Историческое наследие системы образования и воспитания в кадетских корпусах России оставило нам самое великое достояние, это человеческий потенциал, который почти не изучен и не оценен в современном обществе. В настоящее время в России сложилось стереотипное мышление о людях, которые носят военную форму и получили военное образование. К сожалению, зачастую этот стереотип сводиться к тому, что офицер, это человек получивший образование только по военным дисциплинам и не годный к гражданской службе и жизни в обществе. Проект «100 великих кадет России» призван не только, опровергнуть стереотип, а полностью его разрушить. Показать на биографических примерах людей, что военный человек в России, это не просто защитник, не «человек с ружьем». А высокообразованный, разносторонне подготовленный, интеллектуально разносторонний гражданин, который применяет на практике полученные в кадетских корпусах знания, в различных, и не связанных с военным делом областях жизни. Недаром Императрица Екатерина II говорила: «Кадетские корпуса являются надежными поставщиками великих людей России». К сожалению, за более чем трехсот летнюю историю мало кто пытался обобщить и исследовать в каких областях человеческой жизни выпускники кадетских корпусов оставили большой вклад в отечественную историю. Отдельные, разрозненные материалы, по историческим персонажам не дают полной картины всего огромного вклада кадет в историю России. В последние годы отношение к офицерам - кадровым военным, элите российского общества, которыми всегда гордилась наша страна сильно, к сожалению испортилось. Отчасти наш проект должен будет исправить это отношение. Кадеты участвовали во всех сферах жизни государства и не просто были пассивными участниками того или иного процесса, а оставили огромный исторический вклад.
Кадетские корпуса - одно из самых значительных явлений в историческом наследии России, да и в истории российского просвещения в целом. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование. Автор книги «Материалы для истории Пажеского его Императорского величества корпуса» генерал Милорадович писал: «Заслуга пажей проявляется в деле народного образования. Прожив десять лет при Высочайшем дворе, пажи усвоили себе все идеи, все стремления, господствовавшие в их время в кругу высшего и образованнейшего общества, и по выходу на службу, вносили в среду их окружавшую эти просветительные идеи, и передовые стремления».
Культурно-образовательный проект по сохранению и популяризация исторического и культурного наследия России на основе Музея истории российского кадетства «100 великих кадет России» разделен на несколько составляющих частей. Военачальники, государственные деятели, культура и искусство, издательская деятельность, это области, в которых наиболее ярко себя проявили выпускники кадетских корпусов. Вот некоторые из них: генерал А.А.Брусилов (Пажеский корпус), адмирал П.С.Нахимов (Морской кадетский корпус), маршал М.Н.Тухачевский (1-ый Московский кадетский корпус), граф Н.Н.Муравьев-Амурский (Пажеский корпус), И.И.Меллисино - Президент Московского университета (Первый кадетский корпус), А.А.Нартов - изобретатель первого в мире токарного станка (Школа математических и навигацких наук), композитор А.Н. Скрябин ( 2-ой Московский кадетский корпус), В.И. Даль (Морской кадетский корпус), Н.А.Бердяев (Владимирский Киевский кадетский корпус), Л.А.Кавелин - Архимандрит Леонид, Настоятель Троице Сергеевой Лавры (1-ый Московский кадетский корпус), Д.С.Урусов - шахматист, организатор «Петербургского общества шахматной игры» (Первый кадетский корпус), А.Д.Бутовский - генерал Русской императорской армии, педагог и спортивный функционер, один из учредителей и член Международного олимпийского комитета (Петровский Полтавский кадетский корпус) и много других.
Николай Гурьевич Антипов, директор Музея истории российского кадетства