Источник: Старая Сербия (XIX—XX вв.). Драма одной европейской цивилизации
Новые югославские власти во главе с КПЮ и Иосипом Броз Тито были более чем благосклонны к албанскому национальному меньшинству в Сербии. Во-первых, они не призвали к ответственности большинство албанцев, совершавших преступления над сербами в течение 1941—1945 годов и участвовавших в этнических чистках сербов во время фашистской оккупации. Во-вторых, новые власти санкционировали демографическую ситуацию в Косово и Метохии, возникшую во время фашистской оккупации, то есть они не вернули в Албанию албанцев, поселившихся здесь во время оккупации, и запретили возвращение в Косово и Метохию так называемым сербам-колонистам, а реально — практически всем сербам, изгнанным из Косово и Метохии во время оккупации. В-третьих, так как практически вся политическая, судебная и исполнительная власти находились в руках албанского национального меньшинства, особенно после 1966 года и Конституции 1974 года, албанцы эту высокую степень автономии использовали для продолжения этнических чисток сербов, ежедневной дискриминации сербских жителей и абсолютной фаворизации албанцев во всех сферах общественной жизни. Албанцы при проведении такой политики имели мощную поддержку государственного и партийного руководства Югославии во главе с Тито, так как это устраивало хорватскословенское руководство в их стремлении установить «равновесие сил» в Федеральной Югославии. Хотя Косово и Метохия являлись автономным краем в составе Республики Сербии, у Косово и Метохии были более тесные связи с Республикой Албанией, чем с Республикой Сербией. Это было своеобразным абсурдом, но у этого абсурда была поддержка союзного государственного и партийного руководства, а руководящие сербские кадры не сопротивлялись этому в открытую, опасаясь за свои карьеры.
Албанская пропаганда на протяжении всего этого времени не только в Албании, но и во всем мире, выступала с тезисом о том, что албанское меньшинство в Косово и Метохии подвергается дискриминации. Таким образом, по сути, камуфлировалась великоалбанская политическая и антигосударственная деятельность, разумеется, при поддержке влиятельных личностей из союзного государственного и партийного руководства. Сразу после освобождения Косово и Метохии в ноябре 1944 года, хотя все еще продолжалась Вторая мировая война и албанское меньшинство в основной своей массе принимало участие в оккупационных органах власти и нацистских военизированных отрядах, албанцы заняли важные места в новых органах власти. Вот лишь несколько примеров: Фадиль Ходжа — командующий Оперативным штабом Народно-освободительной армии и партизанских отрядов Югославии (НОАЮ) Косово и Метохии;
Мехмед Ходжа — председатель Областного народно-освободительного комитета Косово и Метохии; Рифат Бериша — председатель Областного народноосвободительного фронта Косово и Метохии; Джафер Вокши — председатель Областного комитета Объединенного союза антифашистской молодежи Косово и Метохии; Бие Вокши — председатель Областного комитета Антифашистского фронта женщин Косово и Метохии; в Бюро Областного комитета КПЮ Косово и Метохии находились Фадиль Ходжа, Джавид Нимани и Исмет Шачири. Из пяти окружных отделов органов безопасности (ОЗН — Отделение защиты народа) руководителями двух отделов были албанцы: Али Шукрия в Урошевце и Алюш Гаши в Пече [1]. Так было сразу после прихода к власти коммунистов, а двадцать лет спустя сербов отстранили практически от всех административных постов в этом сербском крае.
Идеологом великоалбанского движения в Косово, как уже было сказано, и ведущей политической личностью косовско-метохийских коммунистов и албанского меньшинства в Косово и Метохии в Титовской Югославии был Фадиль Ходжа, который свыше десяти лет своей жизни, до оккупации 1941 года, провел в Албании. Ходжа одно время проживал в Шкодере, затем окончил педагогическое училище в Эльбанасе, где затем работал учителем. В апреле 1941 года, после фашистской оккупации Югославии он приезжает в Косово и Метохию и становится членом Областного комитета КПЮ Косово и Метохии и секретарем Местного комитета КПЮ в Джаковице [2]. Во время войны ему удалось сделать головокружительную карьеру став сначала, в октябре 1942 года командующим Народно-освободительной армией и партизанских отрядов Югославии Косово и Метохии, а затем, в соответствии с решением Верховного штаба НОАЮ, в начале сентября 1944 года — командующим Оперативным штабом Косово и Метохии, он был повышен в звание полковника вопреки несению прямой ответственности за вооруженный мятеж 20 000 участников профашистской организации «Бали Комбтар», в декабре 1944 года, во главе со своими лидерами Шабаном Полужей и Мехмедом Градицом из Дреницы. Ходжа за это был лишь временно снят с должности командующего Оперативным штабом.
