В интервью порталу Богослов.ru вице-спикер Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова рассказала, почему, на ее взгляд, именно семья является основой здорового общества и какие шаги может предпринять государство и отдельные граждане для того, чтобы укрепить позиции семьи в условиях современных вызовов.
— Анна Юрьевна, спасибо, что согласились дать интервью, в свете открытия обновленного портала Богослов.ru для нас это очень ценно. Уходящий год в России был объявлен Годом семьи. Каковы его результаты?
— На мой взгляд, в Год семьи было решено много тактических и стратегических задач. Эта работа будет продолжена в рамках национального проекта «Семья», который в 2025 году придет на смену национальному проекту «Демография». Так что забота о семье не закончится, приоритет семейной политики закреплен на много лет вперед. Кстати, на нацпроект «Семья» заложено 46% от всего бюджета национальных проектов, там совершенно новая программа.
— А какие именно стратегические задачи были поставлены?
— Прежде всего то, что защита семьи и народосбережение должны пройти красной нитью через все национальные проекты. Этот фундаментальный принцип озвучил Президент России Владимир Владимирович Путин Проекты, которые направлены на развитие промышленности, строительство и иные направления, так или иначе должны соответствовать задачам народосбережения и защиты семьи.
Важно укреплять благополучие семьи с рождением каждого последующего ребенка. Чем больше детей, тем на большее количество человек делится семейный доход. Поэтому важно, чтобы с каждым последующим ребенком семья была больше защищена. Этот принцип, казалось бы, достаточно простой, но, как показывает практика, сложнореализуемый. Президент на примере налоговых вычетов показал, как это можно делать, но правительству и всем органам власти придется немало потрудиться, чтобы концепция отразилась на реальном уровне жизни семей.
Другая тема касается получения услуг. Посещение больниц, отдых, переезды на различных видах транспорта — многодетной семье в большинстве случаев все это просто неудобно. Да и не только многодетной... У меня семь детей, и я знаю, о чем говорю. Задача перенастройки инфраструктуры, на мой взгляд, тоже актуальная и соответствует поставленной Президентом задаче. И здесь не должно быть формализма.
Например, недавно объявили, что многодетным семьям предоставляются скидки в нескольких отелях в рамках семейноориентированности. Но оказалось, во-первых, что цены там заоблачные, даже со скидками, а во-вторых, зарегистрировать больше двух детей нельзя — сайт просто не дает такой технической возможности. Поэтому мы и настаиваем на изменении подходов к оценке эффективности ведомств и структур! В нашем случае нам все же удалось добиться нужных решений. Министерство экономического развития услышало наше предложение: теперь в каждой гостинице, поддерживаемой по программе льготного кредитования строительства отелей, не менее 5% всех номеров должны быть семейными. Но нужно идти дальше — например, обеспечить бесплатное проживание малышей, детей до 5-6 лет. Это абсолютно правильное решение и хороший пример для других ведомств: если программа получает государственную поддержку, она должна соответствовать задачам народосбережения.
Конечно, важно не забывать, что семьи разные, и отстраивать систему нужно мудро и поступательно. Бывает, делается акцент то на многодетные семьи, то на семьи в кризисной ситуации. А ведь есть молодые семьи, семьи, где воспитываются дети с особенностями, семьи, где один родитель воспитывает ребенка, и семьи участников специальной военной операции. Здесь нет вторых категорий — все первые.
— Получается, что у государства здесь одни и те же приоритеты с Русской Православной Церковью. Ведется ли общая работа?
— Вся текущая семейная политика выстраивается на ценностях, которые Русская Православная Церковь (и, надо признать, другие традиционные религии) всегда транслирует. Президент России однажды отметил, что семья — это духовное явление. Сейчас семейные ценности начинают закреплять в законодательстве.
Православная Церковь давно выстраивает последовательную работу по поддержке семей: открывает кризисные центры для матерей с детьми в сложной ситуации, работает на профилактику абортов и так далее. В Конституцию России включили понятие о Боге. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно подчеркивал, что большая крепкая семья — это основа русской национальной жизни, обозначал непримиримую позицию Церкви по отношению к убийству нерожденных детей. И сегодня профилактика абортов — важная задача системы здравоохранения.
