Гетман Сагайдачный и королевич Владислав. https://ru.pinterest.com/pin/161718--792563234428628909/
Из всех казачьих войск России, за всю их историю, наиболее известным остаётся запарожское казачество в немалой степени благодаря знаменитым гетманам, знакомых каждому школьнику, начиная с Богдана Хмельницкого и кончая Мазепой.
Немалую роль в её популяризацию сыграло и изобразительное искусство, в первую очередь из-за картины Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», с эпическим размахом два на три с половиной метра. Не заметить и пройти мимо невозможно, а красочный рассказ экскурсовода только добавляет интерес к истории казачества.
Всего было известно 35 казачьих войск и войск бывших на положении казачьих, из которых 11 были упразднены в том числе такие экзотические как: Крымское татарское войско, Греческое (албанское) войско; 13 составляли временные казачьи части и бывшие на положении казачьих и иррегулярных частей с не менее удивительными названиями как: Китайский туземный отряд, Нагайские полки, Калмыцкие полки и 11 сохранилось до конца царской России, в том числе Донское казачье войско, Кубанское казачье войско, Терское казачье войско и др.[1]
Почему особенный интерес вызывает запарожское казачество? Исключительно благодаря своему географическому положению на стыке России, Польши и Крыма претендующих на ведущую роль в регионе. Выжить в таких условиях могли только люди, объединенные в воинскую организацию, для которых вся жизнь – война. К ней готовились с малых лет духовно и физически, с отбором наиболее способных воинов, готовых противостоять противнику в любых условиях и добиваться впечатляющих результатов.
Условия такой борьбы были настолько тяжелые, что противостоять регулярным армиям значительных государств можно было только в сочетании таких качеств, как неустрашимая смелость рядовых казаков с умелым руководством, которое проявляло иногда себя с двойственной стороны, отличаясь, с одной стороны, образованностью, умом, умением вдохновлять на ратные подвиги, а с другой стороны – интригами и предательством. Поэтому за всю историю запорожского казачества доставалось всем: и России, и Польше, и особенно крымским татарам, несмотря на всестороннюю поддержку Турцией.
Первое упоминание летописи относится к рязанским казакам за 1502 год в Наказе великого князя Московского Иоанна III к великой княгине Рязанской Агриппине: «твоим служилым людям… и иным и городовым казакам быть всем на моей службе, а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон в молодчество, их бы ты… велела казнити»[2].
А следующие упоминание можно отнести к интересующим нас казакам. 1538 год – Первое упоминание летописи о вольных (воровских) казаках в Южных пределах Руси в ответ Московского правительства на жалобу нагайцев: «и вам гораздо ведомо лихих где нет. На Поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки; а и наших Украйн казаки с ними смешавшись, ходят и те люди, как вам тати, так и нам тати и разбойники»[3].
С современной точки зрения не лучшая характеристика, с другой стороны – простая констатация фактов о сложившейся ситуации в «чистом» Поле, где промышляли вольные люди, сплотившись в разбойничьи шайки.
Разберемся поэтапно, как запорожские гетманы влияли на соседние государства, определяя, в какой момент последние будут являться объектами для экспансии.
Начнем с России и рассмотрим отношение к ней гетманов запорожских в один из самых трагических периодов, таких как Смутное время, вызванное пресечением московской ветви династии Рюриковичей, длившийся в период с 1598 по 1613 год (согласно некоторым точкам зрения по 1618 год), ознаменованное стихийными бедствиями, сопровождающееся многочисленными случаями самозванства и внешней интервенцией, гражданской, русско-польской и русско-шведской войнами, тяжелейшими государственно-политическим и социально-экономическим кризисами.
Благодаря Первому и Второму ополчению 1611-1612 гг., национально-освободительного движения против иностранной интервенции были созданы условия для созыва в 1613 г. Земского собора, где царем был избран Михаил Федорович, первый из династии Романовых.
Избрание царя из новой династии не принесло успокоения стране, начались массовые антиправительственные вооруженные восстания вольных казаков – во главе с атаманом донских казаков И.М. Заруцким в 1613-1614 гг., охватившие Рязанский край, южное пограничье и Нижнее Поволжье; казаков Замосковного края в 1614-1615 гг.; с атаманом М.И. Баловневым в 1615 г.; восстание «великих» казачьих войск в западных и главным образом центральных районах страны в 1616-1618 гг.
