Зачем образованные русские люди, не будучи монахами, собираются сегодня в монастырях и обсуждают животрепещущие вопросы прошлого, настоящего и будущего России? Не предметы текущей политики и «повестки дня», а глубокие корневые темы самого бытия и предназначения нашей страны как хранительницы Православия в ойкумене до скончания времен?
А затем, что христианское исследование нашей истории, правильные выводы из выученных и не выученных Уроков Господних дают верный взгляд на сегодняшний день и надежду на день завтрашний. А обсуждать такие вещи ныне духовно-плодотворно именно в монастырях или при них. Там, где возносится в небеса ежедневная молитва, там где ум не в разладе с верой, а знание – с надеждой и любовью. Именно такими были задуманы четыре года назад Годеновские чтения в Никольской женской обители Переславля- Залесского. И четвертый год они подтверждают свою интеллектуально-духовную значимость для «глубинной России».
Вообще «церковные» и шире- православно- государственнические чтения и конференции стали в последние годы знамением времени. Начавшись со старейших Рождественских чтений, выросших под эгидой Московской Патриархии в 1993 году из конференции православных педагогов Москвы и сильно «разветвившихся» впоследствии. За ними последовали: «Оптинский форум» с богатым святоотеческим наследием, кочующий по разным городам и весям; «Вааламские образовательные чтения», привязанные к «Северному Афону». А также: тематические конференции на Соловках и в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном монастыре, «Ново-Иерусалимские чтения», посвященные конкретным святым и событиям, Международные конференции «Москва – Третий Рим» в Спасо-Елеазаровском монастыре, «Гурьевские чтения» в Таврической духовной семинарии. Одни из старейших (с 1998 г. ) – ежегодные «Иринарховские чтения» связанные с именем великого подвижника Руси св. Иринарха-затворника и опирающиеся на Борисо-Глебский мужской монастырь, стали многотемными в интеллектуально-богословском и краеведческом ключе. При этом со своим оригинальным историко- публицистическим лицом выступают ежегодные «Калязинские чтения», не привязанные к какой-то обители, организуемые Международной общественной организацией «Русское Собрание» при содействии Администрации Калязинского муниципального округа Тверской области.
Список этот можно множить.
Что это – мода, пиар? Да, нет – настоятельная потребность публичного обсуждения самого насущного для русского народа и России в зеркале вечности. Того о чем совсем или почти совсем не услышишь на обычных научных конференциях и с экранов ТВ, не прочтешь в центральных СМИ.
Всероссийские Годеновские чтения, несмотря на свою молодость, заняли уникальную «нишу» – православного осознания русской истории. «Эти чтения начинались как небольшой живой журчащий ручеек, исток речки – говорит игумения Евстолия – а сегодня мы уже стоим у полноводной и глубокой реки – со своим особым характером, как бы осознавшей уже свою силу».
Продолжая метафору настоятельницы Переславского Никольского монастыря, по чьей инициативе Годеновские чтения и начались накануне 600-летия явления Животворящего Креста Господня, можно сказать, что река эта – историософская по проложенному руслу и духовная – по глубинному своему течению.
Вокруг Годеновских Чтений, сложился определенный интеллектуальный круг участников – священнослужителей, богословов, историков, писателей, педагогов. Он каждый год пополняется новыми фигурами, не повторяясь в докладах при задаваемой общей теме Чтений.
В этом году такой темой стали слова из светилена Крестовоздвижения: «Крест – царей держава» с уточняющим подзаголовком «Крест в державном строительстве Святой Руси». Созидаясь в единое государство под Крестом православной веры, полученной от греков, Русь-Россия получила от Господа особую, славную и в то же время тяжкую миссию – нести до скончания времен Крест сохранения и защиты Правой веры – во свидетельство всем народам. Понятно, что для этого она должна сама – в лице своих государей-правителей и народа (хотя бы части его) сохранять в сердцах и делах Заповеди Христа.
Было ли так всегда в нашей истории? Увы, нет. Но миссия, то есть задача Господня неотменима – позорно и страшно оказаться перед лицом Вечности нерадивыми ее исполнителями! Другие аспекты этой темы: религиозно-нравственные задачи русской державной власти, правильное разделение ее полномочий с Церковью, правильное понимание «имперскости».
Эти и иные вопросы-размышления затрагивались на Четвертых Годеновских чтениях, начиная с приветствия их участникам правящего архиерея Переславской епархии епископа Феоктиста (Игумнова). «Принять мысль о Кресте Христовом, жить ей, – чрезвычайно сложно, – отметил архипастырь – Если же мы начинаем размышлять о теме наших Чтений – о роли Креста Христова в деле державного строительства Руси – то здесь сложность лишь усиливается: нам приходится думать о том, как соотносятся друг с другом задачи государственного строительства и спасения души». С одной стороны, мы знаем, что именно христианство с его непрестанным памятованием о Кресте Христовом стало фундаментом строительства нашего Отчества. С другой же стороны, мы не можем не помнить, что среди тех, кого Господь ставил во главу нашей державы, прославленных Церковью святых совсем немного, и это очень важное церковное свидетельство, о котором не стоит забывать тогда, когда мы пытаемся реконструировать духовные устремления российских правителей».
