Доклад Сергея Моисеева на 12-х Калязинских чтениях Русского Собрания 12 февраля 2025 г.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ – ПЕРВЫЙ ЦАРЬ!
Владимир Мономах (1053-1125 гг.) – внук Ярослава Мудрого, сын великого князя Киевского Всеволода Ярославича (1078-1093 гг.) и греческой царевны, дочери византийского императора Константина IX Мономаха (отсюда прозвище). Он стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111). Половцы потерпели ряд поражений и надолго прекратили набеги на русские земли.
Важная историческая дата из древней Руси для Харьковской земли — 27 марта 1111 года. В тот день Великий князь Владимир Мономах одержал историческую победу над половцами в битве на Сальнице.
Половецкий город Шарукань сдался без боя, некоторые исследователи считают, что это Чугуев.
В Чугуеве историки нашли посуду с княжеским клеймом Владимира Мономаха.
Решающее сражение на реке Сальнице состоялось в нескольких километрах от нынешнего города Изюма.
Сняв угрозу с востока, русские открыли себе возможность освоения новых земель, и вскоре один из восьми сыновей Владимира Мономаха – Юрий Долгорукий основал Москву. Не одержал бы Мономах тогда победу, Русь не продвинулась бы на Северо-восток и не было бы ни Москвы, ни сегодняшней России.
Битва при Сальнице – это важная реперная точка развития русской цивилизации. Русские князья тогда осознали, что сила в единстве, и при Владимире Мономахе Русь была едина.
Так совпало, что славная победа 27 марта в 1111 году пришлась на день Феодоровской иконы Божией Матери, которая является охранительницей Русской государственности. Совпало ли?
В 2011 году на месте этой битвы мы (харьковские общественники) установили памятный знак Владимиру Мономаху.
Когда устанавливали этот знак, лил проливной дождь, погода была отвратительная. Но когда на молебне освящали камень, то тучи разошлись, и луч солнца ударил прямо на камень, осветил его. В этом мы увидели знамение – Великий князь Владимир Мономах, недооцененный русский святой князь.
Святой, благоверный князь Владимир Мономах ушел из жизни 29 марта 1125 го года. Канонизация Владимира Всеволодовича была подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших в 2011 году – в Собор Киевских святых.
Еще придет время, когда он будет широко почитаться в лике русских благоверных святых князей.
Владимир Мономах оставил потрясающий литературный памятник – «Завещание сыновьям». Это Завещание всегда актуально и адресовано всем нам, всем представителям Русского Мира.
Важно знать, что Шапка Мономаха на самом деле имеет Византийское происхождение и была передана императором Иоанном Комниным Великому князю Владимиру Мономаху.
Если бы Владимир Мономах успешно не разобрался с половцами на Харьковской земле, то не смог бы в 1119-м году отправить своего сына Мстислава Владимировича в поход на Византию, и не было бы у России Шапки Мономаха. Тот поход 1119-го года завершился миром с Византией. Мстислав привёз в дар символы царской власти: венец, золотую цепь и бармы деда Владимира Константиновича Мономаха, сердоликовую чашу Августа Кесаря, крест Животворящего дерева. Дары привёз митрополит Эфесский. Он не просто вручил их Мономаху, А ВЕНЧАЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕНЦОМ В КИЕВСКОМ СОБОРНОМ ХРАМЕ И ПРОВОЗГЛАСИЛ МОНОМАХА РУССКИМ ЦАРЁМ!
Владимир Мономах (1053-1125 гг.) – внук Ярослава Мудрого.
С тех пор шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы были непременным атрибутом в день венчания на царство русских правителей.
Шапка Мономаха является важнейшим сакральным символом России.
Символом нашего цивилизационного смыслового преемства от Византии.
Шапка Мономаха свидетельствует о том, что Русский Мир — это не Европа!
Россия – Третий Рим, отдельная цивилизация, базирующаяся на собственном духовно-историческом основании!
В советской, а также современной либеральной и евразийской историографии по определенным политическим причинам историки категорически настаивают, что шапка Мономаха исключительно татарского происхождения, чтобы спрятать тот факт, что Россия – прямая наследница Византии. Якобы она подарена Великому Князю Ивану Даниловичу (Калите) ханом Узбеком.
