Конец 80-х. Свершилось! Рухнули идеологические границы между Востоком и Западом.
Свобода! Вали, куда хочешь, люби, кого хочешь. Не только КПСС, но и то, и того, кого искренне любишь и любить хочешь!
Не верилось... Да разве такое возможно!?
Клятый немец и свобода!? Невообразимо! Несовместимо! Неправдоподобно!
Но как не верить, когда на книжных развалах страны, в газетных киосках вокзалов лежит и можно потрогать руками, купить и читать «Зону полного покоя» ученого соплеменника Герхарда Вольтера. Как не верить, когда за три последних года 80-х в Германию выехали десятки тысяч собратьев по несчаcтью, заявления которых до этого десятками лет безнадежно пылились в ОВИРе.
Вначале осторожно, а потом смелее и смелее хлынули наши немцы лавиной, потоком в «фатерлянд», прорывая на своем пути все идеологические и административные препоны, не веря никаким посулам самозванных вождей и разномастных, прикормленных властью идеологических немецких гуру - партийных функционеров, деятелей культуры, профессиональных журналистов и самодеятельных рабкоров и селькоров.
«Волгу предаете, «возрождаться» не желаете, родину продаете, за колбасой поехали! Предатели!» - вопили они вслед отъезжающим в Германию.
Наплевать.
Невзирая на осуждение и проклятия, несущиеся со всех сторон в свой адрес, немцы молча но упорно, пройдя все круги ада, сопряженного с последним, но решительным грабежом, оставляя России все, что создали в ней за 250 лет пребывания, паковали нехитрые пожитки в цветные ёмкие сумки китайского производства и огромными массами уезжали в известно-неизвестное Отечество.
Остановить - невозможно! Не впустить - нельзя! Демократия, однако!
Никакие политические уловки и аморальные ужимки властей, как со стороны СССР, так и со стороны Германии по поводу: «Держать и не впущать» не работали. Нас накрыл девятый вал свободы, свободы выбора народа нечаянно получившего на это право. Россию этот вал накрыл непредвиденным и тотальным исходом немцев из страны, не хотевшей признавать нас полноправными, а Германию - непредвиденным возвращением в страну, не желающую больше быть немецкой и видеть в нас немцев.
1994 год. Нас в Германии уже миллион! 2000 год - два с половиной миллиона!
Такого оборота, такого массового исхода немцев из России Германия не ожидала. И когда в 1992 году (пик возвращение немцев на Родину предков) сановные чиновники Германии поняли, что Россия опустила вожжи и не желает более удерживать немцев на своей территории, они принялись за дело сами. К концу 1992 года в Бундестаге был подготовлен пакет «драконовских документов» против немцев России, который, по их мнению, должен был остановить поток репатриантов. С особым заданием в декабре 1992 года в Москву полетел «госсекретарь по переселению» Горст Ваффеншмидт. Его задачей было получить от руководства немецкого «Ворождения» согласие на принятие этих законов на государственном уровне. Это коварное соглашение от вождей «Возрождения» Ваффеншмидтом было получено. В январе 1993 года антипереселенчиские законы были утверждены в Бундестаге и вступили в силу. Нас стали прессовать с неистовой силой по всем направлениям с тем, чтобы тем, кто намеревался репатриироватъ в Германию, отбить для этого шага всякую охоту. В результате около 100 тыс. разрешений на репатриацию наши немцы не использовали - остались в России. Однако сотни тысяч немцев упорно двигались в Германию, невзирая на препятствие власти. Именно этот исторический момент стал поворотным в судьбе нашей диаспоры, именно тогда в нашем сознании стал созревать план противодействия несправeдливости.
Открытие! - Нелюбимы там - нежелательны здесь. Капкан... Возвращались в германское Отечество, а попали в космополитический «Вавилон». Хотели видеть прекрасную, добрую, душевную Германию, образ которой лелeяли и хранили в сердцах из поколения в поколение, а увидели безликое, бесчувственное, бездушное мурло оголтелого, грабительского капитализма с либерально-оккупационным оттенком. Думали: вот она - Свобода! И поняли, что много больше личной духовной свободы имели в СССР во времена «развитого социализма».
