США начали войну цивилизаций. То, что происходит сегодня на Украине, и как происходящее там используется, чтобы заставить Россию признать абсолютную гегемонию США, - не что иное, как война. Глобальная война, которая ведется только частично (пока частично?) горячими методами, а в основном методами политическими и экономическими.
В новейшей истории войн цивилизаций еще не было. В истории подобные войны бывали. Мусульманскую экспансию, закончившуюся построением Арабского халифата, можно счесть войной цивилизаций, Крестовые походы и Реконкисту - тоже. Атлантическая цивилизация, которую ныне возглавляют США, также вела войны цивилизаций, когда стоила колониальные империи. Но всё это было довольно давно. Опыт, полученный атлантической цивилизации в эпоху колониальных захватов, не очень-то применим к нынешней ситуации. Дело даже не столько в конкретном военно-технологическом превосходстве тогдашнего Запада над остальным миром. Что ни говори, а своего рода «миссия белого человека» имела место: европеец был образован, он лучше умел пользоваться ресурсами, обладал волей, способной изменять веками устоявшийся порядок вещей. И мир уступал этой воле, в том числе и потому, что был зачарован европейским уровнем прикладного знания.
Сегодня воля Запада уже не столь тверда, а образ европейца - хранителя и носителя знаний сдан в утиль. Идея, реявшая за плечами атлантической цивилизации, рассеялась. Военно-технологическое превосходство в какой-то степени еще сохраняется, но оно никогда не играло решающей роли, тем более сейчас.
И вот США втравливают Запад в войну цивилизаций. Это делается стремительно, а выглядит так, будто американские власти руководствуются не столько стратегическими разработками, сколько идут на поводу сиюминутных эмоций. Администрации США обидно, что Россия, - как было специально акцентуировано,- проигравшая в холодной войне, вдруг посмела проводить уж совсем независимую политику, решая вопросы вопреки прямым указаниям первой державы мира. Россию надо примерно наказать. И эта установка сегодня довлеет над обычной политической ли, или экономической прагматикой.
Многое упирается и в персоналии. Президент США как историческая фигура конкурирует с президентом России. Как Россия в мировой информационной среде персонализирована в виде Владимира Путина, так для Барака Обамы его фигура персонализирует собой Америку. Таким образом, соперничество политик становится для Обамы глубоко личным делом. Но если проекция страны на личность главы государства для России является делом привычным - это соответствует российской исторической традиции, то для США такой подход - антитрадиционен. Не имея под собой в этом вопросе почвы традиции, американский президент действует, исходя из личных побуждений, что не способствует разрешению кризиса, а лишь усугубляет его. Рождается подозрение, что на политику Америки влияют личные комплексы ее президента, вынужденного доказывать, что он самый американский из всех настоящих американцев. Необходимость постоянного подтверждения своей идентичности американскому идеалу заставляет американского президента быть более бескомпромиссным, чем это требуют интересы мира и его страны. Скорее всего, американский народ уже уловил эту зависимость, и откат к традиционной формуле WASP для первого лица страны в следующем избирательном цикле неизбежен.
Что же касается самой войны, то, на первый взгляд, США начали ее весьма успешно. Им удалось столкнуть украинский и русский народы. Оба народа принадлежат к православной цивилизации. То есть США взорвали ситуацию изнутри, стравив братские народы и ограничив роль атлантической цивилизации внешним управлением и экономическим и политическим принуждением участников прямого конфликта. Разрушение православной цивилизации должно было быть исполнено руками представителей этой же цивилизации.
Но всё пошло не так. Россия не захотела действовать по написанному за океаном сценарию. Это-то понятно: не будет православной цивилизации - не станет и России. Так что упрямство России объясняется легко просчитывавшимся чувством самосохранения. Но сценарий не сработал и в отношении Украины. Киевские власти вроде и пытаются действовать, как назначено, а получается всё не так. Вскипятить ситуацию на Украине было легко, но вот контролировать это кипение оказалось очень затруднительно.
И проблема тут имеет цивилизационную природу. Атлантическая цивилизация предельно рациональна. Наша же цивилизация - внерациональна. Не то, что мы эмоциональнее европейцев... Не в этом дело. Просто для них рациональность есть предел семантики, а для нас смыслы не определяются разумом. Мы способны к неразумным действиям, к мотивации «по понятиям», а не по прагматической выгоде. Это касается как русских, так и украинцев.
Запад с удивлением для себя обнаруживает эту черту в новом политическом облике Украины. Она все больше отрывается от прагматики, и это грозит катастрофой. Катастрофой, прежде всего, для самого украинского народа, но и для сценария запущенной войны цивилизаций - тоже. Сегодня в украинском обществе утрачены ориентиры. Украинцев поманили европейской морковкой, и многим захотелось переменить свою историческую судьбу. Но нельзя переменить свою цивилизационную сущность. Это так быстро не делается. Украинский народ по-прежнему остается народом внерациональных смыслов, а стало быть, духовным братом русского народа. А это значит, что через какое-то время придет осознание своих духовных корней и восстановится осознание общности с братским русским народом. Запад чужд по духу как России, так и Украине, поскольку не может переступить через выгоду. И потому Украина будет им предана. На этом и закончится война цивилизаций по «легкому» для атлантистов сценарию - когда за них воюют другие. Захотят ли они воевать сами? Будем надеяться, что не захотят. В конце концов, это не рационально. Для атлантистов это должно быть значимым аргументом. Мы же войн не начинаем, - это претит природе нашей цивилизации.
Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
13. Re: Война цивилизаций
12. Ответ на 8., Андрей Карпов:
11. Ответ на 8., Андрей Карпов:
10. Ответ на 5., vlad7:
9. Re: Война цивилизаций
8. Re: Война цивилизаций
7. Ответ на 4., Андрей Карпов:
6. Ответ на 3., vlad7:
5. Ответ на 3., vlad7:
4. Ответ на 3., vlad7: