О воспитании патриотизма

0
367
Время на чтение 10 минут

Как сообщают российские СМИ, Общественная палата РФ приступила к разработке Программы патриотического воспитания россиян. В рамках программы планируется внедрить новые подходы с учетом особенностей подростковой психологии. По окончанию обсуждения программу планируется направить в Министерство образования и науки РФ. Члены палаты обоснованно полагают, что их предложения заслуживают внимания и вполне могут войти в разрабатываемую Министерством госпрограмму «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы».

О воспитании патриотизма сегодня говорят много, долго и нудно. Правительством создана и утверждена пятилетняя государственная программа, из бюджета выделяются средства, организован РОСПАТРИОТЦЕНТР и территориальные Центры патриотического воспитания. Существует огромное число различных общественных организаций, в уставах или программах которых опять же отражены вопросы патриотического воспитания. Казалось бы, при такой масштабной и энергичной деятельности должны быть позитивные результаты. Но порою вся эта работа сводится к сборке-разборке автомата Калашникова и к строевой подготовке.

Озаботясь вопросом результативности проводимых мероприятий, я попробовал в поисковой системе Яндекс посмотреть, сколько же существует программ, так или иначе связанных с воспитанием патриотизма. Оказалось - превеликое множество. Практически такого рода локальные программы действуют в каждой школе, с ними можно подробно ознакомиться, они находятся в открытом доступе. Даже в дошкольных учреждениях имеются похожие программы. Однако при всем этом многообразии форм и видов программ крайне мало отчетов о проделанной работе, о эффективности и результативности проводимых мероприятий. И вопрос заключается не столько в количественных показателях, в так называемом «100 процентном охвате» учащихся-подростков, а скорее, в усвоении подростками материалов, в их восприятии и осознании. Складывается субъективное ощущение формального отношения ко этому, выражающейся в привычной «работе для галочки».

Мне кажется, чтобы вырастить патриотов своей Отчизны необходимо учить не только по учебникам, а активно продвигать краеведение и в рамках этого организовывать тесное взаимодействие между регионами, знакомить подростков с достойными людьми, которые живут среди нас и способствуют развитию и процветанию нашей страны. Тем самым, параллельно мы можем осуществлять и профессиональную ориентацию подростков, помочь им с выбором профессии. Часто ли на встречи со школьниками приглашают токаря или сварщика? Фермера или врача? Предпринимателя? Но руками токаря или сварщика создаются космические корабли, современные станки, возводятся дома, создаются машины. Фермер растит хлеб, является тем самым важным человеком, который реально может заменить импортные продукты на отечественные. Предприниматель создает рабочие места, развивает реальное производство и в том числе, за счет его налогов школьники получают бесплатное образование. А в жизни получается, что созидательная деятельность, направленная на повышение благосостояния страны и ее укрепление незаметно для всех нас выпадает из поля зрения подростков. Созидательный процесс остается для них нечто абстрактным, ни коем образом с ними не связанным. Они об этом просто не задумываются. Покупая хлеб, городские школьники порою даже не предполагают, сколько людей, сколько технологических операций необходимо осуществить, чтобы этот хлеб оказался на прилавке магазина. Как следствие, престиж рабочих профессий снижается, страна оказывается в довольно сложной ситуации с рабочими кадрами, вынуждена прибегать к иностранным рабочим. В результате возникает интересная ситуация, при которой подростки живут своей жизнью, а старшие поколения - своей.

Патриотизм сегодня заключается не только в готовности к самопожертвованию, к совершению подвига, но, в том числе, чтобы добросовестно выполнять свою работу там, где это нужно Родине. Все, что идет во благо Отчизны, направлено на ее развитие и процветание - это и есть патриотизм. И совсем не важно, где и кем ты трудишься. Важно, что твоя деятельность направлена на созидание и приумножение. И красивыми словами изменить к лучшему нельзя, можно побудить, дать направление, куда следует приложить силы.