Но Шапка Мономаха попала к Ивану Калите после разорения Калитой и татарами Тверского княжества. Но обо всем по порядку.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШАПКИ МОНОМАХА
Такие памятники старорусской литературы, как «Послание Спиридона-Саввы о Мономаховых Дарах», «Сказание о Князьях Владимирских», «Никоновская Летопись», «Русский Хронограф», «Государев Родословец», «Степенная Книга Царского Родословия», рассказывают обстоятельства происхождения шапки Мономаха.
Критики византийского происхождения Шапки Мономаха отмечают, что в «Сказании о Князьях Владимирских» составленном в XVI м веке отмечается, что Император Константин Мономах передал русскому князю Владимиру Мономаху свою царскую Шапку.
в данном повествовании о дарах Мономаховых имеются явные исторические несоответствия. Император Ромейской Византийской Империи Константин IX Мономах умер в январе 1055 г., когда его внуку Княжичу Владимиру Всеволодовичу Мономаху исполнилось едва ли два года. Но это не, что иное как ошибка летописца.
В собрании русских летописей Киевском Синопсисе Иннокентия Гизеля, о дарах Императора Ромейской Империи пишется, что Царский венец передал Владимиру Мономаху Император Иоанн II Комнин, который вступил на Престол Ромейской Империи после смерти своего отца Императора Алексея I Комнина 15 августа 1118 года и царствовавший до 1143 года.
Современный известный исследователь русско-ромейских отношений XII века, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России до XIX в. Исторического факультета МГУ им. Ломоносова А.А. Горский в своих работах, посвященных войнам Древней Руси с Византийской Ромейской Империей в 1116 и 1118 годах, убедительно доказал факт военного противостояния Руси и Ромейской Империи в 1116 и в 1118 годах.
Во время монгольского нашествия Мономахов Венец мог быть спрятан в надежное хранилище пред штурмом Киева в 1240 году и потом в конце XIII века вывезен во Владимир на Клязьме, Святителем Максимом, Митрополитом Киевским и всея Руси (с 1283 по 1305 г).
После разорения Киева ордынским ханом Тохтой в 1299 году Максим перенёс митрополичью резиденцию («седалище») из Киева в Брянск, а затем во Владимир-на-Клязьме. Он поддерживал тверских князей против Юрия Московского. Мало кто знает, что именно Митрополит Максим установил правило о постах, назначив, кроме Великого поста, Апостольский, Успенский и Рождественский посты, и определил, когда разрешается пост среды и пятницы.
КАК МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ БЫЛ ВЕНЧАН ШАПКОЙ МОНОМАХА!?
В четырнадцатом веке Тверское княжество было центром русских земель и здесь после татарского нашествия на Русь, раньше, чем в других возобновилось каменное строительство. В 1285 году князь Михаил Тверской построил первый на Руси после монгольского нашествия каменный Спасо-Преображенский собор.
Богатые тверские купцы торговали по всему миру. Купец Афанасий Никитин добрался до Индии и оставил важнейшее историческое свидетельство «Хождение за три моря».
В начале четырнадцатого века именно Тверь, а не Москва была центром Руси. Князь Михаил Ярославович Тверской (1271/1272 — 1318) женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича, Анне (впоследствии святой Анне Кашинской). Обрел Золотой ярлык и во Владимире первым из князей был произведен митрополитом Максимом на престол Великого княжения!
Умерший в 1304 году Великий князь владимирский Андрей Александрович завещал великое княжение Михаилу, но московский князь Юрий Данилович также претендовал на владимирский престол. Для разрешения спора Михаил и Юрий поехали на суд к золотоордынскому хану. В результате ханскую грамоту в 1305 получил Михаил и, приехав во Владимир, в конце 1305 г. в Успенском соборе во Владимире был венчан Шапкой Мономаха на престол Великого княжения митрополитом Максимом.
В переписке между Михаилом и константинопольским патриархом Нифонтом I (состоявшейся в 1310—1314 годах), использовано обращение Великий князь всея Руси — на настоящий момент, это первое известное использование такого обращения в адрес правителей Руси. Предполагается, что титул «всея Руси» был принят в 1305 году, по аналогии с именованием православных иерархов.
В ЕРМОЛИНСКОЙ И ЛЬВОСКОЙ ЛЕТОПИСЯХ МИХАИЛ ТВЕРСКОЙ ОФИЦИАЛЬНО ИМЕНУЕТСЯ ЦАРЕМ!
Вот почему сейчас на гербе Тверской области изображена шапка Мономаха на царском троне!
Между Михаилом Ярославичем Тверским, и Юрием Даниловичем Московским развернулась борьба.