Наше сознание вошло в ступор. Задумались... Неужели все наши чаяния, мечты, надежды - коту под хвост!? Неужели мы и дальше будем терпеть то, как власти Германии поделили нас на касты-параграфы от 4-го по 8-ой!?
Неужели мы и дальше будем терпеть то, что нам урезали пенсии в отличие от «своих» граждан на 60%. Неужели и дальше мы будем терпеть то, что место нашим дипломам о высшем образовании (а привезли мы с собой их в количестве 250 тысяч!) определено единственное - помойка!?
Неужели мы и дальше будем терпеть, что «гастарбайтер» турок для власти трижды предпочтительней, чем немец из России!?
Кризис назрел. Но, как поется в популярной песне В.Высоцкого: «Мы не сделали скандала - нам вождя недоставало. Настоящих буйных мало - вот и нету вожаков».
Но был бы спрос и буйные вожди нашлись...
Протест «буйных» произошел в 1997 году. Бомба взорвалась. Взрывателем оказался наш соплеменник, бывший первый выборный «красный директор» завода «РАФ» Виктор Боссерт, который, так же как и мы, в качество немца репатриировал в Германию. Одно дело быть наслышанным о нем, другое дело иметь с ним личный контакт. Боссерт, oбладая невероятным природным обaянием, колоссальным опытом работы с большими коллективами людей, удивительными организаторскими способностями, оказался в нужное время и в нужном месте. И начал он свою новую кипучую деятельность в Германии с создания ближнего круга единомышленников, так называемого, идеологического тарана, обладающего, как показало уже ближайшее время, невероятной пробивной силой.
27 ноября 1997 года. Географический центр Германии город Фулда. Более тысячи единомышленников, спаянных единой волей и целеполаганием направили своих представителей на организационнo-объединительную конференцию. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить создание общественно-политической организации, чтобы заявить о себе, о том, что мы есть, что мы приехали в Германию созидать, а не «крохоборничать», что мы - наследники немецких колонистов, удививших в свое время мир невероятными успехами в богоугодном деле служения земле.
И самое главное, что мы не позволим власти относиться к нам, как к быдлу, как к людям второго сорта. Организации дали вызывающее название: «Федеральное объединение «Heimat-Родина». Полузапрещенным, как и «Отечество», в Германии словом.
Чтобы получить федеральный, общегерманский статус, нам предстояло создать в Землях Германии свои филиалы. Для этой титанической организационной работы требовались немалые финансовые средства. Люди за ценой не постояли и пустили в ход кто свои скромные, а кто немалые сбережения.
Стремительно закрутилось колесо истории. Наше новое колесо истории.
Мы, словно угорелые, носились по Германии из города в город, собирая в единый общественно-политический кулак все новых и новых соплеменников на святое дело - на защиту прав и свобод немецких репатриантов! Пребывая в городах и весях, ночуя в дешевых гостиницах, у знакомых, а то и в машине, мы в авральном порядке сколачивали новую организацию, проводя в Землях одну установочную конференцию за другой. Мы создавали не дежурную, не очередную подконтрольную оккупантам и инициированную, как правило, ими же, «правую», «левую» или «центристскую» партию, а свою, зависящую только от нашей совести, основанную на священном фундаменте справедливости, организацию.
Наше неистовство, наша кипучая деятельность вызвали взрыв не только в нашем сообществе, но и по всей Германии, а так же ярость и бешенство со стороны власти и тех, кто за ней стоял.
Невероятно, но уже через три мeсяца, к марту 1998 года организация состоялась. Во всех Землях Германии были созданы собственные филиалы «Родины». А земельные активисты стали создавать уже на местах первичные организации, которые вырастали, словно грибы после дождя.
Мы стали готовиться к общегерманской конференции Объединения. Однако, мы понимали, что без федерального печатного издания, как минимум газеты, далеко не уехать. Все последние месяцы мы лихорадочно искали спонсора и он нашелся. Это был Виктор Тренкеншу, наш соплеменник, предприниматель, который сумел вырваться из СССР в Германию в 1973 году. Он не только влился в наше движение, но и взялся финансировать газету, которой нам так не хватало.