Одной из инициатив программы Общественной палаты является введение в школах уроков патриотизма. Наверное, это правильно. При этом подразумевается не простое дублирование материалов из уроков истории, а, скорее, широкое использование современных коммуникативных систем в целях привлечения подростков социально ориентированным позитивным действиям. Подросткам, особенно нынешним, свойственно стремление к самоутверждению, к попыткам выделиться «на общем фоне». И чтобы добиться внимания и признания ровесников и окружающих, они порою совершают необдуманные поступки, ведут себя вызывающе-агрессивно. Отчасти результаты такого вот «самовыражения» можно увидеть в социальных сетях, в видеороликах об избиение одноклассников или «лихих поездках» зацеперов. Однако, при этом следует заметить, в тех же социальных сетях крайне скудно представлены материалы о достойных, я бы даже сказал - геройских поступках отдельных подростков, о совершенных ими добрых делах. Подросткам не с чем сравнивать собственное поведение, полезность своих действий. Что поделать, наши современные дети не проявляют интереса к газетным сообщениям или теленовостям... Откуда же они могут узнать, что рядом с ними или в другом городе, в поселке, в деревне живет их ровесник, который совершил достойный для подражания поступок, чем снискал к себе уважение общества? И этот информационный ваккум тут же заполняют ролики с «крутыми» парнями и девахами, лихо расправляющимися со своими недругами или же оскверняющими воинские памятники и мемориалы. Глядя на таких вот «героев», находятся подражатели, готовые за «лайк френда» сотворить невесть что, только ради того, чтобы другие заметили новый «подвиг» и заценили...

Не секрет, что современные подростки технически более продвинуты и активно используют гаджеты для общения в соцсетях. При такой ситуации, как мне кажется, правильно будет, если начать в тех же соцсетях активно продвигать добрые дела, предоставляя самим подросткам оценивать и сравнивать увиденное. Самостоятельное сравнение негативного и позитивного возможно заставит их, если не задуматься, то, по крайней мере, может быть остановит кого-то от опрометчивого шага.

Гражданская активность подростков и ответственность за происходящее вокруг тебя и в целом в стране должна нести позитивный вектор. Что знают современные дети об Аркадии Гайдаре и его Тимуре с командой? Почти - ничего. Героем нынешнего времени, к сожалению, стал другой Гайдар. Однако вокруг нас живут одинокие старики, инвалиды, которым порою сложно даже принести из магазина сумку с продуктами, не говоря о том, чтобы вымыть окна или заменить перегоревшую лампочку. Наши старики нуждаются в общении и в поддержке общества. И в этом смысле развитие движения доброхотов - волонтеров отчасти поможет решить проблему поддержки стариков, при этом - воспитать в детях забытые ныне такие чувства, как милосердие, сострадание, сопричастность к общему полезному делу. Пусть не все, пусть единицы отзовутся на призыв, но даже этого числа достаточно на первоначальном этапе. Например, 1 марта был дан старт благотворительной акции «Вспомним погибших, поможем живым!», в рамках которой на добровольной основе и бескорыстно оказывается посильная помощь нуждающимся пожилым людям.

Большинство подростков сегодня имеют фотоаппараты или мобильные телефоны с функциями фотоаппарата. В последние годы среди них особую популярность приобрело увлечение селфи. Порою ради «неотразимо-выдающихся» фотографий подростки готовы рисковать жизнями. Для чего? Чтобы заявить о себе, громко сказать: - Вот я какой! Однако, наблюдая со стороны за этой ситуацией, мы - взрослые, даже не пытаемся попытаться возглавить ее и аккуратно направить в позитивное русло. Отчего не организовать для детей фотоакции или фотопроекты, в рамках которых дети могли самовыразиться и показать свое творчество, приняв участие в фотовыставках. Неужели не найдется места под экспозицию в школьных коридорах, выставочных залах или Домах культуры? Одновременно можно решать вопрос воспитания у детей понимания прекрасного, важного не только для него одного, но оцененного обществом. Сегодня часто и порою заслуженно критикуют современное искусство. Конечно, творческая личность вправе видеть окружающий мир по своему, через собственную нравственность, собственное понимание морали. «Я так вижу»,- хороший ответ на любой неприятный вопрос. Однако, давайте представим себе, что произойдет, когда из 30-50-100 фоторабот подростков, представленных на выставке, этот особенный взгляд фотографа окажется никому не интересным? Творение начнут обходить стороной. Полагаю, автор задумается, отчего так произошло, а значит появится шанс, что последующие работы станут более интересными, яркими, динамичными.

