«Хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших…»

0
3
Время на чтение 7 минут

Источник: "Прихожанин"

Николай Головкин

22 февраля, в день отдания Сретения Господня, Русская Православная Церковь совершает празднование в честь обретения мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого, 1680-1731), первого епископа Иркутского.

В 2025 году исполняется 345 лет со дня его рождения

Будущий святитель Иннокентий Иркутский, в миру Иоанн, происходил из дворянского рода Кульчицких. Он, по преданию, был сыном сельского священника Киевской губернии. Родители его в середине ХVII века переселились из Волыни в Черниговскую губернию. Иоанн Кульчицкий родился около 1680 года.  Воспитание и образование получил в Киевской духовной академии. Монашеский постриг принял в 1710 году.

Собор Знаменского монастыря в Иркутске.

Собор Знаменского монастыря в Иркутске

Впоследствии он был назначен наставником Московской славяно-греко-латинской академии. Затем был префектом академии и профессором богословия. В 1719 году был переведен в Санкт-Петербург в только что созданную императором Петром Великим Александро-Невскую Лавру.

Вскоре император поручил ему важную должность обер-иеромонаха во флоте.  Теперь иеромонах Иннокентий в качестве правительственного лица еженедельно должен был обозревать все корабли, наблюдать за жизнью флотских иеромонахов, помогая им решать разные вопросы. Обо всем этом он обязан был представлять отчет Святейшему Синоду.

В 1720 году иеромонах Иннокентий нес послушание наместника Александро-Невской Лавры. Ревностно проходя возложенное на него служение, иеромонах Иннокентий стал еще более известен императору. Петр, ценя великие качества духа подвижника, 14 февраля 1721 года назначил иеромонаха Иннокентия для более важного и трудного дела –  распространения христианства в иноверном Китае

* * *

Иеромонах Иннокентий был посвящен в сан епископа Переяславского и назначен в Пекинскую духовную миссию в Китай. Но китайское правительство отказало в визе «духовной особе, великому господину», как его неосторожно охарактеризовала сенатская Комиссия по иностранным делам. Владыка вынужден был провести три года в Селенгинске у китайской границы, перенося много лишений из-за неопределенности своего положения и скорбей от неустройства гражданского управления в Сибири.  Дипломатические промахи русского посла в Китае графа С.Л. Владиславича-Рагузинского и интриги иркутского архимандрита Антония (Платковского) привели к тому, что в Китай был назначен архимандрит Антоний, а владыка Иннокентий указом Святейшего Синода в 1727 году был назначен епископом Иркутским и Нерчинским и приступил к управлению новообразованной епархией.

* * *

Он неутомимо трудился над благоустройством епархии, укреплением ее духовной жизни, о чем свидетельствуют его многочисленные проповеди, пастырские послания и предписания. В трудах и лишениях епископ Иннокентий обретал духовную твердость, смирение, прозорливость. Весной 1728 года в Прибайкалье началась засуха. Епархии грозил голод от неурожая хлеба, начавшегося еще в 1727 году.

По благословению владыки с мая в церквах Иркутска и Иркутской десятины к каждой Литургии стали присоединять молебен о прекращении засухи, по субботам пели Акафист Божией Матери, а в воскресные дни служили соборный молебен. «Моления, – говорил епископ Иннокентий, – должны окончиться в Ильин день». 20 июля в Иркутске разразилась буря с таким сильным дождем, что на улицах города вода стояла по колено. Засуха прекратилась.

* * *

Близость китайской границы, обширность и малонаселенность епархии, большое количество различных народностей (бурят, монголов и др.), не просвещенных Христовой верой, бездорожье и бедность – всё это делало пастырский труд епископа Иннокентия тяжелым и жизнь его полной лишений. По странному недосмотру Сената он получал очень скромное жалование до самой смерти и терпел крайний недостаток в средствах.

Иногда владыка должен был существовать одними добровольными пожертвованиями христолюбцев да Вознесенского монастыря, который сам едва держался. Домашнюю его одежду составляли: власяница, лосиный подрясник и обыкновенный монашеский кожаный пояс с железной пряжкой. Это одеяние было так просто и скромно, что посетители, видевшие владыку в первый раз, не узнавали в нем духовного начальника епархии.

* * *

Немногим более четырех лет окормлял епископ Иннокентий иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил с великой пользой для спасения. Архипастырь добрый ни на мгновение не оставлял главного дела – проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле.

* * *

Любя труд, владыка Иннокентий, как самый простой послушник, нередко участвовал в полевых работах на монастырских землях, вместе с другими ловил неводом рыбу, расчищал монастырские дорожки. За трудом он проводил иногда ночи, занимаясь шитьем чирок (кожаные туфли). Эти чирки предназначались для учеников его школы.