Кульминацией Смутного времени явился поход в 1618 г. польского королевича Владислава с целью силой взять Московский престол, которого поддержал гетман запорожских казаков Сагайдачный Петр Кононович (Конашевич) (1570-1622).
О его жизни до выступления в роли предводителя малороссийских казаков ничего не известно. Но зато гетман Сагайдачный стал хорошо известен в России своими жестокими погромами.
Ещё в 1613 г. Сагайдачный во главе сильного отряда запорожских казаков и черкас поддержал спорные права королевича Владислава на Московский престол даже после того, как его занял народный избранник Михаил Федорович Романов. Организовав значительный отряд, Сагайдачный прошел через города: Путивль, Болхов, Белёв, Козельск, Мещовск, Серпейск, Лихвин и Перемышль, повсюду внося разорение и кровопролитие. При осаде Сагайдачным Калуги подоспевший из Москвы отряд сумел заставить его отступить и вернуться в Киев.
«В 1618 г. для помощи неугомонному королевичу Владиславу Сагайдачный собрал 20 тысяч войска и двинулся к Москве. По дороге он предавал разрушению города и наводил панику на жителей, так как не щадил ни пола, ни возраста. В летописях особенно оплакиваются беды, нанесенные малороссийским отрядом городам Путивлю, Ливнам и Ельцу, где встречено было самое упорное сопротивление. Сагайдачный предал огню храмы, дома и имущество и истребил немало жителей всякого возраста.
17 сентября вступил в Бронницы, а 20 сентября беспрепятственно соединился с отрядом Владислава. С 1 октября начал осаду Москвы. В конце октября Владислав был вынужден отступить к Троице-Сергиевому монастырю, а Сагайдачный на юг и по дороге взял города Серпухов и Калугу. Когда начались мирные переговоры между русскими и поляками, Сагайдачный с дороги послал к Владиславу казака и советовал не заключать перемирия и не выступать из пределов русского государства»[4].
Совету Сагайдачного не последовали, и с Польшей было заключено Деулинское перемирие. Однако неудача Сагайдачного не смутила, и уже в марте 1620 г. он отправил в Москву Петра Одинца с товарищами, где выразил готовность нести службу государеву: «как предки их, все запорожские гетманы и всё запорожское войско прежним великим государям повинность чинили и им служили и за свои службы милость и жалованье имели, так в той же повинности и ныне царскому величеству хотят быть и, за порогами будучи, службу хотят против всяких неприятелей оказывать»[5].
Для того, чтобы понять полный разворот политики гетмана, обратим внимание на его характер, в котором современниками отмечаются такие качества, как ум, образованность, отвага, предприимчивость и политическая дальновидность. Последнее качество и стало решающим при смене отношения к московскому правительству. Немалую помощь в смене курса оказали неурядицы в самой Польше.
Послы были встречены милостиво, но царем не были приняты, получив богатые подарки, они в апреле 1620 г. возвратились с ответной грамотой царя.
Благодаря своей отваге Сагайдачный стал одним из самых знаменитых полководцев запорожского войска.
В 1616 г. организовал поход в турецкие владения. С казачьим войском численностью в 2 тыс. Сагайдачный разбил 14-ти тысячный отряд в днепровском лимане, сжег Кафу и освободил много христиан невольников. Совершил поход к берегам Малой Азии, взял приступом Синоп и Трапезунд и «со многими користимя (выгодами)» вернулся домой.
Самым значительным из военных деяний Сагайдачного является знаменитая Хотинская кампания (1620 г.), когда, собрав 40 тысяч войска[6], он пришел на помощь польско-литовскому военачальнику Я. Ходкевичу. Благодаря решительности казаков, захвативших Хотинскую крепость, и успешно с поляками отбивших все атаки султана, Турция была вынуждена на время отказаться от планов дальнейших завоеваний в Европе.
Однако для Сагайдачного эта битва имела роковые последствия, поскольку из-за полученных тяжелых ран он скончался в 1622 г.