А возможных тем для фотопроектов или конкурсов - огромное количество. При этом неважно, где проживают ребята - в деревнях и селах, в небольших рабочих поселках или в городах. Например, фотопроект «Край, в котором я живу. Времена года» или «Окно в природу» вполне под силу всем, при этом он реально может помочь сельским ребятам самовыразиться, добиться общественного признания на региональном уровне. Собственно и затраты на организацию таких проектов незначительные. И что важно, творчество ребят, их фотоработы могут быть использованы для иллюстраций при продвижении региональных программ развития внутреннего туризма.

Россия обладает огромной территорией. При этом, что самое удивительное, жители Калининградской области крайне редко бывают в Центральной части России, не говоря уже о Сибири или Приморье. Да и оттуда жители в своем большинстве не бывают в этом регионе. Многие из нас никогда в жизни не были и возможно не будут за Уралом, в Сибири, на Алтае, Русском Севере или на Камчатке. Как и жители тех регионов не приезжают в Центральную Россию. И каким образом объяснить школьникам про необъятность нашей Родины, как привить им любовь к истории Отечества, если кругозор ограничен границами конкретной местности - не ясно. Для большинства российских подростков такие исторические знаменательные места, как Ратные поля России - Куликово поле, Бородино или Прохоровское поле - остаются некими абстрактными объектами из учебника истории. А сколько памятников истории, культуры, уникальных природных объектов остаются вне рамок внимания? Вот и получается, что любовь к Отечеству самым тесным образом связано с местом проживания подростков, а все остальное находится за рамками их понимания. И без комплексной государственной поддержки, без вложения средств в комплексное развитие внутреннего подросткового туризма, мы рискуем своим будущим. Отчего не подумать о проведении автопробега или туристического похода под таким названием: «Россию на колени не поставить! Ратные поля России и современность». Мне кажется, это может стать актуальным и востребованным мероприятием, особенно для подростков с Урала, Сибири, Приморского края.

Внутренний туризм для подростков, прежде всего, должен представлять комплексную систему взаимообмена между регионами. Когда одни подростки путешествуют в города Сибири, а ребята оттуда приезжают в гости в города Центральной России. При этом, каждое путешествие - должно стать не только эмоциональным восхищением от увиденного, но, в тоже время, его необходимо использовать масштабных мероприятий - организации фотовыставок, видеопоказов, интервью с участниками. Сейчас, когда в стране складывается сложная экономическая ситуация, власти Египта и Турции предоставляют туристам из России особые преференции, потому что заинтересованы в наших деньгах. А у нас, напротив, на внутреннем рынке отмечается подорожание.

Сегодня многие россияне увлечены краеведением. Дело это интересное и полезное. В регионах начали издавать очень интересные книги краеведов. Но, как правило, они крайне слабо рекламируются и тираж их невелик. При этом, часть книг написано в расчете на специалистов, уже обладающих познаниями по теме. Читать детям заумные книги неинтересно и они их не читают. Но исследования краеведов вполне можно было бы перевести в интерактивную плоскость и использовать для разработки туристических маршрутов. Необходимо приложить усилия для популяризации материалов краеведения, что, несомненно, может оказать позитивное влияние на школьников или студентов. И нет сомнений, что при таком подходе зерна знаний прорастут гордостью за ту землю, на которой они живут. И совсем не важно, деревня это или рабочий поселок, небольшой городок или мегаполис - везде имеются свои легенды и предания, интересные достопримечательности. Иногда я встречаюсь со школьниками и рассказываю об интересных фактах из истории нашего района. Кому-то это не интересно, кого-то мои рассказы оставляют равнодушными. Что поделать - мы все разные. Но порою видишь, как загораются глазки, и тогда понимаешь - придет время и, может быть, мои незамысловатые рассказы станут основой для будущих исследований. И это обстоятельство, конечно, радует. При этом, обычно я случайно сталкиваюсь с информацией о каком-то историческом событии и сам для себя ставлю вопросы, на которые пытаюсь отыскать ответы. И с каждым фактом, с каждой летописной строкою ты становишься богаче, пока из небольших пазлов не сложится ясная и цельная картина. Ты осознаешь свою сопричастность к прошлому, для самого себя открываешь малоизвестную страницу из великой истории Отечества.

