Вчера в Новозыбковской городской библиотеке им.Долгорукова прошла презентация книги А.П.Дудникова «Новозыбков на рубеже XIX-XX столетий. Жизнь церковная». Автор, известный краевед, издавший уже 5 исследований, представлял немногочисленным новозыбковцим почти 800-страничный труд, насыщенный фотографиями и репринтом церковных периодических изданий рубежа веков.
Убеждён, что эта книга может стать хорошим подспорьем для студенческих и не только студенческих работ , посвящённых изучению истории Церкви, истории России, истории местности.
Было бы желание эти исследовать. Был бы, в коне концов, запрос на эти исследования.
Пока что это не особо заметно.
В этой связи вспоминаю один эпизод из своей жизни, произошедший 25 лет назад в Виннице.
Там проходило мероприятие, посвящённое теме сект, и выступал А.Л.Дворкин. Нас, тогда ещё «молодых и рьяных», весьма позабавил один сельский батюшка, который охарактеризовал деятельность Александра Леонидовича следующим образом:
«Дворкiн все пише, пише. Прославляеться»…
Вот и А.П.Дудникова в нашем городе поддерживают не только лишь все.
Есть, конечно же, сознательные, ратующие за сохранение доброй памяти о предках и преемственности люди – и в благочинии, и в городской администрации, и в культуре и образовании. Но не меньше и тех, кто искренне недоумевает: зачем Дудникову всё это нужно? невольно вспоминается этот самый сельский батюшки из винницкой конференции А.Л.Дворкина…
Вот и на презентации пришло десяток местных интеллигентов пенсионного возраста, пяток студентов и один батюшка. Студенты откровенно скучали. Их даже не расшевелил небольшой спонтанно возникший спор на вечную у нас красно/белую тему.
А ведь автор представлял очень серьёзное издание, видеть которое в своей библиотеке уже выразил один московский храм, приобрести который намереваются краеведы даже из других городов (буквально после мероприятия в библиотеку подъехал парень, который заказал экземпляр исследования для своих родственников из Краснодара).
Мне могут возразить, что, дескать, везде такая ситуация, никому особо не интересны встречи с писателями, поэтами и краеведами… Что на подобные мероприятия везде приходят только самые самоотверженные любители истории и словесности.
Ну, что тут сказать. Как говаривал бывший президент бывшей УССР Леонид Кучма «Маемо те, що маемо».
Пишу это не в качестве посыпания головы пеплом, а для того, чтобы мы отдавали себе отчёт в том, что по многим вопросам «Vox pópuli» вовсе необязательно «vox Déi».
И об этом не стоит забывать тем нашим коллегам, которые ждут, что в народном сознании вызреет некий свод идей, которые потом будут отчеканены статьями идеологии. Которая, как мы понимаем, представляет собою нечто вроде «гражданской религии», которая – как мы помним из истории ХХ века – может заменить не только безыдейность толпы, но и веру церкви.
2.
«… идеологии… Которая, как мы понимаем, представляет собою нечто вроде «гражданской религии», которая – как мы помним из истории ХХ века – может заменить не только безыдейность толпы, но и веру церкви.»
//////////////////////
Как там, у Высоцкого:
«А люди всё роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
«Мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят!»?
Ну какая ж то «безыдейность» по выражению Тихомирова – «толпы», коли налицо и сегодня жажда справедливого устроения жизни?
1.
Павел Тихомиров:
«И об этом не стоит забывать тем нашим коллегам, которые ждут, что в народном сознании вызреет некий свод идей, которые потом будут отчеканены статьями идеологии…»
///////////////
«Ну», а советская идеология в чьем сознании вызрела и нашла согласие?