Национальный вопрос в Прибалтике: терминологическая путаница против России. Часть 1

Бывший СССР 
0
516
Время на чтение 5 минут

На фоне украинского кризиса дополнительную важность приобретает прибалтийский вопрос. Его неизбежно предстоит решать, исправляя последствия национальной политики прибалтийских стран, в том числе - и прежде всего! - наводя порядок в терминологии. Это необходимо не потому, что здесь ставится задача достичь академической упорядоченности, а потому, что усугубившиеся там с конца 1980-х гг. процессы имеют, как и на Украине, концептуальные причины, являющиеся наследием советской эпохи, и эта терминологическая путаница работает против России и всего Русского Мира. Поэтому расставим все по своим местам.

Наука, которая изучает общество как целое, называется социологией. Если же мы берем за основу этнос, на базе которого исторически развертываются другие типы общества (производные от него), то это уже ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ. Она оперирует с понятиями, которые для прибалтийского вопроса имеют первостепенное значение. Базовым понятием является этнос (греч. εθνος, от корня «εθ» - населенная местность, но сельского типа, а не город, т.к. город - это πολις, полис). ЭТНОС - это человеческая общность, характеризуемая тремя признаками:

1) общим языком;

2) общим происхождением (точнее, уверенностью в нем, ибо доказать общность происхождения зачастую весьма трудно);

3) общим культурным кодом (религия, быт, традиции и др.).

Обратим особое внимание, что в атрибутах этноса нет биологического и территориального признаков, потому что, во-первых, этнос - понятие культурное, а не биологическое, и его нельзя смешивать с расой, делящей людей по биологическим признакам (ведь от того же корня «εθ» происходит εθος - «этос», от которого образовано «этика», имеющее культурный смысл, а биологический смысл несет греч. γενος, генос), а во-вторых, факт рождения «по территории» не всегда (хотя и чаще всего) означает принадлежность к какому-то этносу. Человек, родившийся на территории Латвии, не обязательно латыш.

Так как этнос в чистом виде почти не встречается, а выступает как наиболее глубинный и бессознательный пласт общества, то правильнее вести речь об ЭТНИЧНОСТИ, т.е. ощущении принадлежности к какому-то этносу (этнической группе).

Какие этнические группы живут в прибалтийских странах? Это эстонцы, латыши и литовцы, сосредоточенные каждый в своем государстве, и русские, живущие ВО ВСЕХ ТРЕХ странах. Этнический состав выглядит следующим образом (по данным открытой книги фактов ЦРУ):  

Эстония: эстонцы - 69%, русские - 28%.

Латвия: латыши - 61%, русские - 32%.

Литва: литовцы - 84%, русские - 6% (к русским везде причислены этнически близкородственные белорусы и украинцы).

Отсюда следует ПЕРВЫЙ ВЫВОД: официально население прибалтийских стран на 2/3 состоит из этнических групп эстонцев, латышей и литовцев и чуть менее, чем на 1/3, из русских.

Далее, можно ли говорить об отдельных народах, живущих в своих государствах? На первый взгляд, да, конечно. Но здесь не все так просто. Для этого нужно разобраться, что такое народ? В европейских языках нет точного аналога русскому слову «народ», но наиболее близко к этому греч. λαός, которому более всего соответствует немецкое «das Volk» (однокоренное ему - «полк»).

НАРОД - это единый организм, ясно осознающий общность своей исторической судьбы, отдельной от всех прочих народов. Это как бы ополчение, творящее свою историю (в контексте войны в Донбассе не стоит, однако, абсолютизировать военную составляющую, хотя она и важна). Народ - явление историческое. Поэтому народ обычно имеет свое государство, в которое могут входить многие этносы. Именно таким государством всегда была Россия.

Применим теперь это к Прибалтике. Есть ли здесь свои этносы? Да, это эстонцы, латыши, литовцы. Есть ли здесь отдельные государства? Да, Эстония, Латвия, Литва. Но есть ли здесь сложившиеся эстонский, латышский и литовский народы? Парадоксально, но - НЕТ. И вот почему. Все эти страны очень быстро вымирают именно с тех пор, когда они получили характерные для народов отдельные государства, потеряв за 20 лет почти 25% своего населения. Это самый убедительный признак отсутствия в них сложившихся народов.

