Вот уже год, как Россия живёт украинской болью, что лишний раз доказывает, что Украина - это Россия. И дело вовсе не в желании «поглотить» или «поработить» своего соседа. Да и какой нам Украина «сосед»? Скорее это очень дорогой и близкий родственник, чью болезнь и боль ощущаешь не в порядке обычных сопереживания и участливости, а просто как свою собственную. Мы ведь не «проявляем соучастие» к своей ноге, руке, голове, когда они оказываются ранены. Мы просто вскрикиваем от боли. Об украинской боли России один человек очень точно выразился: «Как будто близкий родственник спился или сошёл с ума».
Особенно остро переживает украинскую боль православная часть российского общества. Это и неудивительно - Киев - мать городов русских, Днепр - крещальная купель всего русского народа, киево-печерские святые угодники - родные и близкие для каждого, кто ощущает себя русским православным человеком. Молитва за страждущую Украину не прерывается ни в православных храмах, ни в домах православных христиан.
Но в можно встретить и проявление некоего молитвенного «творчества». Иные молитвенники-активисты стали осваивать пространство электронной коммуникации. Сама по себе идея использования технических средств для доброго дела не может вызвать принципиальных нареканий. Что плохого в том, чтобы разослать СМС-ки всем знакомым, и попросить молитв за болящего, или находящегося в ином трудном положении человека? Но иногда бывают и странные случаи.
Например, в разгар крымских событий получаю от многих своих знакомых многочисленные СМС со странным одинаковым текстом: «Братья с Крыма усиленно просят молиться, ночью планируется штурм военно-морских баз. Максимально рассылайте это СМС по всем областям и молитесь. СМС из Абалака». Всё здесь неясно, кроме одного - происходит что-то страшное и ужасное, причастность к которому может быть обеспечена легко и просто - путём пересылки этого невнятного сообщения по всем своим знакомым. Одна лишь просьба внятна и достойна немедленного исполнения - просьба о молитве. Но какие братья из Крыма просят молиться? Какие базы собираются штурмовать? Какая из противостоящих сторон будет это делать? А самое главное - что такое Абалак?
Из многих номеров, с которых прислан это загадочный текст, выбираю один, принадлежащий наиболее усердному СМС-молитвеннику, который и до этого присылал мне многие просьбы о молитве, в отличие от этой вполне понятные. Спрашиваю: «Что такое Абалак? И чьи базы собираются штурмовать?». Ответ: «Подробности у Инны (номер телефона). Аз переслал вам её СМС». Ответ не добавляет ясности, снова спрашиваю: «Кто такая Инна? Откуда она знает о планируемых войсковых операциях? А если знает, то почему не хранит в тайне? Болтун - находка для шпиона!» Моя резкая реплика побудила адресата к откровенности: «Крестоносец Александр... подтвердил о возможности захвата военных баз в Крыму врагами РОССИИ». Эта СМС-ка превзошла предыдущие пафосом, но так и оставила меня в недоумении - какие базы захотели захватить враги России - украинские или российские? Да и набор «авторитетных» источников информации не добавил ей достоверности. Но самое главное - так и остался без ответа вопрос: «Что такое Абалак?»
Весьма похвально желание поддержать всеобщей молитвой своих собратьев. Но для чего к этому примешивать изрядную долю иррациональности? Желание безопасно поучаствовать в «стр-р-рашных приключениях»? Тогда уж лучше сходить в кино на ужастик. Зачем же молитву превращать в триллер?
В дальнейшем, когда события стали приобретать всё больший накал уже в Донбассе, СМС-сообщения не прекратились. Например, в июле: «Из Донецка от о.Никодима пришло смс. Завтра будет массированное наступление на наших с бронетехникой. 40 тыс. против 1 тыс. Он прощался, просил усиленных молитв. Разошлите всем, кому сможете. Спаси нас всех Бог!»
Не прекращаются такие молитвенные послания и сейчас. Последняя СМС пришла на днях: «Завтра 10.11.2014г. на Донецк пойдёт бронетехника из 40 единиц и более. Батюшка из ДНР прощался и просил молитв. Перешлите СМС тем, кого знаете!!!». Источник сведений и этот раз загадочен - один прислал другому, а тот - мне. А есть ли на Донбассе указанные батюшки? - Бог весть.
Как показало время, ничего в этих посланиях, кроме просьб помолиться, не имело под собой никаких оснований. Зачем же было к этим святым просьбам о молитве друг за друга приплетать страшилки-небылицы? Мы молимся Богу, Который Сам назвал Себя Истиной. Будет ли Ему приятна наша молитва, побуждённая откровенной ложью? Будет ли Ему приятна наша неоправданная глупость, тогда как Его Рождество от Девы «возсияло миру свет разума»?
Одно только и хочется сказать на это ревнование не по разуму: «Бди́те и моли́теся, да не вни́дете в напáсть» (Мф. 26:41).
Но при этом: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16-18). И вовсе не надо для побуждения к молитве своих ближних выдумывать то, чего нет. Наша жизнь и без того наполнена множеством истинных поводов для непрестанной молитвы, чтобы выдумывать ложные. А то достращаем друг друга до того, что будем жить не в Святой Руси, а в каком-нибудь тёмном и никому не ведомом Абалаке.
Протоиерей Алексий Касатиков, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г.Краснодара, духовник Научно-методического Миссионерского центра при Екатеринодарской и Кубанской епархии
1. Re: Что такое «Абалак» или СМС-молитва как фактор православной жизни