По смерти митрополита Максима в 1305 году митрополитом Киевским и всея Руси стал галицкий иерарх Пётр, а не тверской — Геронтий).
Михаил дважды ходил на Москву (1305 и 1308), но не смог её взять.
Тверичи разбили новгородцев (под Торжком, 1314) и дважды стояли с ними по двум берегам Волги (под Тверью в 1314 и 1317).
Вскоре после Бортеневской битвы в 1317 м году, в которой объединённое войско московского князя Юрия Даниловича и темника Золотой Орды Кавгадыя было разбито тверичами, жена московского князя Юрия Даниловича Кончака (сестра Узбека), умерла в тверском плену, а тверской посол был убит в Москве.
Оба князя поехали в Орду, но Михаил приехал к хану позже своего соперника, и к этому моменту Юрий успел настроить Узбека против тверского князя. Состоялся ханский суд, в Орде не простили тверскому князю своего позора. Князя Михаила заключили в колодки. Через месяц, после долгих мучений и пыток, Михаил Тверской был убит людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя. Гроб с телом князя через год был перевезён в Тверь.
Михаил Тверской канонизирован Русской православной церковью в лике благоверного в 1549 году на втором Макарьевском соборе в Москве.
Князь Михаил изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде.
Михаил Тверской первым ощутил, как тяжела Шапка Мономаха.
Митрополит Максим и князь Михаил Тверской должны были знать о Завещании Владимира Мономаха не венчаться царским венцом никакому князю, пока Русь не будет единым государством.
А.Д.Нечволодов в своем труде «Сказания о Русской Земле» пишет: «Долгое время после кончины Мономаха на Руси держалось сказание, записанное и на стенах Успенского собора в Москве, что перед смертью он собрал духовенство, бояр и купцов и сказал им: «Да не венчают никого на Царство по моей смерти. Отечество наше разделено на многие области; если будет Царь, то удельные Князья из зависти начнут воевать с ним и государство погибнет”, после чего вручил царскую утварь сыну Юрию, приказав хранить ее как зеницу ока и передавать из рода в род, пока Бог не воздвигнет Царя, истинного Самодержца земли Русской».
Святой Благоверный Великий Князь Киевский и Царь всея Руси Владимир Всеволодович Мономах, будучи Божиим Помазаником, в Духе Святом прозрел грядущие смуты, усобицы, иноплеменное иго на Руси, и повелел не употреблять Русскими Великими Князьями Царский титул до благопотребного времени, чтобы не унижать его священное достоинство.
КАК ШАПКА МОНОМАХА ПЕРЕКОЧЕВАЛА ИЗ ТВЕРИ В МОСКВУ!?
В 1321 м году в город Кашин тверского княжества нагрянули татарин Гаянчар с «с жидовин должником» (у которого в долгу были местные князья) и «много зла учинивши» местным жителям. Московский князь Юрий Владимирович тоже двинулся на грабеж Кашина. Взял у тверского князя Дмитрия две тысячи «серебра».
Все-таки много зла принесли ростовщики на русскую щемлю и кредитное рабство не является изобретением дня сегодняшнего.
Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от ордынского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Щелкан (Чолхан), двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание».
15 (28) августа 1327-го года в праздник Успения Пресвятой Богородицы дьяк по прозвищу Дудко, вел лошадь к Волге на водопой. Татары отняли лошадь. Дьяк стал кричать, звать на помощь. Сбежались горожане, началась драка, которая переросла в общегородское восстание. Все татары, находившиеся в Твери, были перебиты.
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига.
Для Твери все это закончилось плачевно, восстание было жестоко подавлено, в том числе, и при помощи москвичей, находившихся в войне с тверичанами.
Хан Узбек вызвал к себе Калиту, Александра Васильевича Суздальского и ряд других князей; зимой 1327—1328 годов снова отправились на Русь, сопровождая карательную армию, возглавляемую пятью темниками. По имени одного из темников этот поход был назван «Федорчукова рать».
Тверской летописец называет Калиту в связи с этими событиями «вожем на грады тверскыа».
ПО СУДЯ ПО ВСЕМУ ИОАННУ КАЛИТЕ В ТОМ ПОХОДЕ ДОСТАЛСЯ И ЦЕННЕЙШИЙ ТРОФЕЙ – ШАПКА МОНОМАХА.
Иван Калита использовал в своих интересах антиордынское Тверское восстание 1327 года: именно ему в 1328 м году хан Золотой орды Узбек передал контроль над великим княжением, до того закреплённый за Александром Михайловичем Тверским.