В свою очередь, игумения Евстолия очень остро сформулировала главную мысль и задачу Чтений. «… Однозначно, наше время можно назвать временем «Последнего выбора» – с Богом мы или нет! Время, когда нельзя молчать, когда невидимая брань, которую ведет внутри себя каждый христианин, слилась с видимой. Идет сражение за Русь Святую...»
Соорганизатор Годеновских Чтений и ведущий конференции, клирик храма Ильи Пророка села Ивановское Переславской епархии, секретарь Союза писателей России иерей Владимир Мартышин, развил этот посыл, напомнив о фотографии, обошедшей весь Рунет: наши десантники воздвигают в освобожденной Судже обрушенный поклонный крест. Это и есть настоящий, глубинный символ не только нынешней войны, но и главная сегодняшняя сакральная задача- проблема России.
Обращение ко Кресту Христову стало доминантой всех Чтений, что было задано и общей темой конференции, и тем, что она прошла на Крестопоклонной седмице. Разумеется – с поклонением участников Чтений Годеновскому Кресту.
В проповеди после Божественной Литургии настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, директор мемориальной квартиры-музея св. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов назвал Годеновский Крест «Царь-Крестом» и «точкой опоры России».
Многие проблемы и темы подняли за два дня в своих докладах участники этих Чтений. От истоков и подоплеки появления знаменитого Миланского эдикта императора Константина Великого – до истории явления во время Первой мировой войны последней «имперской» русской иконы Божией Матери «Августовская победа». От традиции ношения русскими государями царских Наперсных Крестов, закончившейся на Петре I – до анализа причин распада русского монархического движения к 1917 году. От символики икон Христа «Ангел Великого Совета» и Спас Благое Молчание» и связи их появления на Руси и с ее державным строительством – до антиномии историософем «Москва-Третий Рим» и «Русь – Новый Израиль».
Известный писатель, историк, телеведущий Феликс Разумовский в своем докладе «Русская земля как икона Святой Руси» подчеркнул, что «мы забыли давно и прочно о таком фундаментальном понятии Русского мира, как Русская земля». Докладчик развил тему особого способа русского Богопознания через восприятие земной красоты Божьего мира и духовного его переложения в иконах, храмах, поклонных Крестах – «духовных маяках, освящавших всю Русскую землю».
Разумовский сетовал о том, что «русская обиходная культура, передававшаяся от человека к человеку, от поколения к поколению вместе с порядком и строем русской жизни – самое сокровенное, самое важное и дорогое» ныне практически утрачена. «Русская трагедия ХХ века лишила русскую культуру дара Умного Зрения», – констатировал писатель. И этот дар нужно возрождать, чтобы вновь стать русскими людьми на Русской земле.
Доктор филологических наук, профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого Александр Моторин в фундаментальном докладе «Символика Креста в русской державной историософии» постарался обосновать тезис о том, что Крест Господень в государственном строительстве Руси изначально воспринимался как триединство Святой Софии, «Третьего Рима» и «Нового Иерусалима». Профессор напомнил, что первый деревянный храм, посвященный Софии – Премудрости Божией был построен в Новгороде. Также само понятия Рим (Roma – крепость по латыни), что по-русски, означает «град» было с сакральным смыслом «ограды для верных» заложено в имени Нова Града – Новгорода.
Интересным и неожиданным во многих деталях оказался доклад «Наследственное самодержавие Третьего Рима в формировании отечественной государственности» доктора юридических наук и кандидата исторических наук Георгия Шайряна. Он акцентировал внимание слушателей на том, что преподавание истории до сих пор опирается на такие фантомы, как «абсолютизм» или «Новгородская республика». Поэтому в массовом сознании понимание прошлого России хаотизировано и ситуация эта продолжает воспроизводиться уже несколько поколений. Ученый также доказывает, что Государь- Страстотерпец Николай Александрович не мог отречься от Престола, поскольку это не было предусмотрено законами Российской Империи. По мнению Шайряна, наследование Престола после Цареубийства и убийства Великого князя Михаила Александровича перешло к потомкам сестры Николая II – Великой княгини Ксении Александровны, которые сегодня живы.
Доктор исторических наук профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов Сергей Реснянский в своем выступлении рассмотрел Миссию России как Катехона. Докладчик считает, что уже в первые века русской истории сложился идеал Святой Руси, сочетавший служение Третьего Рима с уникальными славянскими чертами государства и отношений между людьми.
Поэтому, по мнению Реснянского, нам следует пересмотреть само понятие «государство», которое у нас чаще всего используется в западной трактовке внешней силы («стейт»), в отличие от русского теоцентрического понимания его как «Удерживающего» – призванного охранять истинную веру, вести людей к Преображению и Обожению. Эта «неотмирность» России и вызывает к ней стойкую ненависть и одновременно боязнь Запада.
В свою очередь доктор философских наук Владимир Большаков, рассуждая о государственном праве, напомнил, что Святой император Константин смог наполнить римское право христианским содержанием, которое развил св.Юстиниан.