Принятие 7 апреля 1963 года Конституции СФРЮ укрепило степень косовско-метохийской автономии уже самим тем, что вместо Области был утвержден Автономный край Косово и Метохия. Новая конституция Сербии, принятая 9 апреля 1963 года, переняла это положение, которое затем было включено в Устав Автономного края Косово и Метохии 10 апреля 1963 года. Статья 11, пункт 3 Конституции Сербии 1963 года гласила:
«В СР Сербии существуют автономный край Воеводина и Автономный край Косово и Метохия, основанные в 1945 году решением Народной скупщины Народной Республики Сербии на основании волеизьявления жителей этих областей».
В 1962—1963 годах стычки между последователями централизованной федерации и шаткой конфедерации, решались постепенным усилением процессов дезинтеграции в югославской федерации, что привело сначала к большим политическим потрясениям, а затем — к конституционному оформлению политической воли сил, победивших в этих стычках. Развязку этого конфликта наиболее ярко иллюстрирует смена в 1966 году Александра Ранковича с должности заместителя председателя СФРЮ и министра внутренних дел. Вскоре после смены Александра Ранковича начался процесс конституционного оформления фактической конфедерализации югославского государства. Уже 18 апреля 1967 года было внесено первых шесть поправок к Конституции СФРЮ 1963 года. В седьмой поправке к Конституции СФРЮ 1963 года, внесенной в 1968 году, установлен Социалистический автономный край Косово. Предвзято, с политической точки зрения, исключена вторая часть названия этого края — Метохия — так как это могло напоминать о земле, находящейся в церковной собственности, то есть об истории этой земли, отмеченной церковной жизнью православных сербов в течение предшествовавших веков, а также о Пече — центре Сербской православной церкви, то есть о Печской патриархии.
В поправках 7—19 к Конституции СФРЮ 1963 года, принятых Союзной скупщиной СФРЮ 16 и 18 декабря 1968 года, начинается радикальное и существенное преображение югославской федерации в направлении конфедерации. Регионы и далее остаются в составе Сербии, но в то же время они становятся и конституционными элементами югославской федерации. Косово 24 февраля 1969 года ратифицировало конституционный закон: у этого региона теперь была судебная и финансовая автономия, он организовывал гражданскую оборону и государственную безопасность и имел свою, равноправную с остальными делегацию в Вече народов Союзной скупщины. То же самое было и у Воеводины. Наконец, 30 июня 1971 года поправками 20—42 к Конституции СФРЮ регионы получают элементы государственности, так как участвуют в принятии решений о делах конфедерации, основываясь на принципе согласия. Наконец, этот процесс дробления Сербии и СФР Югославии получил и свою конституционную форму в Конституции СФРЮ, принятой 21 февраля 1974 года, а затем Конституции Сербии, принятой 25 февраля и конституций Социалистических автономных краев Косово и Воеводины, принятых 28 февраля 1974 года. Эти регионы после конституционной реформы стали самостоятельно регулировать свои отношения, их парламенты принимают решения об изменениях в Конституции и дают согласие на изменения в Конституции СФРЮ и СРС. У регионов есть свои Президиумы (в президиуме Социалистического автономного края Косово — девять членов), исполнительное вече (Правительство), Конституционный и Верховный суд.
