, то он уже просто «национальный», как, например, страны Прибалтики. Эта терминологическая путаница является вреднейшим концептуальным вирусом. И отторгнутые от нас окраины им пользуются! А почему бы и нет? Ведь мы сами блуждаем в трех соснах.
Вот простой пример. Какая национальность живет в Латвии? Латвийцы, т.е. граждане Латвии (вопрос «неграждан» опустим, он уведет нас в сторону). А вот этносы: латыши, русские и др. Обратите внимание: латыши - это этничность, а латвийцы - национальность/гражданство. Мы путаем эти понятия, и для нас оказывается, что в Латвии живут не латвийцы-граждане Латвии, а только этнические латыши, поэтому мы сами прокладываем дорогу прибалтийским странам к этнократии, к тому же закрепленной использованием термина «национальность», подразумевающим: 1) ОТДЕЛЬНОЕ государство (исходя из классического смысла())пример, страны Прибалтики. ики осто националный" ); 2) ЭТНОКРАТИЧЕСКОЕ государство (исходя из советского отождествления национальности с этничностью ())пример, страны Прибалтики. ики осто националный" ). Смешав эти два смысла, мы сами загнали себя в концептуальный тупик. Вот и получается, что страны Прибалтики, при поддержке нашего собственного непонимания, впали в русофобскую этнократию. «Латвия - для латышей» - это для головы, не могущей отличить реальный этнос (латышей) от виртуальной политической нации латвийцев.
На основании сделанного этносоциологического анализа можно сделать два концептуальных вывода:
1. В прибалтийских странах нет отдельных сложившихся народов (а тем более политических наций), а есть эстонский, латышский и литовский этносы, оторванные от единой исторической общности - полиэтнического русского народа - и поэтому вырождающиеся.
2. Для воссоединения Прибалтики с остальной Россией необходимо все прибалтийские «национальности» называть этносами. Тогда «национальные культуры» станут этническими, не предполагая никакого сепаратизма в виде отдельных этнократических государств, а «национальный состав» станет этническим составом, каковым он и является.
Таково в общих чертах терминологическое решение прибалтийского вопроса в Евразийском Союзе.
Евгений Чернышёв, Донецк
2. Нацменьшинства в Прибалтике
1. С.А. Попову