До начала конференции оставалось две недели. Решили - во что бы то ни стало, газету ко дню конференции издать. Оглядываясь в прошлое, даешься диву от того, насколько велик был наш энтузиазм, когда мы за невероятно короткие сроки достигали невозможного. Две недели до выхода первого номера, а у нас даже компьютера нет.
Сделали! Газету слепили буквально на коленке. Откорректировать толком не успели, но к обозначенному сроку первый номер газеты, которую мы так же, как и нашу организацию, вызывающе корректно назвали «Heimat-Родина», увидел свет. Каждый участник конференции держал этот пахнущей свежей типографской краской 8-страничный номер в своих руках.
Событие исторического маcштаба состоялось! Как будто мы подключились к ноосфере, к сфере разума, когда наша деятельность становилась определяющим фактором будущего развития нашей диаспоры.
Мы по праву гордились собой, мы радовались нашим успехам, как дети. Мы были счастливы!!!
Две Родины - один смысл соединили мы в себе. И смысл этот в сочетание одного и того же слова на двух языках «Heimat-Родина». Бесценный подарок судьбы. Суровой судьбы, но праведной.
Наше Объединение не было элитарным клубом, это было поистине движение оскорбленных властью граждан, представляющих в нем широкий социальный и профессиональный спектр. На наших конференциях сидели рядом бывшие механизатор и главный инженер совхоза, рабочий и директор предприятия, слесарь и профессор. Гордостью нашего движения был, ныне покойный, профессор, член нескольких европейских академий наук Отто Эстерле. Гигант не только технической, но и политической мысли. Были среди нас офицеры, прапорщики, ветераны Афганской войны, были полковники милиции, были служащие самых высоких рангов, а рядом с ними труженики среднеазиатских и сибирских полей, истинных кормильцев народа. А, на поверку, все мы были патриотами страны, которую только что покинули и искренне возжелали быть патриотами нашей старо-новой родины - Германии.
Нас, наконец-то заметили. Заметили и «левые» и «правые», социал-демократы и «цэдэушники»-консерваторы, либералы «эфдэпэшники» и «зеленo-голубые». Все они начали за нами охоту, как на американских бизонов. Они увидели в нас, нет, не людей, не равноправных граждан, а организованный электорат, который можно использовать и в брачных и внебрачных игрищах с властью как «гак», как довесок к своему зыбкому политическому потенциалу.
На деле все они хотели только одного: аннигилировать нас, превратить в античастицы нашей изначальной сущности, утилизировать и удобрить нами свои мелкие, шаловливые интересы.
Нет, ценник мы на себя не повесили, купить нас было невозможно. Мы, закаленные судьбой, были непреклонны, независимы, самодостаточны.
И тогда на нас ополчилась вся «королевская рать».
А что же мы? А мы в состояние эйфории, в состояние «головокружения от успехов» приняли решение «штурмовать» Бундестаг, чтобы получить в нем хотя бы несколько голосов, представляющих нашу диаспору.
В сентябре 1998 года в Германии должны были произойти федеральные выборы в германский парламент. Наша конференция выдвинула на пост депутатов парламента десять самых достойных членов Oбъединения.
А что!? Рисковать, так рисковать... И мы рискнули и - с треском проиграли. Взять Бундестаг «штурмом» нам не удалось...
И тут на нас, как на проигравших; началась бешеная атака.
В каких грехах нас только не обвиняли. Но что самое постыдное - в этом хоре приняли участие прикормленные властью и некоторые наши соплеменники.
- Ату вас! - кричали они на всех политических перекрестах. - Вас здесь приняли, дали крышу над головой, обули, одели, накормили, а вы нос воротите...
Нам бы стенать и плакать, но нет! Мы не слушали их воплей. Нам было не до них. Мы были опьянены свободой. Свободой выбора пути, ведущего нас к великому справедливому божественному космосу.
***
На первый взгляд, мы проиграли, но проиграли «бой», но не «битву». Борьба за собственное место под германским солнцем, за честь и достоинство нашей диаспоры успешно продолжиласъ и продолжается сейчас.
