Думал-думал и решил всё же выпустить этот небольшой волонтерский очерк. Из последних на эти остро болезненные темы публикаций описание нашего волонтерского выезда в город, куда из-за ведущихся совсем рядом боевых действий очень трудно попасть. В этот раз везли изрядно помыкавшегося по больницам воина, бравшего в свое время «Азовсталь», домой. Были риски на КПП при переходе границы, нужно было подстраховать.
Подробности его истории в разделе «Типичная история борьбы за попранные права бойца из ЛНР» моего обзора о попытках отправки на передовую раненых и после недолеченных военнослужащих. Заодно довезли очень нужные одному из подразделений мотострелков зарядные устройства большой мощности для поддержания электроники во время выполнения длительных боевых заданий. Важно было успеть передать до ухода группы на боевое задание. Успели! С водителем повезло – мчал на всех парах. Ну а я попутно делал кое-какие фото- и видеозарисовки по местности. Так, одна из дорожных зарисовок на видео. Каждый населённый пункт по пути следования уже вошёл в историю этой войны, как и в советскую, шахтёрскую.
О Дебальцево отдельной строкой. Небольшой населенный пункт Донбасса, но прогремевшей на весь мир. Расположен на перекрестке железных и шоссейных дорог между Донецком и Луганском, что делает его более значимым, чем просто провинциальный город. Зимой 2015 года вокруг Дебальцево развернулось одно из крупнейших сражений войны за независимость Донбасса от зигующего нацистско-бандеровского киевского режима. Несмотря на то, что летняя кампания 2014 года окончилась контрнаступлением и разгромом украинских войск, не все территории, утраченные ополчением, удалось вернуть. Одной из самых серьезных потерь того лета стало как раз Дебальцево.
В конце летнего сезона 2014 года украинская армия потерпела серию тяжелых поражений. Крупная группировка была прижата к российской границе в районе пограничного перехода Изварино, и частично уничтожена, частично выбита на исходные позиции, частично вышла на территорию России и сдалась российским силовикам. Затем ударная группировка украинских войск была окружена и наголову разгромлена в районе Иловайска. Контрнаступление ополчения отбросило украинские силы, часть позиций была отвоевана, но Дебальцево осталось под контролем ВСУ. Всю осень и начало зимы 2014 года вокруг города шли позиционные бои средней интенсивности. Объявленные и подписанные Минские соглашения сохранили контроль украинской армии над Дебальцево, что позволило Киеву продолжить обстрелы городов и, соответсвенно, массовое убийство мирных жителей ДНР и ЛНР. В самом Дебальцево украинские силовики относились к местным жителям с заметным пренебрежением, как к людям второго сорта. Показательный факт: за те шесть месяцев контроля ВСУ Киев не позаботился о восстановлении города и железнодорожного узла (в то время, как ДНР восстановила коммуникации спустя два месяца после окончания боев за Дебальцево). Наступление в районе Дебальцево стало первой совместной операцией для армий молодых республик и требовало от них серьезной координации и слаженных действий, что в целом и было реализовано. О знаменитом «дебальцевском котле» и разгроме украинских войск в 2015-м напоминание здесь.
Сегодня здесь относительно спокойно. Правда украинские наименования кое-где ещё висят странным образом несрезанными и неуничтоженными. Если проводить денацификацию вернувшихся в Россию территорий, то делать это тщательно, стирая напрочь следы ставшего чуждым русскому духу субэтноса. Крестами поклонными повсюду усеяна земля Донецкая и Луганская, как и быть должно. Вокруг таблички знакомых до боли наименований населённых пунктов, за освобождение которых шли тяжёлые ожесточённые бои. Остальные размышления в видео. Наши войска регулярно выходят отсюда с воздуха на отстрел бандформирований ВСУ. Что нам удалось увидеть лично. Вот это видео как раз об этом. На следующем момент выполнения поставленной нашим замечательным другом, волонтёром поддержки СВО, актрисой Евгенией Павловой задачи. О ее волонтерском служении русским воинам, участникам СВО и ее уникальном спектакле «Живые» совсем недавно выпускали обзор. Бойцы получили запрашиваемое вовремя, задание выполнено!
Правда в суете ожидания встречи и нервозе водителя-торопыги забыли передать приготовленное сладкое. Придется передавать отдельно с оказией – пока бойцов перестали выпускать из расположения куда бы то ни был – обострение обстановки в этих краях. А у нас заслуженный отдых после выезда глубокой ночью и совместная встреча двух больших народных праздников: Дня народного единства и празднования Казанской Божией матери – Дня избавления ради царствующего града Москвы от Литвы. Во времена Смуты икона Казанской Божией матери стала настоящим духовным символом ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В эти праздничные дни вспомнили снова о нём и вознесли молитвы к небу о скорейшей окончательной победе Русского мiра над укронацизмом и его англосаксонскими покровителями.
Таким образом день празднования Казанской иконы Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году и День народного единства в 2024 году пришлись на волонтёрскую поездку в ЛНР, район Дебальцево – Первомайск. Встретили двойной праздник на праздничной литургии в храме во имя моего небесного покровителя, святителя Николая, епископа Мир Ликийских, Чудотворца.