Русь по-иному, чем Запад восприняла принцип единовластия. Особенностью русской самодержавной власти было то, что царю его поданные подчинялись не как «законному правителю», а как крестоносителю – человеку на которого в государстве возложен самый большой Крест Христов.
Докладчик отметил, что Бог попустил крах Российской Империи, поскольку тогдашнее российское общество в целом отказалось от крестонесения – то есть предало Христа. В своем докладе ученый обосновал «грядущее самодержавие» как синергию «завета Юстиниана, подвига новомучеников и Преображения России».
Эту же тему развивал в своем докладе «Крестонесение – право на власть» председатель Совета по прозе Союза писателей России писатель, драматург, поэт и публицист Василий Дворцов. В основе русского права на власть, убежден писатель, лежит любовь к Богу и к ближнему своему, побуждающая государя взять свой крест и нести его. Вне этого контекста нельзя понять, почему народ многое прощал своим Царям, но не мог простить никогда нелюбви к себе. «Не любить царю своего народа – это противуевангельски, антихристово», – замечает Дворцов. Он ставит ребром вопрос, сам же отвечая на него: «А каков же вневременной, вне-политический и вне-идеологический критерий государевой любви к своему народу? Справедливость! Ибо справедливость – однокоренное, для русского сознания односмысловое с Правдой и Праведностью». Писатель выводит лаконичную «русскую формулу власти»: «Право на власть в России – это любление Христа более других».
«В иерархии святости Крест, безусловно, стоит выше сотен и сотен икон», – постулирует Соорганизатор Годеновских Чтений, священник, писатель и педагог Владимир Мартышин. В своем докладе он подверг аргументированной критике нынешние тексты тропаря, эксапостилария, песен канона службы на Воздвижение Креста Господня. «Идею Креста, его явления, присутствия перед Лицом Божьим извратить невозможно, равно, как и перелицевать, подменить. Однако возможна подмена самой этой высоты святости...». Что, по мнению докладчика, часто сегодня и происходит.
Кандидат культурологии, историк Владимир Ларионов на Чтениях представил свои соображения о подлинности «Мономаховых регалий» и главной из них – Царского Наперсного Креста, подаренного византийским императором Константином Мономахом своему внуку Великому князю Владимиру Всеволодовичу.
Доктор исторических наук, писатель, радиоведущий Дмитрий Володихин рассказал о сакральном смысле взятия Иваном Грозным в свой поход на Литву в 1562-1563 гг знаменитого креста-реликвария святой Евфросинии Полоцкой.
Клирик Гатчинской епархии монах Вениамин (Семенов) поведал об истории передачи Николаю II креста св. царя Лазаря» и о нынешнем строительстве монастырского «царского» комплекса в Ямбурге (Кингисеппе), символизирующего единство судьбы двух братских народов – русских и сербов.
Священник же Переславского Никольского женского монастыря протоиерей Александр Смирнов в богословско-поэтическом докладе развил тему символики Креста Христова, как «портала в Небесный Иерусалим». «Крест – это великая тайна, смысл которой в полноте будет раскрыт в будущем веке», – уверен отец Александр.
На Чтениях, проходивших сперва в зале собраний Переславской православной гимназии им. св. блгв. князя Александра Невского, а затем в нижнем храме св. царственных страстотерпцев строящегося собора Святой Софии, прозвучало немало интересных исторических фактов и нетривиальных мнений. Иных – достаточно спорных.
Но настоящим украшением Четвертых Годеновских чтений стало выступление живой легенды русской науки – д.и.н. Андрея Николаевича Зелинского – 92-летнего сына великого русского химика, академика Николая Дмитриевича Зелинского. Его доклад «Украденная победа» был посвящен трагической судьбе Российской Империи и личности последнего нашего Государя-мученика Николая II, с которым отец докладчика общался лично.
Ученый рассказал про обстоятельства изобретения его отцом угольного противогаза и внедрения этого спасительного изобретения в русской армии во время Первой мировой войны. Докладчик изложил свою версию «Брусиловского прорыва», а также высказал убежденность в том, что в февральском свержении Императора Николая II решающую роль сыграла Британия и ее агенты в высшем правящем слое России. Произошло это после того, как Государь незадолго до этого отказался выполнить ультиматум союзников по изменению политического строя Российской империи.
В заключение своего выступления А.Н. Зелинский прочел собственное пронзительное стихотворение об убийстве Царской семьи, которое зал выслушал стоя. При этом многие не скрывали слез.
По завершению Чтений известная православная журналистка, блогер и режиссер Елена Козенкова, кратко рассказала о своих фильмах, снятых на освобожденных территориях Новороссии – в частности, о фильме «Крест над Азовсталью». Она представила своих соратников из Благотворительного Фонда «РусПомощь», с которыми они вместе занимались установкой поклонного Креста в Мариуполе. Было развернуто боевое знамя нынешнего русского православного воинства с нерукотворным ликом Христа с одной стороны и святого царя Николая с другой.
Годеновские чтения завершились экскурсией по строящемуся комплексу Софийского собора в Годеново, которую провела для участников Чтений лично игумения Евстолия, рассказавшая о ходе работ.
Специально для «Столетия»