Однако Узбек поделил земли Владимирского княжества на две части. Иван получил Кострому и контроль над Новгородом Великим, а собственно Владимир и Поволжье (предположительно Нижний Новгород и Городец) достались Александру Суздальскому.
Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй».
Только после смерти князя Александра в 1331 году эти территории оказались под контролем Калиты.
Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери.
В Тверском летописном своде отмечается, что Бог наказал за грехи русских людей Тверскую землю; тверичи не захотели терпеть этого наказания и восстали; за это их земля еще раз была предана огню и мечу со стороны иноплеменников; но тем самым Тверь искупила грехи русского народа, приняла на себя весь гнев Божий, обрушившийся на нее в лице «Федорчуковой рати», и спасла от возмездия Всевышнего другие русские земли и прежде всего Москву.
Кто знает, шел бы дьячок со своей лошадью другой дорогой и не попался бы на глаза татарским баскакам, сейчас бы Тверь, а не Москва была бы центром Русского Мира.
В Тверской области было бы все обустроено, а Московская область бюджетировалась по остаточному принципу.
В 1370 году Золотой ярлык вновь вернулся в Тверь, но ненадолго. Соперничество Москвы и Твери окончательно закончилось в 1485 году присоединением к Московскому княжеству при Иване Третьем Великом.
После падения Твери сын Ивана III Иван Иванович Молодой был пожалован Тверским великим княжением. По матери он был внуком великого князя Тверского Бориса Александровича, а его жена была двоюродной сестрой супруги последнего тверского князя Михаила Борисовича.
Именно в Твери, проходил процесс формирования «царской темы», связанной с византийским наследием. Историко-правовое обоснование царской принадлежности тверской ветви русского княжеского дома после падения Твери вошло в московский вариант концепции, наглядным воплощением легитимизации которой служила шапка Мономаха.
В конце XVIII века качестве наместнического герба использовался утверждённый 10 октября 1780 года герб Твери — «в червлёном поле золотой престол, на зелёной подушке золотая корона».
ШАПКА МОНОМАХА — РАБОТА ВИЗАНТИЙСКИХ МАСТЕРОВ
Многие современные исследователи, такие как Гюзель Валеева-Сулейманова, утверждают, что Шапка Мономаха была сделана мастерами Золотой Орды.
русские либеральные историки XIX века, советские историки ХХ века и, особенно, современные либеральные историки XXI века в своих исследованиях исходили и исходят в первую очередь из идеологических пристрастий и установок.
Авторы, настаивающие на ордынском происхождении Венца Мономаха, никак не учитывают, что к началу XIV века ремесленники Орды (Улуса Джучи) не располагали и не могли располагать технологиями золотых дел мастеров, позволявшими выполнять столь искусные и высокохудожественные изделия, к которым относилась Шапка Мономаха.
Но самое главное – нет никаких исторических свидетельств тому, что ханы Орды так щедро одаривали Русских Великих Князей, тем более такими подарками, имеющими глубокий сакральный смысл символа Верховного Могущества, какой во всей полноте соответствуют данному золотому головному убору. В восточной мистической традиции передача мужского головного убора другому мужчине считается недопустимой. Передача или потеря шапки ассоциируется с передачей или потерей мужчиной головы.
На Руси вместе с Мономаховым Венцом хранились и передавались от Великого Князя к Великому Князю, от Царя к Царю не только Венец, но и Бармы Мономаховы, и Крест. Их тоже подарил Великому Князю Иоанну Даниловичу Московскому хан Узбек?
Некоторые историки утверждают, что Золотая Шапка якобы принадлежала сестре хана Узбека Кончаке (в Крещении Агафья) и в 1317 году оказалась во Владимире после выдачи ее замуж за Великого Князя Юрия Даниловича Владимирского старшего брата Князя Иоанна Даниловича Московского. Однако, следует помнить, что богатое приданое невесты — это русская, европейская традиция, которая отсутствовала и отсутствует у монголов и других восточных народов. Наоборот, выкуп за невесту, тем более, такую знатную, давал жених или его родители. Владимирская Княгиня Кончака-Агафья уже в год своего замужества была захвачена в плен Тверским Князем Михаилом Ярославовичем и на следующий год умерла в Твери.