Однажды у нас в Думе выступал ныне покойный президент Ирана Ибрахим Раиси, и он высказал мысль, которая мне показалась очень важной (неожиданно было услышать такие слова): «Политика должна быть нравственной. Если политика не нравственна, это не политика». Закон не может родиться в безвоздушном пространстве. Закон — это ответ на запрос общества и характеризует его. Но одновременно работает и обратное: и закон, и те или иные приоритеты создают условия для формирования ценностей общества, а значит, каждого из нас. Вот, например, православные люди сегодня тоже участвуют в формировании этой ценностной среды. И это очень ответственно на самом деле, предъявляет высокие требования к тебе: стараешься ли ты жить в соответствии со своими ценностями или нет.
— Безусловно, эффективнее проповедь не словом, а примером. Но, все-таки, странное дело: именно в благополучных странах снижается уровень рождаемости, и мы здесь не исключение…
Я считаю, что ситуации кардинально разные у нас и в Европе. Картина только на первый взгляд похожа. В России, если посмотреть опросы, больше 70% мужчин и женщин хотели бы иметь больше детей, чем у них есть сейчас. Опросы также фиксируют, что для большинства семья является безусловной ценностью. И тут же мы видим другие цифры: на 40% выросло число разводов... Получается, что мы живем вразрез со своим идеалом, со своими же ценностями. В Европе же давно развенчаны ценности материнства и отцовства, ценность семьи там не рассматривается как безусловная. «Расширение границ нормы» до добра не довело, привело к уродливым мутациям.
А мы сопротивляемся, мы боремся за право оставить свои ценности и не разменивать их. Долгое время в информационном поле нас окружали сплошные антипримеры, и лишь относительно недавно началась системная работа. Воспитательные программы, «Разговоры о важном», уроки семьеведения в школах только начинаются. В продолжение указа Президента России № 809 «Об утверждении основ госполитики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» разрабатывается законопроект, ограждающий граждан от деструктивного контента. Это не абстрактные задачи, а конкретные инструменты для работы, борьбы, те «кирпичики», из которых будет строиться законодательство, оборона от ударов врага, защита от этих вирусов, которые незаметно, но верно ведут к болезням и мутациям, деформации приоритетов.
— О каких именно «деформированных приоритетах» Вы говорите? «Сначала карьера, потом семья», childfree?
— Да, в том числе вот эти клише, которые мы сначала повторяем, а только потом анализируем: а кто мне это сказал? а это точно? а я сама так считаю или нет? Безусловно, нужно помогать, создавать условия в обществе, чтобы ценности здорового общества могли реализоваться. Если я хочу родить ребенка, должны быть созданы условия для этого. Здесь, конечно, предстоит еще немало потрудиться.
— Это как раз задача государства.
— Именно! Вот, например, студенческие семьи. До недавнего времени молодежь рассматривалась только как экономическая единица, которая учится в вузе. Абсолютно утилитарный подход! Помню, как на одном из студенческих мероприятий выступали представители руководства вуза и сказали, обращаясь к студенческой аудитории: «Вы должны стать конкурентоспособными личностями, быть востребованными на рынке труда». С одной стороны, все понятно, ценности донесены... Но ведь именно в студенческие годы большинство молодых людей принимает важнейшее решение о создании семьи.
Сейчас благодаря поддержке Министерства науки и высшего образования удалось многое гармонизировать, если так можно выразиться, мы добавили семейноориентированности в систему работы высшей школы. И увидели, как это мгновенно получило отклик! Мы только внесли законопроект о студенческой семье, как в регионах один за другим стали приниматься решения о поддержке таких семей. В Иванове дают миллион, в Калининграде определили выплату в несколько сотен тысяч, по всей стране при вузах открываются комнаты присмотра, создаются психологические службы и семейные клубы.
— Позвольте личный вопрос, Анна Юрьевна: что для Вас лично значит выражение «семья — малая Церковь»?
— Семья — это наше богатство, то, что дает нам силы, смысл нашей жизни, борьбы. Когда какую-то страну хотят поработить, объектом удара делают ценности семьи. Мы для своих детей готовы на все, даже ради чужого ребенка взрослые порой жертвуют жизнью. Но в обществе, где нет семьи, жертва ради другого, ради будущего становится бессмысленной. Есть только ты, твой комфорт, твои личные желания здесь и сейчас. Это делает человека слабым, особенно перед теми, кто способен на большее ради других.