То, что с начала 60-х годов XX века речь, действительно, шла о демонтаже югославского государства, говорит тот факт, что в Конституции СФРЮ 1963 года все еще существовало положение о Югославии, как об объединенном экономическом пространстве, а также положение о равных условиях ведения хозяйственной деятельности на территории всей страны (статьи 28, 113, 117). Этот принцип перестает существовать в Конституции 1974 года, и таким образом югославская федерация практически прекращает свое существование как единое государство. Отклонение от направления югославской политики, экономической и культурной интеграции в 1962—1963 годах (некоторые исследователи этот процесс связывают с конфликтом Кардель-Ранкович на Бледе) создало совсем новую политическую атмосферу, в которой югославизм уже не представлял идеологическое полотно режима Тито. Политическую ситуацию в 1966—1971 годах нагляднее всего иллюстрирует один эпизод, произошедший во время симпозиума «Хрватски разговори о слободи» (Второй симпозиум «Хрватске ревије» в Люцерне, Швейцария, лето 1971 года). «Один наш сотрудник» упомянул, что в борьбе против Ранковича треугольник Загреб-Любляна-Скопье вел активную работу, и добавил: «Хорватские коммунисты тем временем получили союзника в лице косовских албанцев, требующих свою республику, а в дальнейшей перспективе — и присоединение к Албании, но албанское государство само по себе слабое, а ее союзник Китай пока не показывал склонность к хорватским коммунистам и хорватскому народу вообще» [3].
Югославское политическое руководство, вдохновитель и предводитель всех перемен, сталкиваясь с радикальными выступлениями великоалбанского сепаратистского движения, отделывалось в основном обобщенными «выводами», не предпринимая никаких конкретных долгосрочных шагов. Очевидно, что великоалбанский сепаратизм поддерживали самые узкие правительственные круги. После больших демонстраций в Косово и Метохии, а также в Македонии в 1968 году, югославское партийное руководство утвердило «Постановления ЦК СКЮ в связи с актуальными вопросами осуществления равноправности народов» от 4 февраля 1969 года. Бурная политическая дискуссия на этом заседании закончилась бледными выводами о «недавних акциях националистических групп в Косово и Тетово», сопровождаемыми заявлением, что демонстрации относятся «к ряду националистических и реакционных выпадов врагов социализма, братства и единства». Партийное и государственное руководство Сербии, столкнувшись с последствиями Конституции 1974 года и очевидным препятствованием нормальному функционированию Сербии как югославской республики, пыталось в период 1977—1985 годов изменить весьма неблагоприятное для будущего Сербии и сербского народа развитие событий. Президиум Сербии 11 марта 1977 года выступил с книгой («Плава књига») «Союзная Республика Сербия и автономные края в ее составе — конституционное положение и практика». ЦК С КС в том же году организовало дискуссию «Некоторые из идейно-политических вопросов осуществления конституционного положения СР Сербии и социалистических автономных краев и реализация политики СКЮ». В последующие годы одна за другой в руководстве Сербии проводились в основном бесплодные и неэффективные дискуссии о её конституционном положении.
Против попыток Сербии устранить или уменьшить эффекты пагубных обструкций в регионах был создан сильный фронт. Сербия сталкивалась с мощной, так называемой непринципиальной коалицией, как десятилетие спустя стали называть эту политическую группу. ЦК СК Сербии 13 января 1982 года утвердил постановления под заголовком «О задачах СК Сербии в применении Конституции и дальнейшем развитии и укреплении единства и сплоченности в СР Сербии». Безличный бюрократический язык, используемый в названиях почти всех документов такого типа, скрывает суть проблемы сербского и югославского обществ. В этом документе, среди прочего, сказано, что «исходя из ответственности СР Сербии за общественно-экономическое развитие САК Косово», необходимо, чтобы Скупщина Сербии и Скупщина Автономного края как можно быстрее заключили договор о мерах совместной политики стимулирования развития Косово, а также чтобы как можно быстрее был принят закон о всенародной обороне, «отдельные положения которого будут применяться на всей территории республики в смысле статьи 300 Конституции» [4]. Два года спустя 21 сентября 1984 года выступила и Скупщина Сербии с работой «Анализ Комиссии Скупщины Сербии по конституционным вопросам: о реализации единства и конституционного положения Сербии при выполнении ее функций». И отечественной, а еще больше международной общественности было понятно, что югославское государство постепенно входит в процесс ускоренного раскола и что руководство Сербии в своих попытках остановить этот процесс, прежде всего на своей территории, натыкается на непробиваемую стену. Решение проблемы откладывалось стерильными выводами республиканских и союзных органов. Президиум ЦК СКЮ 23 июля 1985 года утвердил документ «Позиция Президиума ЦК СКЮ по актуальным вопросам установления отношений, на которых зиждется единство и общность в СР Сербии». Оценка проблемы была точной и принята благодаря настойчивости представителя Сербии. Она гласила: «Считается, что продолжение тенденций осуществления автономии, противопоставленное единству Республики, калечит СР Сербию, сводя ее к узкой территории, фактически превращая регионы в республики, а республики в федерацию, чем нарушается конституционная концепция». В реальности процессы ускоренно развивались и двигались другими путями, при поддержке мощных международных факторов, готовившихся к политическому формированию границ в Европе, установившихся после Второй мировой войны.
