К сожалению, мало событий и дел в жизни нашего общества, которые бы не затухли во времени и не потерялись в пространстве исторического процесса. Но оказалось, что есть одна нить, которая связывает все вехи нашей истории в непрерывную и прочную систему. Это система кадетского образования и воспитания, заложенная Императором Петром Алексеевичем.
Кадетские корпуса Российской империи – СССР - Российской Федерации, это не просто система образования и воспитания, это практически летопись славных дел нашего государства на протяжении более 300 лет.
Создание кадетских корпусов в России относится к учреждению Петром I Навигацкой школы. В этом единодушно сходится большинство специалистов по истории кадетских корпусов. А это означает, что кадетские корпуса как система обучения и воспитания, существуют в России уже более 300 лет. За все три столетия данная система была непрерывной, даже в период отсутствия кадетских корпусов в СССР, они существовали в русском зарубежье, с 1920 по 1944 г.г. в Югославии, во Франции до 1964 года.
Когда в 1689 г. Петр I был провозглашен Императором, одной из его первоочередных задач стало создание в России постоянного войска с грамотным командным составом. Петр сознавал, что, привлекая на службу в российскую армию иностранцев и посылая молодых российских дворян для обучения военному делу за границей, он не решит полностью проблемы подготовки военных кадров для российской армии. Создание регулярной армии, вооруженной современным оружием, вызвало необходимость готовить в самой России командный состав для руководства воинскими подразделениями и частями. Кадетские корпуса – одно из самых значительных явлений в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Значение накопленного в кадетских корпусах педагогического опыта выходит далеко за рамки чисто военной сферы, поскольку эти учебные заведения давали своим воспитанникам не только специальное военное, но и широкое гражданское образование.
Императрица Екатерины II говорила: «Кадетские корпуса являются надёжными поставщиками великих людей России». Выпускниками кадетских корпусов были: военный министр А.А.Аракчеев генерал-прокурор А.А.Вяземский, Президент Академии наук Н.Н.Новосильцев, оберпрокурор Святейшего Синода А.Н.Голицын, министр народного просвещения П.С.Ванновский, Губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев Амурский, генерал-фельдмаршал М.И.Кутузов, генерал А.А.Брусилов, адмиралы П.С.Нахимов, Ф.Ф.Ушаков, философ и публицист Н.А.Бердяев, живописец В.В.Верещагин, писатели В.И.Даль, А.И.Куприн, композитор А.Н.Скрябин, драматург А.П.Сумароков, летчик-испытатель П.Н.Нестеров. И еще сотни выдающихся фамилий российской истории. За более чем трёхсотлетнюю историю, выпускники кадетских корпусов стали прочной основой русского общества во всех его сферах: военная служба, государственная службы, мореплавание, наука, изобразительное искусство, музыка, литература, дипломатия, изобретение.
Старец Варсонофий, в миру – Павел Иванович Плеханков, из оренбургских казаков, окончил Полоцкий кадетский корпус и Оренбургское военное училище, блестяще начал военную карьеру, но в возрасте 46 лет в чине полковника неожиданно вышел в отставку и поступил послушником в Оптину пустынь. Во время русско-японской войны был отправлен на фронт военным священником, а по возвращении стал игуменом и скитоначальником Оптиной пустыни.
С 1701 по 1917 года в Российской империи было создано 38 кадетских корпусов включая Навигацкую школу.
После революции кадетские корпуса существовали в изгнании, т.е. за рубежом. Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича кадетский корпус в Сербии в городе Белая Церковь до 1944 года и Корпус Лицей Императора Николая Второго в Версале до 1964 года.
Лозунг всех корпусов был «За Бога, Царя и Отечество»
Вместе с тем Советское правительство постоянно озадачивалось проблемой подготовки молодых военных кадров и в 1943 году были созданы суворовские военные училища. Постановление от 21 августа 1943 года «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», в котором, в частности, говорилось: «Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, Погибших от рук немецких оккупантов, организовать... девять суворовских военных училищ, типа старых кадетских корпусов…»
Суворовские военные училища продолжили славные традиции, выпускниками СВУ были: генерал-полковники Б.В.Громов и В.Л.Манилов, музыкант Г.Васильев, кинорежиссер Г.Шпаликов, поэт Э.Балашов, писатель А.Стругацкий и многие другие.
В 1992 году в Красноярске был открыт первый возрожденный кадетский корпус в Российской Федерации. В настоящее время насчитывается около 200 кадетских корпусов, включая кадетские школы, казачьи кадетские корпуса, суворовские военные училища, президентские кадетские корпуса.
В век информатизации и высоких технологий, когда роль образования в современном государстве неизмеримо возрастает, мы должны внимательно проследить историю создания системы военного образования в России, для обеспечения эффективности реформы, проводимой в ВС Российской Федерации. Назрела насущная потребность восполнить недостающее звено в военно-историческом наследии. В начале этого года создан виртуальный Музей истории кадетства, цель которого собрать разрозненные музейные материалы по кадетской тематике, найти им достойное место и воплощение.
Святейший Патриарх Алексий II: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны».
Николай Гурьевич Антипов, директор Музея истории российского кадетства