Деятельность нашего объединения приняла новые формы и более спокойный умерянный характер. Газета «Heimat-Родина». теперь уже под руководство Виктора и Розы Уль, превратиласъ в серьезное издание, которое на протяжение 15 лет являласъ центром притяжения интеллектуальной, публицистической, литературной мысли наших немцев. Ее позитивное влияние на сознание людей трудно переоценить. Газета поднимала самосознание читателей на новый качественный уровень, развивала в них чувство уважения к себе, как к наследникам великих колонистов-земледельцев, чувство уважения и гордости за свою историю, за великий вклад в экономическую и культурную жизнь России. Развивая в людях чувство самодостаточности, газета, безусловно, помогалa нашим немцам становиться на ноги, достигать серьезных успехов в новых, непривычных условиях.
И, как результат, наши дети лучшие в школе, в гимназии. В процентном отношении именно наши дети занимают большее количество мест в университетах. Вот что значит самое лучше в мире советское образование, которое получили в СССР мы - родители, наши дети и переняли от нас наши внуки. Такой потенциал, оказалось, дорого стоит!
Среди наших людей меньше безработных даже по сравнению с коренными жителями. Благодаря нашим немцам, которые стали строить для своих семей дома, инициировали подъем строительной отрасли в Германии.
Казалось бы, удивительно, но факт, что при поступлении на работу работодатели предпочитают иметь у себя представителей нашей диаспоры и не только из-за высокой ответственности за порученный участок работы, но и из-за владения русским языком, в знание которого все больше и больше нуждаются немецкие фирмы, сотрудничающие с российским бизнесом. В Германии среди людей с прогрессивным складом ума началось поветрие - они самозабвенно изучают русский язык. Они видят перспективу, понимают, что будущее у Германии возможно только в союзе с Россией. И таких людей в нашей стране становится все больше и больше. Через нас, немцев России, ко многим коренным немцам приходит понимание русского характера, русского менталитета, русского духа, потому что они «местные» не отличают нас от русских, и мы, волей-неволей, через собственные дела и поступки даем им знание о России, о ее великом народе.
Вместе с нами в Германию пришел «русский мир». Если брать за точку отсчета пятидесятые годы 20 века, то общее число российских немцев составляет сегодня не менее шести миллионов человек.
Это огромный потенциал, который фактически является духовным мостом между Европой и Россией. Не уверен, впустила бы подмандатная США власть Германии нас в страну, если бы предвидела такой оборот событий, такой мощный потенциал русского духа, который мы привнесли с собой в германское общество. Думаю - никогда!
Но божественное провидение оказалось выше политической конъюнктуры, и нас не стереть лаксом с доски истории, не утилизировать в балласт, в шрот, не убрать из общественно-политической жизни.
В Германии сегодня действует 853 общественных структуры немцев из России. Наши предприниматели открыли в Германии тысячи русских магазинов, а силами педагогов - сотни частных русскоязычных детских садов и школ. Множество предприятий наших земляков сотрудничают с Россией, с ее бизнесом. Силами наших журналистов в Германии издается около сотни русскоязычных газет.
Второе дыхание обрела в Германии Православная церковь в связи с тем, что для многих наших людей она стала единственным пристанищем истинного Бога.
Наша молодежь является нашим золотым фондом, на который мы возлагаем огромные надежды в выстраивание позитивной, как внутренней, так и внешней политики Германии. Особенно в плане добрососедских и взаимовыгодных отношениях с Россией. И на этом пути мы добились немалых успехов.
Все чаще можно встретить представителей нашего народа в местных, земельных и даже центральных структурах власти. Так, например, сегодня в Бундестаге нашу позицию представляют уже три депутата. И все они люди нового поколения, поколения духовных прагматиков 21 века.
А ведь прошло всего два десятилетия, с начала нашего массового возвращения в старое Отечество. Миг для истории, а столько сделано, а сколько еще будет сделано нашими общими усилиями ради общего блага народов России и Германии.
Александр Приб, публицист из ФРГ
3. Ответ на 2
2. Re: Великолепные 90-е
1. Re: Великолепные 90-е