Коснусь только самого главного.
В.И.Грунтовский сообщает о поражении (?) советских войск у Канева. Надо сказать, что здесь вели боевые действия 47 -я армия, а также 27-я, 40-я и 3-я танковые армии, при этом 47-я армия вышла в 20-х числах сентября 1944 г. к Днепру и форсировала его в районе Букринской излучины севернее Канева Черкасской области, вместе с войсками 27-й, 40-й и 3-й гвардейской танковой армии, создав так называемый Букринский плацдарм. С Букринского плацдарма на Лютежский были скрытно переброшены 3-я гвардейская танковая армия и ряд стрелковых и артиллерийских соединений. Оставшиеся на Букринском плацдарме 40-я и 27-я армии 1 ноября 1943 года перешли в наступление, чем отвлекли на себя значительные силы противника и сыграли большую роль в успехе Киевской наступательной операции и освобождении Киева. Поэтому В.И.Грунтовский неправ, когда говорит о том, что немцы при Каневе взяли реванш за Курскую дугу. Это абсолютно не верно, так как стратегическая инициатива Красной Армией с Курска была завоевана абсолютно и она ее из своих «рук» не выпускала уже до конца войны.
О взрыве Днепрогеса в 1941 г. и в связи с этим трагедии двух советских армий: к чему эти воспоминания В.И.Грунтовского? К 70-летию Великой Победы? Одновременно почему бы тогда не сказать и о том, что высшее военное командование Красной Армии стремилось во что бы то ни стало предотвратить уничтожение фашистами Днепрогеса в 1943 г.? Для разрушения станции гитлеровцы подвезли более 200 тыс. кг взрывчатых веществ. Только для уничтожения плотины они тщательно заделали в ее «толщу» 40 тыс. кг взрывчатки, уложили 100 авиационных бомб весом по 500 кг. Но 19-ти разведчикам во главе с Николаем Курузовым удалось разминировать Днепрогес, а, следовательно, спасти от возможной гибели в ходе разрушения плотины десятки тысяч солдат и офицеров наступающих частей Красной Армии.
Далее о бандеровщине и о том, что советские войска сравнивали села с землей, и там на местах боев с бандеровцами оставались только «черные квадраты». Да еще с обеих сторон в ходе боевых действий применялись авиация и танки. Бандеровские танки и авиация? Это что-то новое. При этом абсолютно не указывается время боев. Представьте себе, что читает воспоминания В.И.Грунтовского человек абсолютно далекий от темы. Он вполне может представить себе, что батальону МГБ, где я служил и который на вооружении имел только легкие (горные) пушки, пулеметы и автоматы придаются «катюши» (?), которые сносят все населенные пункты где-то в Карпатах и т.д. Так чем же в этом случае бойцы МГБ отличались бы от современных «укров»? Я полагаю, что размышления В.И.Грунтовского в историческом отношении поверхностны. Сужу об этом не только как участник ВОВ, но и как историк, закончивший исторический факультет Костромского педагогического университета.
Борис Петрович Бадьянов, ветеран Великой Отечественной войны, награжден боевыми орденами «Красной звезды» и «Великой Отечественной войны 2-й степени», капитан в отставке
1. По просьбе А.Грунтовского