Стеван Гайич, известный сербский политический эксперт, научный сотрудник Института европейских исследований (Белград), приглашённый профессор в Международном государственном университете международных отношений (МГИМО) комментирует последние события на политическом поле Сербии и в российско-сербских отношениях. В частности, наш разговор коснулся подписания президентом Сербии Александром Вучичем декларации против России.
- Стеван, доброго дня! Мы за информацией о новшествах в сербско-российских отношениях. Говорят об их охлаждении. Что думаете по этому поводу?
- Сразу хотел бы внести уточнения в ваш вопрос. Одна вещь — сербско-русские отношения, другая — отношения нашей колониальной власти. Во-первых, вам надо знать, что Сербия — не независимое государство. Особенно с приходом проекта Александр Вучич и Сербская прогрессивная партия в 2012 году. Запад сделал «очень хороший шаг»: они привели якобы «националистов», которые закончили все работы, не сделанные предшественниками, в западных интересах. Вучич системно, в процессе так называемых «Брюссельских соглашений», сдавал сербские государственные полномочия в Косово и Метохии. Там была и наша полиция, и наше электроснабжение, и телекоммуникации, и кадастровые книги, и много другого. Вучич сдал албанцам международный номер телефона. Всё это было сделано в обмен на Сообщество сербских муниципалитетов в Косово и Метохии. В итоге даже этот НКО он не получил.
То есть, Вучич — сугубо натовский проект. В России этого не понимают, потому что очень долго здесь шла пропаганда пропрезидентская. Сербы говорили, но их не хотели слушать, даже называли провокаторами. Дело в том, что Запад понял: только через бывших патриотов можно добраться до сербов. Поэтому то, что сейчас происходит — это пик грядущей ситуации. Вучич в 2016 году практически поддержал Мило Джукановича, диктатора Черногории, который тоже когда был «большим русским другом» якобы; Джукановича, который придумал госпереворот, якобы организованный Россией. Вучич в 2019 году сказал, что у нас нет денег, чтобы купить С-400, но неожиданно сейчас появилось в шесть раз больше средств на западное оружие. То есть, 0,5 млрд евро на российские системы не было, вдруг сейчас появилось 3 млрд евро на покупку старых французских самолётов Rafale, которые французы могут выключить из Парижа в любой момент и которые бог знает когда придут.
СМИ Вучича в 2020 году обвинили в том, что Россия стоит за антиковидными протестами в Белграде. А в 2019 году сложилась какая-то шпионская афера, за которой тоже стояли пропрезидентские ресурсы. Так что назревало это очень долго. Вучич —это человек, который делает всё по следам Иосифа Броз Тито, диктатора Югославии, который также всегда был человеком Запада и разрушил отношения Югославии и Советского Союза. Закончилось последнее тем, что все сербские партизаны, которые воевали за освобождение страны, оказались в местных гулагах за «Сталинизм», фактически, за любовь и приверженность к России.
Так что если говорить про народ и власть — это два разных понятия. Здесь по всем соцопросам, даже натовским, 90% населения категорически против введения антироссийских санкций. Тот же процент, что поддерживал и поддерживает Россию. Тот факт, что Белград не ввёл санкции против Москвы — это не заслуга сербских властей, а их страх перед сербским народом. И это очень-очень-очень важный момент, который надо учитывать. Сербы находятся в заложниках НАТО, а колониальный посредник между НАТО и нами — это Александр Вучич и вся система власти, которая у нас существует. И это ускорилось значительно с приходом Николича, а с ним и Вучича, и Сербской прогрессивной парти в 2012 году.
- Резкая смена тактики Вучича к Москве имеет место?
- Вучич не сменил тактику. Он делал бы то же, что и раньше, если бы это позволили его настоящие хозяева с Запада позволили. В Москве либо не хотели видеть, либо забыли, первыми советниками Вучича сразу после прихода к власти были ребята, которые бомбили Сербию — Тони Блэр, которому Сербия платила за услуги баснословные деньги, бывший премьер-министр Британии, который был одним из главных адвокатов бомбёжки Югославии — Сербии и Черногории. Затем Герхард Шредер, первый канцлер после Гитлера, который бомбил и первым воевал от имени Германии. Затем Алекс Сорос, сын Джорджа Сороса, которого Вучич другом называет, и так далее.