Некоторые говорят, что они веками стремились к обретению независимости от остальной России. Но что же получается: обретя ее, они тут же начали стремительно вымирать. Так может, не так уж и стремились? Или нет никаких отдельных (от русского) народов? Или это вовсе не независимость? Думаю, что все вместе.

Этносоциологический анализ позволяет становить следующий поразительный факт: в Прибалтике есть особые коренные этнические общности, но нет сформировавшихся на их основе народов. Это доказывается тем, что в отрыве от остальной России они оказались нежизнеспособны, провалив экзамен на присущую народам самостоятельность. Значит, они не мыслят себя как отдельные народы, т.е. исторические акторы. Это именно прибалтийские ЭТНОСЫ, могущие жить только как часть полиэтнического русского народа в составе единого государства. Их трагичность во многом обусловлена тем, что они проживают на линии цивилизационого разлома между русской и западной цивилизациями, ни там, ни там не являясь полностью своими. Но их нахождение в составе СССР в сравнении с ЕС доказывает, что единственный шанс прибалтийских этносов на выживание - это воссоединение с русским народом в едином государстве. Этот факт не является для них унизительным, а лишь свидетельствует о том, что эти этносы не стали народами, как, например, не стали отдельным народом малороссы, частично сподобившись лишь на политических украинцев. Этнос не всегда становится народом.

Таким образом, ВТОРОЙ ВЫВОД состоит в том, что в Прибалтике эстонский, латышский и литовский этносы не стали историческими народами, но получили атрибут народа - отдельные государства. По этой причине, получив то, до чего они исторически не дошли, они и не сумели этим воспользоваться, отдав его в американские руки в обмен на русофобию, которая, как некоторым кажется, приближает их к «национальному возрождению». Все это напоминает обман, который совершали европейцы с индейцами Америки, получая реальное золото в обмен на бусы, колокольчики и прочие безделушки просто потому, что индейцы не знали цену золоту. Точно так же «прибалтийские индейцы», не зная цену собственному государству, с наивностью дикаря отдали его в руки дяди Сэма, получив от того «колокольчик» русофобского звона.

Окончание следует...

Евгений Чернышёв, Донецк

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Про то же,но из Прибалтики

http://newsbalt.ru/news/2015/04/14/yekspert-dgb-litvy-otchitalsya-o-deyatel/ Предлагаю автору ознакомиться со статьей В.В.Иванова,она в полной мере отражает взгляд русских живущих в Литве,по теме статьи(некоторые определения полностью совпадают). Не могу комментировать,пока не ознакомился с продолжением.Хотя говоря о "усугубившихся процессах",не согласен с исходной датой,днем их рождения т.с. Как я понимаю,автор пытается рассмотреть технологию советского этнического национализма,которая имеет свое древнее название и происхождение.Это уже косвенно говорит о понимании автором того,что Русский Мир на Украине столкнулся с технологией украинства, о возникновении которого очень доходчиво говорил Олесь Бузина.
Попов С.А. / 27.04.2015, 17:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Александрович Чернышев
«Счастье – это когда в подвале есть вода»
Самый характерный образ дончанина – человек, идущий по улице с несколькими пластиковыми бутылями
08.08.2022
Приватизация информации и «цифровой плебс»
Вопрос сохранения духовной субъектности человека является и вопросом выживания человека как биологического вида
29.03.2021
Матерям – капитал, отцам – закон о «семейном насилии»?
Идеология извращений и агрессивного феминизма эксплуатирует образ угнетенной женщины с целью уничтожения семьи
04.05.2020
Скромная семья – счастливая Россия
Почему люди жалуются на жизнь, на страну, на власть – на что угодно, только не на свои непомерные амбиции
20.05.2019
Все статьи Евгений Александрович Чернышев
Бывший СССР
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Он спал на берегу моря...
Об Абхазии и её народном поэте Мушни Ласуриа
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
День памяти священномученика Михаила Алабовского
Сегодня мы также вспоминаем пушечных дел мастера Андрея Чохова, генералов графа П.А.Румянцева-Задунайского и графа Ф.А.Келлера, а также русского философа И.А.Ильина
21.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О здравом смысле бытия
Новый комментарий от Игорь Бондарев
21.12.2024 16:09
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от АБС
21.12.2024 16:08
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Новый комментарий от учитель
21.12.2024 16:00
У них всё возможно
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 15:51
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27