Чествовали образ Той, которая считается не только заступницей всего рода христианского, но и конкретно Руси Святой. Сколько раз в истории нашего Отечества вместо карт и глобусов во время отражения атак вражеских полчищ наши воины полагались на помощь Пресвятой Богородицы, когда Ее образ всегда указывал верный путь.
Стоя на праздничной службе в расстрелянном нацистами в 2014 году Первомайске, где до 2022 года активно прилетало, вспомнил историю, как этот праздник на веки вечные вошел в историю России. Смею напомнить и вам, друзья! В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 году страшный пожар опустошил Казань. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным. Вот что говорится об этом в «Сказании о явлении Казанской иконы Божьей Матери»: «Однажды случилось девице той спать в полдень и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Икона Богородицы, страшным огненным образом испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так что ей казалось будто эти сияющие от Иконы лчи сожгут ее. И был устрашающий голос от образа сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдешь взять от земных недр Мой Образ, Я на другой улице явлюсь или в другом граде, а ты же будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей»».
Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону отцу Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь. Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.
Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
Свою чудесную помощь икона явила в Смутное время, ровно через 33 года после обретения, когда Россия подверглась вторжению польских интервентов, вынашивавших замыслы посадить на Российский престол чужеземца и иноверца. Польские войска взяли Москву, захватили в плен и заточили в темницу Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. В заточении Патриарх молился Богоматери, из темницы до русских патриотов доходили его призывы, чтобы они «крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались, положили души свои за Дом Пречистой, за чудотворцев и за веру». И вскоре возникло нижегородское ополчение Минина и Пожарского.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни. Святой Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы – 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.
Перед Полтавской битвой в 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721-м перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 году образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам. По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по землям нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим» (Тропарь, глас 4-й). Как в капле воды отражается все солнце, так и в многочисленных иконах Казанской Богородицы отразился образ Той, чьим заступничеством спасалось и спасается Отечество наше, по понятным историческим причинам именуемое как «Дом Пресвятой Богородицы».
Заступничеством всех святых, в земле Российской просиявших, новомучеников, в землях Донбасса лютую смерть за поддержку русского православного мира обретших, и главного ходатая пред Господом, Пресвятой Богородицы только и объяснить достаточно спокойный настрой местных жителей, гОря в отличие от нас, с «большой земли», куда больше хлебнувших. Первомайск, ЛНР, ноябрь 2024-го, прогулка с видеообзором. Очередная напоминалочка почему Украина как государство-террорист должна быть уничтожена, срезана под корень – НИКАКИХ договорняков и сохранения в Киеве хоть в каком ведомстве и правительстве остатков экстремистско-фашистского русофобского режима Зеленского и его кураторов из англосаксонских наднациональных «элит»!
После небольшой экскурсии по городу вспомнилась жесточайшая зачистка укронацистами Мариуполя, свидетельства выживших жителей, о которых рассказывали в марте 2022 года. Недавнее о зверствах в Судже. Совсем свежее о сотворенном укронацистами в Часовом Яре. Это видео и эти истории для тех, кто упорно твердит «нет войне» и «нам нужен мир». Тем, кто не понимая, что если сегодня эту нечисть не уничтожить до последнего нациста, завтра расстреляют в упор наши города и будут творить страшное зло пока не будут хладнокровно уничтожены. Другого варианта здесь быть не может. Хотя некоторые в Москве регулярно выступает со всяческими сценариями «договорняков». Потому важно такие видео и все эти истории о безумных зверствах с молчаливого согласия Киева нацбатов и ВСУ распространять МАКСИМАЛЬНО.
В своих небольших волонтерских очерках, публикуемых на личных страничках в первые дни ноября в социальных сетях, оформил такой вот праздничный привет из города Первомайск Луганской Народной Республики! Праздничное песнопение от клироса храма и немного фото с богослужения в день Казанской Божией Матери и видов Свято-Николаевского храма, одного из двух старинных дореволюционной постройки, сохранившихся здесь до наших дней. Сам город основан в 1765 году. Изначально поселение было названо Петро-Марьевка. Город с интересной историей. О нем расскажу чуть позже. Возвращался обратно в Краснодар через известный далеко за пределами этих земель славный шахтерский город Стаханов.
О многом увиденном хочется рассказать подробнее, поразмышлять о прошлом, настоящем и будущем этого стратегически важного для России региона. Но время, время, время, которое попробуй найди… Всё не объять. Так что пока вот такое волонтерское размышление по итогам очередной поездки в истерзанную украинскими карателями землю на праздники, дорогие сердцу каждого русского человека. Автор надеется, что что-то из рассказанного здесь оказалось читателю интересно и полезно.
КРЕПКИЙ ТЫЛ – НАДЕЖНЫЙ ФРОНТ. В таком единстве с молитвой на устах кто как может, чем может, помогая нашим воинам, продолжим приближать новый Великий День Победы!
Николай Владимирович Каклюгин, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, руководитель благотворительного социального проекта «Попечение», администратор Telegram-канала «Помощь нашей армии», член Координационного (Наблюдательного) совета Ассоциации патриотических сил юга России