Не существует ни одного аргумента, подтверждающего принципиальную последовательность в национальной политике югославских коммунистов, кроме вышеупомянутых стремлений ослабить Сербию и сербский фактор в югославской федерации. Косово и Метохия никогда в прошлом не были обособленным историческим, географическим или этническим целым. С точки зрения географии Косово и Метохия это две отдельные географические единицы. У Косово и Метохии никогда не было территориально-политической автономии, особенно не в этих административных границах. Косовская область после Первой мировой войны была административно-территориальной единицей и охватывала территорию меньше, чем позже охватывала автономная область. Упоминание Косовского вилайета и его приравнивание к автономии лишено всякого смысла, так как вилайет был османской административной единицей, занимавшей территорию от реки Тары вблизи Плевли до Скопья. В рамках вилайета албанцы не представляли большинство населения. Название Косово изначально связывается со старым географическим названием Косово Поле, как называется равнина около рек Ситницы и Лаб с окрестностями. Косово и Метохия представляют собой две обособленные географические области, каждая из которых делится на свои более узкие географические территории. В рамках Косова существует деление на Мало Косово, Ситницу, Дреницу, Изморник (Моравица), Старый (Ибарски) Колашин, Средний Ибар, Сиринич, Лугови и другие. Также и Метохия делится на Печский Подгор, Прекрупле, Подримле, Хас, Призренский Подгор, Призренско Поле — к которым прилежат жупы Шар-горы — Средска, Гора и Ополе [5].
Югославское партийное и государственное руководство, а именно самая узкая группа, собравшаяся вокруг Тито, на своем примере показывала свою непоследовательность при ведении национальной политики. По югославской переписи населения после Второй мировой войны в 1948 году, после масштабной этнической чистки сербов и переселения албанцев из Албании во время оккупации 1941 —1945 годов албанцы в Республике Сербия составляли всего 8,1 % населения. В HP Македонии их процент составлял 17,1 %, в Черногории — 5,1 %. Несмотря на то, что процент албанцев в HP Македонии был практически в два раза больше по сравнению с Сербией, там не была сформирована никакая автономная область или единица.
Сербы в Хорватии, в соответствии с результатами этой переписи, составляли от 14,5 до 15 %, и в этом случае не было разговоров о каком-либо виде автономии, хотя сербы в некоторых регионах составляли 90 % населения, в таких как Лика, Бания, Кордун, вопреки чудовищному геноциду, которому сербы были подвержены под нацистским режимом Анте Павелича в рамках так называемого Независимого государства Хорватии [6].
[1]. «Службени гласник HP Србије бр. 51». С. 221-222.
[2]. Благоје К. Павловић. Албанизација Косова и Метохије. Београд, 1996. С. 85.
[3] Hrvatski razgovori о slobodi. Drugi simpozium «Hrvatske revije» 1971, uredio Vinko Nikolić. München-Barcelone, 1972. S. 76.
[4]. R. Rajović. Указ. соч. С. 477—515.
[5] Милисав В. Лутовац. Географски и политичко-географски значај Косова у Србији. Задужбине Косова — споменици и знамења српског народа. Призрен—Београд, 1987. С. 582.
[6] Nacionalni sastav stanovništva SFR Jugoslavije po naše ljima i opštinama. Knj. 1. Stanovništvo prema nacionalnom sastavu, Savezni zavod za statistiku. Beograd, 1991. C. 11-13.