Великий Князь Иоанн Данилович Московский был глубоко верующим православным человеком и соблюдал Заповедь Божию о том, что «...мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом ... всякий делающий сие» (Втор.22:5), поэтому он никак не мог передать женский головной убор, даже если бы он у него был, своему сыну в качестве Княжеской Шапки. Самое же главное: в ордынской культуре, как и в культуре других восточных стран, отсутствовал обычай ношения головных уборов, целиком сделанных из золотых пластин, не только женщинами, но и мужчинами.
По мнению историка Н.В. Жилиной: «Изучение стилистики сканного орнамента и вводных мотивов Шапки Мономаха позволяет рассматривать ее внутри византийского комплекса филигранных произведений. Причем большинство орнаментальных мотивов и элементов находят параллели в византийском искусстве XII–XIII вв. Скань Шапки Мономаха была изготовлена до периода расцвета стиля «клейм», т.е. до конца XIII в.
Ни одного подобного головного убора не было найдено ни на территории Орды, ни в Средней Азии, ни в Персии.
Технологические данные показывают, что зернь и филигрань Шапки Мономаха изготовлены полностью в византийских традициях.
Сохранившиеся образцы статусных ювелирных изделий первой половины и середины XI века, изготовленных в Царьграде и чудом сохранившихся в других странах, свидетельствуют о высочайшем технологическом мастерстве Константинопольских ювелиров той эпохи. В качестве наглядно примера можно вспомнить золотую корону, подаренную Императором Константином Мономахом между 1042 и 1050 годами Венгерскому Королю Андрашу I, женатому на Русской Великой Княжне Анастасии Ярославне. Судя по изобразительным сюжетам, корона предназначалась для Венгерской Королевы Анастасии. Великолепное изделие, изящно исполненное в технике цветной перегородчатой эмали, указывает на то, что царские ювелиры, владели приемами самой тонкой золотой пайки и способами термической обработки изделия в предельно заданных температурных диапазонах.
ШАПКА МОНОМАХА В ДУХОВНЫХ ГРАМОТАХ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ
Передача Золотой Шапки и Барм упоминается в духовных грамотах от Великого Князя Иоанна Даниловича Калиты до Государя Всея Руси Василия Иоанновича.
Поэтому официально объявлять о передаче регалий именно Царского достоинства, например, в духовной грамоте Великого Князя Иоанна Иоанновича, своему сыну Димитрию Иоанновичу, будущему победителю Мамая, было нельзя: это означало бы передачу наследнику Царской Власти. Однако такая гласная передача была невозможна по нескольким причинам:
1. На Руси не было единодержавного Государя, и наследниками Великого Князя Владимира Мономаха по праву считали себя многие Русские Князья.
2. Сама Русь находилась под игом ордынского хана, которого в то время на Руси титуловали царем.
3. В Константинополе был Император, Автократор, от которого также требовалось бы признание за Великим Князем Владимирским и Московским достоинства Ромейского Василевса. Ведь тот факт, что титул Ромейского Василевса был признан Константинополем за Великим Князем Владимиром Мономахом, вовсе не означал, что спустя два с половиной столетия Царьград признает таковой за одним из его отдаленных потомков, находящимся даже не на Киевском Престоле.
Царские Мономаховы регалии передавались от одного Великого Князя к другому по наследству. Но вплоть до Царя Иоанна Васильевича никто из Великих Князей на титул Царя претендовать не мог в силу раздробленности Руси, а впоследствии — пленения её татаро-монголами. Мономаховым Венцом и Бармами в 1498 году был венчан внук Государя всея Руси Ивана III, Князь Димитрий. Точно известно из многочисленных достоверных письменных источников, что со времени Первого Русского Царя Ивана Грозного и до воцарения Царей-соправителей Ивана II Алексеевича и Петра I Алексеевича все Государи Руси венчались на Царство Венцом Владимира Мономаха.
А со времени вступления на Престол Императрицы Екатерины I в 1725 году для венчания, как правило, каждый раз изготавливалась новая Императорская Корона. При этом Шапка Мономаха торжественно выносилась во время Чина Венчания, как одна из главных Царских регалий.
До настоящего времени Царский Венец Мономаха, хранящийся ныне в оружейной палате Кремля, является сакральной святыней, главным и древнейшим символом Русского Государства как Третьего Рима, хранителя Православной веры. Если говорить о реалиях дня сегодняшнего, то шапка Мономаха может перестать быть музейным экспонатом только в случае полного воссоединения русских земель!
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России
При подготовке доклада использованы исследования историков:
Павла Петина,
Василия Бойко-Великого
Леонида Болотина.
А.В. Черепнина
«Образование Русского централизованного государства в 14-15 веках».
Житие Митрополита Максима