Около монастырской ограды в ту пору еще была цела пещера, ископанная первым основателем Вознесенского монастыря Герасимом. Сюда епископ Иннокентий часто уединялся для молитвы. Для уединенной молитвы он посещал также могилу блаженного Герасима. Еще владыка любил ночью совершать молитву около наружных стен Вознесенского храма, поочередно останавливаясь около каждой из его четырех сторон.

* * *

Очень любил епископ Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом.

В последний раз совершал он Божественную литургию в день Покрова Пресвятой Богородицы и затем в последующий за праздником воскресный день.

* * *

Преставился святитель Иннокентий утром 27 ноября (ст.ст.) 1731 года. Перед кончиной владыка три дня провел в молитве на могиле Герасима; затем за день до кончины он просил братию монастыря и городское духовенство также помолиться о себе. Останки владыки одели во власяницу, затем в шелковый подрясник и поверх всего в голубую мантию. На главу его возложили употреблявшийся им при жизни клобук, так как в митрах оказался недостаток.

Владыка был погребен 5 декабря (ст. ст.) с подобающею честью и торжеством. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией.

* * *

Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым. Вскоре стали совершаться чудеса от его мощей. Слава о новом заступнике множилась среди православных. Отовсюду епархиальному начальству слались письменные свидетельства о его заступничестве.

В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования. Известие от Священного Синода об открытии мощей святителя Иннокентия в Иркутске было получено 19 января 1805 года и 2 февраля, на Сретение Господне, преосвященный Вениамин принял святые мощи из склепа, поставил их посреди Тихвинской церкви и отслужил перед ними Божественную литургию.

Через неделю, 9/22 февраля, мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно, с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую.

Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня. В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года.

* * *

С зимы 1920 года начались аресты насельников Вознесенской обители. В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Позднее, под усиленной охраной, мощи были увезены в неизвестном направлении.

* * *

Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью (!) совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске. Мощи святителя Иннокентия, оставленные на семьдесят лет в сыром, не отапливаемом помещении, Господь хранил для явления нам чуда Своей милости.

Рака с мощами святителя Иннокентия Иркутского.

Рака с мощами святителя Иннокентия Иркутского

2 сентября 1990 года мощи святого Иннокентия были возвращены в Иркутск. Им можно поклониться в Знаменском монастыре.

* * *

Тропарь святителя Иннокентия, епископа Иркутского глас 3-й:

Светильниче Церкве пресветлый, озаривый лучами доброт твоих страну сию, и исцеленьми многими притекающих к тебе с верою Бога прославивый, молим тя, святителю Иннокентие, ограждай молитвами твоими град сей от всех бед и печали.

Кондак святителя Иннокентия, епископа Иркутского глас 4 -й:

Непорочности соименнаго пастыря, проповедника веры в языцех Монгольских, славу и украшение Иркутския паствы любовию восхвалим, вси вернии: той бо есть хранитель страны Сибирския и молитвенник о душах наших.

Величание

Величаем тя, святителю отче Иннокентие, и чтим святую память твою, ты бо молиши о нас  Христа Бога нашего.

Молитва святителю Иннокентию, епископу Иркутскому

К тебе, святче Божий, яко к скорому помощнику и молитвеннику о спасении моем, аз недостойный и грешный припадая молюся: не презри мене унылаго, немощнаго, во многая беззакония впадшаго, и по вся дни и часы согрешающаго, но вонми души моей, яко скорблю, и умоли Господа Бога всея твари Содетеля, Емуже ныне предстоиши в радости святых и с лики ангелов, помиловати мя и извести из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отъиду отсюду и ктому не уготов явлюся на суд Его. Ей, отче! не посрами мене, к тебе с верою притекающаго, аще бо и недостоин есмь твоего ходатайства и заступления, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна чрез обращение от злых дел к благому житию, да тако душею и телом здрав быв, славлю и пою дивнаго во святых Своих Бога нашего и твое теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Фото: Знаменский монастырь в Иркутске

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Алексеевич Головкин
«Не мог понять в сей миг кровавый, на что он руку поднимал!..»
10 февраля – День памяти Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837)
10.02.2025
Летописец «монгольского урагана»
К 150-летию со дня рождения известного русского писателя и путешественника В.Яна (1875-1954)
07.02.2025
Две Тани
27 января – День воинской славы России и полного освобождения Ленинграда от блокады
28.01.2025
Осколки блокадного Ленинграда
27 января – День воинской славы России и полного освобождения Ленинграда от блокады (1944)
27.01.2025
Все статьи Николай Алексеевич Головкин
Последние комментарии
Спор уранополитов и патриотов на американский лад
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
22.02.2025 14:18
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.02.2025 13:08
Донбасс своими глазами
Новый комментарий от Тимофей56
22.02.2025 13:01
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
22.02.2025 12:42
Европа не способна к самостоятельному целеполаганию
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
22.02.2025 11:55