Нас вчера, 16 июля, выгнали из кафе в Волгограде из-за того, что у моего ребенка аутизм. Сказали, что «больным детям нечего делать в общественных местах».
Подробности: я с шестнадцатилетней дочкой на пути из Ейска в Петербург остановились на полдня в Волгограде. Рано утром пришли в кафе, к открытию, в 8 часов, полчаса ждали, зашли в пустое кафе (одна посетительница только была). Я посадила дочку на кожаную скамью ждать заказа, и пошла заказывать.
Вижу, мой ребенок прилег на сиденье (устала, едем тремя видами транспорта, жарко), то есть свалилась, а ноги на полу, к ней подошла сотрудница (уборщица?), и стала отчитывать. Я пояснила, что у ребенка аутизм, и никого нет, никому ж не мешает. «Больные дети не должны ходить в кафе», - заявила дама. «А где им есть?»- спросила я. Она ответила: «Больные дети не должны вообще быть в общественных местах». «А где они должны быть?» «С врачами». Когда я попросила её повторить эти слова на видео, она показала средний палец и с гордо поднятой головой ушла.
Это видела посетительница, она возмутилась, но на неё никто не обратил внимания. А я-то успела тот самый палец запечатлеть на телефон.
Вызвала менеджера. Оказалось, она наблюдала... Девушка вышла из-за стойки не сразу, долго что-то фасовала, надеясь, видимо, что я уйду. А потом слушала меня со смеющимися глазами. По упорному молчанию и абсолютному отсутствию встревоженности, стыда, сочувствия на лице, я поняла, что она разделяет мнение сотрудницы, что инвалидов не надо пускать в кафе. А может менеджеру нравится когда клиентам показывают средний палец, может она сама о таком мечтала, да пороху не хватило. «Я с ней поговорю», промямлила в конце. Не извинилась.
Мы с ребенком вышли, несолоно хлебавши. И я всё думала: это если так поступают с аутистами, которые внешне часто выглядят здоровыми (по моей уборщица даже не поняла), то что делают с колясочниками? С крыльца спускают?
Между этим кафе - “Жар-пицца” на пр.Ленина 3-А, - и вокзалом, два музея. Мы собирались их посетить до отъезда, но куда-там – я пролетела мимо, будучи в потрясении. Зашла в администрацию (она рядом), написала жалобу и бросила в ящик для обращений. Потом позвонила на местное ТВ. Я журналист и понимаю, что такие случаи не должны оставаться безнаказанными. После меня в кафе будут приходить и другие мамы с больными детишками, а может уже и приходили. А ведь не все мамы – сильные, для кого-то оскорбление может стать последней каплей...
Удивила не столько уборщица, сколько менеджмент. Руководителю было весело. Девушка на кассе тоже не отреагировала, безмятежное выражение лица её не сменилось ни удивлением, ни состраданием. В откликах на работу этого кафе в интернете позже я прочитала, что там плохое обслуживание, “персонал матерится”, “повар целовалась со своим парнем, пока мы ждали заказа”.
“Жар-пицца” – в центре города. Видимо, большая проходимость, и давно наплевали на посетителей. Один уйдет, трое придут.
Я во многих странах была, и нигде с таким не встречалась. Я долго не возвращалась из Канады, всегда любя свою Родину и много для нее делая. Издавать КП в Канаде было страшно. Но именно это меня и сдерживало - что ребенка будут обижать (читала про такие случаи). К счастью, это лишь второй случай за последние три года, когда мою дочку куда-то не пускают.
СМИ уже начали реагировать. Дали информацию о произошедшем Милосердие.ру, телевидение обещает показать сюжет, звонили и другие. Говорят, местная прокуратура заинтересовалась. Очень надеюсь, что совместными усилиями мы защитим уязвимые слои населения. Никто не должен подвергаться дискриминации ни по возрасту (часто у нас в соцсетях пишут: “А ты дед (бабка) вообще молчи! Ты уже одной ногой в могиле!”, а ведь соцсети – это лишь верхушка айсберга), ни по нездоровью... И ведь не устаешь поражаться: как людям не приходит в голову, то сегодня ты здоров, а завтра авария, и вот уже твоя мама везет тебя в колясочке в кафе – порадовать? А кто-то думает, что если у него дети здоровые, так и внуки, и правнуки будут такими же. Но не так вытащили при родах, и – инвалид. Или прививок не пять разом поставили, а десять, как моей дочери, по ошибке, за границей.
Справедливости ради, скажу, что общество у нас в последние 10 лет сильно продвинулось в лучшую сторону. Если раньше ребенка-аутиста окружающие подолгу рассматривали, или начинали воспитывать: “Почему ты кричишь? Плохо воспитываете!”, то сейчас, как на Западе, все идут мимо, “не замечают”. Что хорошо. Это цивилизованное поведение. А многие люди очень снисходительны, терпеливы и отзывчивы. Таких 90%. Я часто ощущаю поддержку и сочувствие. Мы с дочей ходим в кафе, рестораны, в кино, и нигде я не сталкиваюсь с плохим. Но инциденты, подобные волгоградскому, случаются то там, то сям. Каждая мама ребенка-инвалида может о таком рассказать.
Я пишу эту статью, чтобы искоренить явление. И знаете, сейчас не принято хвалить Запад (он это заслужил), но ведь и там есть что-то хорошее. В Канаде, например, к инвалидам образцовое отношение. Им торопятся открыть дверь, с ними чрезвычайно вежлива полиция, чиновники, в школе с 4 лет начивают объяснять, что нельзя дискриминировать больных, старых и т.д. И дети вырастают не просто добрыми, а защитниками тех, кто слабее.
И мы к этому идеалу движемся большими шагами. Мой пост на эту тему в ВК на второй уже день набрал тысячи прочтений, многие написали гневные комментарии в адрес кафе. Общество у нас доброе все-таки, люди – неравнодушные. А такие уборщицы и менеджеры, конечно, ничего не поймут, но, по крайней мере, будут держать язык за зубами и поступать так, как от них ждет общество.
Эвелина Азаева