На самом деле весьма символично, что всё это движение с сербско-венгерским ответвлением нефтепровода «Дружба» происходит на фоне будто мимоходом сказанных слов венгерского лидера Виктора Орбана о конце 500-летнего доминирования Западной Европы и о новом веке Евразии.
Впрочем, давайте по порядку.
Как сообщил в кулуарах заседания межправительственного комитета России и Сербии по торговле вице-президент российской «Транснефти» Владимир Каланда, Сербия попросила Россию помочь в строительстве маршрута отвода, который пойдёт через территорию Венгрии и напрямую выйдет на южную, проходящую через территорию воюющей Украины и пока ещё действующую ветку трубопровода «Дружба». И отечественная «Транснефть» (что, кстати, уже выглядит достаточно смело, учитывая наши сложные и запутанные экономические и тем более энергетические отношения с еврозоной) уже заявила о готовности к оказанию содействия в реализации этого проекта.
Проект, во-первых, позволит Республике Сербия стать куда более независимой в поставках. (Для справки: сейчас сырьё поступает в республику, не имеющую самостоятельного выхода к морю, исключительно через далеко не самую дружественную по отношению к сербам Хорватию по единственному действующему трубопроводу JANAF.)
Ну и, во-вторых, разумеется, даст возможность существенно увеличить объёмы дефицитного для республики энергетического сырья, которое поставляется в Сербию исключительно для внутреннего потребления.
При этом строительство нефтепровода длиной порядка 300 км между Сербией и Венгрией, который будет соединён на венгерской территории с «Дружбой», займёт как минимум два-три года и не будет стоить каких-то уж совсем колоссальных денег.
Для сравнения: Белград уже немногим ранее официально согласовал строительство одного из отрезков нефтепровода общей протяжённостью 128 км и оценочной стоимостью €100 млн между сербским городом Нови-Сад и населённым пунктом Альдьо в Венгрии недалеко от сербской границы. Масштаб, как легко заметить, с циклопическими как по масштабам, так и по капиталовложениям российскими проектами в области энергетической логистики на восточном маршруте, в общем-то, не сравнить.
Нашей же нефтянке, в свою очередь, это даёт дополнительные возможности для закрепления на когда-то традиционных для нас, а сейчас всё более проблемных европейских энергетических рынках.
Ну, по крайней мере, на тех их участках, которые в результате всё-таки останутся жизнеспособными по итогам как стремительно развивающегося системного кризиса западной модели экономической формации, так и назревающего раскола еврозоны, причём по причинам далеко не только экономическим: для российских нефтяников это ведь тоже скорее не работа с перспективными рынками, а попытка спасти то, что ещё можно спасти.
Что здесь самое любопытное, так это то, что для, кажется, всё более решительно делающих шаги к суверенизации и энергетической независимости собственной политики от царящего в Брюсселе безумия Сербии и Венгрии даже риски продолжающегося на Украине военного конфликта в самой что ни на есть горячей фазе кажутся куда более незначительными по сравнению с опасностью быть окончательно втянутыми в надвигающуюся европейскую энергетическую катастрофу. И более того, по сложившейся традиции принять на себя во имя относительного благополучия Старой Европы её первый удар: если бы нас попросили как-то проиллюстрировать понятие «европейская солидарность», то мы бы просто опубликовали фото и видео драк за медицинские маски между «цивилизованными соседями» в начале эпидемии COVID-19 — лучшей картинки при всём желании не сыскать.
И вряд ли пусть и не очень большие по европейским меркам, но достаточно сильные для того, чтобы проявлять некоторую самостоятельность, национальные государства, такие как Венгрия и Сербия, этот живописный пример успели быстро забыть.
Что же касается нашей с вами страны, то тут ситуация тоже вполне очевидная: да, Россия (во многом вынужденно) не видит европейское направление приоритетным.
Этого никто не скрывает, и это даже не очень сильно связано с текущей политической и военной ситуацией: напомним, что о развороте на Восток Владимир Путин объявил ещё до украинского «майдана», сомнительную 11-ю годовщину которого все недавно отметили. И уж тем более до всяких санкций, связанных с СВО, — просто, видимо, некоторые признаки европейского угасания, сейчас всё более очевидного, читались уже тогда.
Но ведь и наши западные соседи, пусть и не в своём нынешнем виде, тоже с карты континента никуда не исчезнут.
Тем более что некоторые экономические контуры этой новой Европы, отнюдь не объединённой, но всё равно обладающей определённым потенциалом, начинают сквозь осыпающуюся брюссельскую архитектуру потихонечку проступать.
И для нас, как для весьма заинтересованных наблюдателей (соседи всё-таки), это, как и слова Орбана о новом веке Евразии, очень любопытный и весьма положительный тренд, пусть пока и направленный даже не в завтра, а в послезавтра. То есть в куда более отдалённое будущее. Впрочем, строиться отвод новой ветки нефтепровода будет, по словам сербской стороны, года два-три.
По нынешним динамичным временам срок, в общем-то, колоссальный.
И за это время проблемы безопасности транспортировки российской нефти по украинской части нефтепровода «Дружба», надеемся, будут обязательно решены.