Деятельность Сагайдачного по-разному оценивается в источниках: отрицательно в «Сказаниях о гетманах казацких»: «он всегда с ляхами в мире жил, а поспольство (простолюдины, народ) терпело». Казачество большой любви к своему гетману не питало и относилось к нему подозрительно, с недоверием и враждой смотрело на его добрые отношения с польским правительством.
Сагайдачный не пользовался гетманской властью беспрерывно, но с некоторыми промежутками, в которых верховенство на казацкими силами переходило от него к другим: так, в 1619 г. упоминаются два других гетмана – Кушка и Бородавка, которых Сагайдачный после казнил. Казаки не раз отрешали Сагайдачного от гетманства за суровость.
В тоже время отмечается преданность Сагайдачного интересам своего народа. Он стоял во главе казацкого войска в очень тяжелое время, когда польское правительство проводило в исполнение целый ряд мер, чтобы ослабить и уничтожить главную народную силу – казачество. Поэтому Сагайдачный избрал политику мирных отношений с короной, которая служила гарантией неприкосновенности казачества.
За всякое содействие Польше он требовал вознаграждения в виде расширения прав казацкого войска или в виде привилегий в пользу православной церкви.
Кроме военного поприща имя Сагайдачного останется «вечнопамятным и в летописях православной западно-русской церкви, которой он успел оказать существенную услугу восстановлением западно-русской самостоятельной метрополии. Уния в лице Сагайдачного имела стойкого и непримиримого противника.
Пользуясь приездом в западную Русь Иерусалимского патриарха Феофана, Сагайдачный умолял святителя восстановить православную иерархию на кафедрах обращенных в унию. Патриарх колебался, боясь создавать опасный конфликт между православием и польским правительством, и не решался брать на себя последствий, какие могло вызвать его самовольное вмешательство в дела подвластных Польше областей.
Сагайдачный сумел убедить колебавшегося патриарха, который посвятил 06.10.1620 г. Исайю Копинского на Перемышльскую епископию, 9-го октября Иову Борецкого на Киевскую метрополию, тогда же Туровская епархия получила православного епископа Аврамия, а несколько позже Полоцкая – известного Мелетия Смотрицкого. Так совершилось в конце 1620 года восстановление православной западно-русской иерархии»[7].
«На прощание патриарх дал киевлянам еще одну и последнюю грамоту. В ней он благословлял всех благочестивых обитателей Малой России, и в особенности киевлян и членов Киевского братства, духовных и мирских, всякого возраста и состояния, выражал свою радость и благодарил Бога, что удостоился видеть знаменитый град Киев, процветающий благочестием, и слышать о других ревнителях истинной веры, давал наставление «не ослабевать духом и не скорбеть телом» среди искушений и притеснений от отступников, но быть благодушными и готовыми на прогнание врага, всего же более заботиться о взаимной братской любви и вновь утверждал киевское Богоявленское братство на вечные времена»[8].
Сам Сагайдачный не сумел проявить взаимную братскую любовь, а действовал нередко не на изгнание врагов, а вместе с врагами против России. Поэтому для России Сагайдачный со своим войском, как и для московского правительства начала XVI века – «как другим тати, так и нам тати и разбойники». За такое “молодчество” следовал правильный совет великого князя Московского Иоанна III великой княгине Рязанской Агриппине как необходимо поступать с такими людьми.
[1] Казачьи войска. Хроника. Репринтное издание 1912 г. Акционерное общество «Дорваль», 1992. С. 459-462.
[2] Казачьи войска. Хроника. Репринтное издание 1912 г. Акционерное общество «Дорваль», 1992. С. 5.
[3] Казачьи войска. Хроника. Репринтное издание 1912 г. Акционерное общество «Дорваль», 1992. С. 5.
[4] Русский биографический словарь. Сабанеев – Смыслов. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. Репринтное воспроизведение. С. 40-41.
[5] Русский биографический словарь. Сабанеев – Смыслов. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. Репринтное воспроизведение. С. 41.
[6] Русский биографический словарь. Сабанеев – Смыслов. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. Репринтное воспроизведение. С. 42.
[7] Русский биографический словарь. Сабанеев – Смыслов. Москва: «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. Репринтное воспроизведение. С. 42.
[8] Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История русской церкви. Москва: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. Книга шестая. С. 408.