В своих путешествиях по городам и весям я стараюсь посещать местные кладбища - настоящий кладезь информации. С сожалением отмечаю, что во многих местах старинные надгробья уничтожены или безобразно свалены в кучу. Тем самым, мы стираем уникальные страницы истории Отечества. И не только о персоналиях, но и о забытых технологиях. Глядя на порушенное, с болью понимаешь, что некогда на этих погостах были похоронены воины Отечественной войны 1812 года, Второй Отечественной, или как ее еще называли, Германской войны. Солдаты Великой Отечественной, умершие от ран в госпиталях... Лишь чудом сохранились единицы надгробий пращуров. А жаль... Жаль, что в провинции беспощадно уничтожается последнее наследие. И ладно бы, если проблема была в земельных участках. Проблема скорее заключается в нашем равнодушии.

Там, где местная интеллигенция - врачи и учителя - проявляют активность в краеведении, порою открываются просто удивительные страницы нашей истории. Как говорят: было бы желание. И все это бескорыстно, из-за любви к Отечеству. А главное, своей работой они увлекают ребят, которые потом становятся достойными продолжателями начатого, настоящими патриотами своей земли, а значит - Родины! И это осознанный путь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: О воспитании патриотизма

Нет никакой программы воспитания патриотизма. На авторские предложения современной литературы для детей (рассказы для юношества, стихи и сказки для маленьких) издательства отвечают так: "Издательство не принимает к рассмотрению -сказки -стихи -развивающую литературу для детей." Это вернейший способ покончить с Россией через одно поколение.
РодЕлена / 27.03.2015, 09:28

2. Re: О воспитании патриотизма

Я глубоко убеждена, что патриотизм нельзя воспитать, лишь включив предмет в сетку школьного расписания. Детям, подросткам нужно жить в атмосфере целого комплекса воспитательных мероприятий, проходящих в школе, в районе, в городе, в регионе, в стране. Система патриотического воспитания довольно хорошо была налажена и отлажена в советской школе, нужно просто вспомнить все лучшее, что тогда было наработано. Если же мы говорим о некоей учебной программе, то ее основой мог бы стать уже выпущенный учебно-методический комплект "Герои нашего времени" Ольги Дубовой. Вот на него ссылка (что первое попалось в сети) http://forum.17marta.ru/index.php?topic=8851.0 Мне комплект подарила Ольга Николаевна и мы его используем "по полной программе". Это действительно, замечательное пособие. Читателям форума предлагаю прослушать песню Ольги Дубовой "Солдат" (и не только): http://www.youtube.com/watch?v=vB4W6bmWscA
Ксения Балакина / 27.03.2015, 07:12

1. Об уроках патриотизма

РАСПИСАНИЕ 1. Математика 2. Русский 3. Патриотизм 4. Физкультура 5. МХК Что будет с самим понятием "патриотизм"? Оно потеряет в весе... Скорее всего, преподавателя сего предмета дети окрестят "патриотом"... Вот и будет патриот - тот кто преподает патриотизм... А дальше дети будут на уроках рассказывать о проявлениях патриотизма... И закрепится, что патриотизм - это то, о чем говорят... Уж ОПК куда как опасно. Но хотя бы мы не говорим о том, что преподаем ВЕРУ. Мы преподаем знания о вере... А тут собираются преподавать патриотизм... Это - вернейший способ покончить с Россией через несколько поколений.
Андрей Карпов / 26.03.2015, 21:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Переславцев
Война с нашей Памятью
Хроники двух месяцев…
04.05.2022
Хроники вандализма
Действия вандалов носят целенаправленный характер на фоне отлаженной режиссуры коллективного и организованного непринятия политики России
26.04.2022
Не трогайте нашу Память!
Наше молчание будет только подзадоривать вандалов и откровенных отморозков, разрушающих памятники русским солдатам
09.04.2022
Сегодня нужно действовать!
В Германии осквернили памятник советским воинам, павшим в боях за освобождение Европы от нацизма
30.03.2022
Что же мы молчим?
Пора всеми законными способами выразить своё негодование и протест по фактам осквернения памятников и воинских захоронений за рубежом
24.03.2022
Все статьи Михаил Переславцев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28