Я никогда не забуду, как была на Прохоровском поле. Там в музее были выставлены личные вещи бойцов, найденные на месте сражения, и среди них — множество фотографий жен и детей. Не какие-то политические лозунги, а самые близкие — ради кого они отдали свои жизни.
— А если говорить о сегодняшнем дне, какими, на Ваш взгляд, должны быть православный мужчина и православная женщина?
— Я бы ушла от конкретных характеристик и сказала одно: такими, какими они нужны своей семье. Наши православные семьи настолько непохожи друг на друга! Мы, например, с мужем очень разные: как писал Пушкин, «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Но есть, конечно, люди, которые очень похожи — и прекрасно живут вместе. Поэтому здесь, на мой взгляд, важно, чтобы личные качества помогали нам сохранить семью, быть примером для детей.
— Анна Юрьевна, а как у Вас одновременно получается быть супругой священника, многодетной мамой, политиком и государственным деятелем?
— Да, это эмоционально непросто, скажу прямо. Когда заболел кто-то из детей, или экзамен важный и одновременно командировки, или решения, требующие полного погружения... Но сложнее, наверное, все же не распределение сил и времени — важно сохранить себя в семье, где ты мама и жена. Надо, образно говоря, вовремя «снимать пиджак», оставлять его за дверью... Впрочем, каждая семья выстраивает свою жизнь в соответствии со своими правилами и традициями. Я всегда знаю, что могу рассчитывать на поддержку мужа, что бы ни случилось. Мы многое обсуждаем, он человек очень талантливый и мудрый. Он — моя главная сила, опора.
— Кстати, Вам не кажется, что сейчас очень много говорится о материнстве и очень мало — об отцовстве?
— Святейший Патриарх Кирилл однажды об этом сказал, и меня очень зацепили его слова. Действительно, несправедливо, что так мало внимания уделяется образу отца. Если мы посмотрим в медиапространство некоторое время назад, там чуть ли не 90% информации об отцах приходилось на негатив: бил жену, издевался над детьми, пил... Ни про кого не было столько плохих новостей, как про отцов. К сожалению, это существует, но разве это вся правда? Нет, конечно.
Мне повезло познакомиться с общественным движением «Отцы России». Вернее, еще задолго до основания познакомиться с его будущими руководством. Папы, зачастую многодетные, стали просто помогать друг другу: вместе ремонтировать дома, решать вопросы по хозяйству, организовывать детский досуг. Простая человеческая инициатива безо всяких политических целей, поручений вылилась во всероссийское движение. А в 2021 году в России появился День отца, который теперь отмечается в третье воскресенье октября.
— По себе могу сказать, что дети любят этот праздник: готовятся, поздравляют.
— Но не сразу удалось показать его актуальность! Прошло несколько лет, прежде чем он был учрежден на всероссийском уровне. И сейчас, думаю, уже никто не спросит с насмешкой, как раньше, зачем это надо, видя подвиги наших отцов на передовой, как наши бойцы-герои идут по стопам своих отцов, защищая Родину. Мы сегодня вручаем награду «Отец солдата», издается журнал, отцы помогают тем, кто в одиночку воспитывает детей...
Знаете, батюшка, я вижу, что наши отцы и матери России и есть наше богатство. Никакие перипетии, государственные процессы, изменения политических векторов не повлияли на наш народ и его любовь к Родине.
— Мы с Вами беседуем в преддверии больших праздников — и государственных, и церковных. Что бы Вы пожелали читателям нашего портала?
— Конечно, хочется пожелать, как у нас говорят, телу — здравия и душе — спасения. Желаю беречь друг друга, беречь мир в семье и мир душевный, желаю родителям радоваться, глядя на своих детей, и нам всем вместе выстоять и победить. А если говорить о портале — взращивайте ту благодатную среду, те христианские ценности, которые очень нужны людям. Звучит это, может быть, и абстрактно, но помогает — очень конкретно.
Беседовал священник Анатолий Колот