В 2016 году ряд СМИ сообщил, что Вучич дал деньги Clinton Foundation, и сам президент никогда не опровергал этого. Тогда он извинялся за «сербские преступления» и свою личную роль в 90-х, а Клинтон его так утешал. Есть отвратительные фотографии с этой конференции. И ещё множество таких случаев.
С другой стороны, Вучич, зная очень хорошо, как работают СМИ в России, изучив всю систему очень хорошо, он создал сеть своих лоббистов. Прежде всего я обратил бы внимание, что эти люди сейчас сольются сильно. Это главные виновники, все лоббисты просто хорошо зарабатывали на этом, а меня, например, с их подачи называли «предателями».
Так вот, он не изменял тактику, его заставили раскрыть сущность отношения официального Белграда. Сербия никогда на госуровне не вводила санкции против России, но косвенно это всё происходило. Уменьшается торговый оборот и так далее. Об этом даже Путин министру Вулину сказал мягко на последней встрече. Так что, смена тактики — это смена подхода Запада к Вучичу. Он их холоп, они его держат за серьёзный компромат и сейчас делают, что хотят.
Я напомню, что три года назад французская полиция прислала переписку с аппликацией, которую использовали наркоторговцы всего мира, особенно Балкан, называется она «sky». После того, как наша прокуратура получила эту переписку, наши ничего не сделали, потому что они под контролем Вучича. Франция получает тендер на строительство метро в Сербии, Франция заключает хорошие контракты на поставку её оружия нам. Вершина этих поставок — истребители Rafale, которые стоят баснословные 3 млрд евро. Франция получает право на строительство атомных станций. Также во Францию ушли концессии на аэропорт Белграда.
Поэтому он играет свою роль так, как им нравится. Он сам может быть и не хотел бы. Понятно, что он в Дубровник отправить министра иностранных дел Марко Джурича — тоже человека-тряпку и слугу Запада, но не получилось. Запад потребовал, чтобы пришёл именно он. Почему? — Надо публично унизить Сербию, потому что она их враг. И надо, чтобы сербские представители унизились. И главное, чтобы в новом разделении мира мы остались с той стороны нового «железного занавеса», и чтобы мы были заложниками наших худших врагов. Понимаете, о чём идёт речь?
Мы 30 лет воюем с НАТО. Сначала воевали остро, а потом гибридно. Гибридно они навязывают нам законы, гей-парады и всё подряд. Теперь они хотят, чтобы мы остались на их стороне и покончить с нашим сопротивлением.
Я думаю, не надо говорить про разрыв отношений Сербии и России. Особенно про разрыв сербов и русских, потому что сербский народ — заложники компрадорской, колониальной, криминальной власти Александра Вучича и его банды, которую Запад тут поставил.
Я напомню, что в 2012 году, когда шеф Сербской прогрессивной партии — Томислав Николич победил, его поздравили с победой за три часа до закрытия выборных участков именно из Евросоюза. Эти силы уже предвидели итоги выборов, когда была инаугурация Николича, тогда впервые в кабинете президента появился флаг ЕС, а на самой церемонии первым говорит не победивший Николич, а Комиссар по расширению Евросоюза на тот момент Штефан Фюле. И Николича, и Фюле уже нет в политике, но нам остался от них колониальный статус.
На спине Николича появляется Вучич, сначала как заместитель премьер-министра, и с того момента он становится самым влиятельным и сильным в стране. Это было началом полной капитуляции, колонизации Сербии.
Сейчас в Сербии создают натовскую шахту Río Tinto. Вучич подписал ряд соглашений, по которым ЕС, а по сути НАТО, то есть Black Rock и семья Ротшильдов будут добывать литий и другие минералы. Это будет полным разрушением экологии и природы Сербии, здесь вообще будет невозможно сейчас жить, если говорить про загрязнение земли, воды и воздуха.
Наш министр шахтёрства и энергетики Дубравка Джедович до 2021 года была директором регионального представительства европейского инвестиционного банка. Этот человек, сербский чиновник, отказалась от сербского гражданства в пользу французского. А когда её прислали быть министром, который должен провести проект Río Tinto, она снова стала гражданкой Сербии. Нами владеют прямые агенты НАТО.
- Что за резолюцию он подписал и почему?
- Резолюция, которую подписал Вучич, — это чисто пронатовская, заукраинская бумажка: территориальная целостность Украины признаётся, причём верх иронии, рядом с его подписью стоит подпись представителей Косово, практически нашего региона, который наши власти якобы не признают. Сербия подписывает положение, что она за ООН, и за территориальную целостность Украины, а рядом стоит наш отделённый южный край. Вот что делают, главная суть происходящего — публичное унижение сербского народа, чтобы наши союзники возненавидели не только этого Вучича, а именно нас как народ.
Важно знать, что сотни сербов, если не больше, воюют сейчас в рядах Русской армии. Потому что мы видим войну на востоке Европы как нашу освободительную войну. Но одновременно наши власти — абсолютные слуги пакта НАТО. И поэтому через них военный блок хочет полностью нас унизить, рассорить, сделать так, чтобы нас в России ненавидели.
Вижу главную проблему с русскими СМИ в том, что постоянно идентифицируют лидера и народ. Вучича навряд ли можно назвать лидером: любые выборы его и его партии были регулярными, но это отдельный вопрос. Эта идентификация происходила постоянно, но это большая системная проблема у ваших СМИ. Но суть в том, чтобы нас оставить за той стороной «железного занавеса» как последних холопов через Вучича и других.
Последнее, что идет сейчас, пока мы говорим, окончательное «решение» вопроса Косово и Метохии, последние остатки сербского государства уничтожаются, идёт очередное выселение сербов из Косово и Метохии, но наши власти молчат и ничего не делают. Даже не просто молчат, они подписывают декларацию вместе с представителями отторгнутого Косово, которое сербов убивает, уничтожает и выгоняет, с которыми они участвовали в предательстве наше земли.
- С чем это связано и как будут развиваться события?
- С чем связано, я вам рассказал чуть раньше. Как дальше будут развиваться события, пока не знает никто. Может быть лучше война была, чем этот позор. Я могу сравнить с тем, что случилось в 1941 году. Тогда у Гитлера была точно такая же проблема, какая сейчас возникла у НАТО — проблема в секторе Юго-Восток. Сербия находится на Юго-Востоке и от Брюсселя, и от Берлина. Наше тройное правительство, которое существовало в Югославии, когда нашего короля Александра убили в 1934 году в городе Марсель, а новый король был несовершеннолетним, поэтому было наместничество. Это наместничество подписало тройственный пакт с Гитлером, что вызвало страшное неудовольствие и военный путч — народ вышел на улицу поддержать несовершеннолетнего короля и против пакта с рейхом. Спустя 10 дней Гитлер бомбил Белград. И началась война в апреле 1941 года, немцы нас захватили. Во время оккупации был страшный геноцид в так называемом «независимом государстве Хорватии», которое создали немцы и итальянцы. Страшный геноцид сербов, который даже не с чем сравнить: там были отдельно концлагеря для детей и много каких ужасов ещё. Полтора миллиона сербов погибли в этой войне или были уничтожены намеренно. Сейчас мы снова представляем проблему для НАТО — тот же сектор Юго-Восток. У них снова власти кооперативные, даже более чем в 1941 году. И снова народ находится в ужасном положении, где не на кого опереться. Но самое тревожное, что они хотят показать союзникам, России, Китаю и всем остальным, сербский народ находится не на вашей стороне, а по другую сторону занавеса.
Война против нас, которая началась в 1991 году и даже до этого, с распадом социалистической Югославии не закончилась. Запад хочет сербов полностью уничтожить. Поэтому и отделили Черногорию, абсолютно сербское государство, там население всё сербское, в 2006 году. Тогда посредником от Европы был очень интересный типаж — бывший министр иностранных и европейских дел Словакии Мирослав Лайчак, выпускник МГИМО, кстати. Он прекрасно говорит по-русски и по-сербски, и ненавидит обе стороны, непонятно кого больше. Его всегда присылают со специальным заданием по дальнейшему и поэтапному уничтожению сербов.
Заметьте, он сейчас является так называемым «посредником» переговоров Белграда и Приштины. Хотя там переговоров нет, это театр с одним актёром — НАТО. И есть также её марионетки — Вучич с одной стороны, с другой стороны — представители Приштины, от косовско-албанских сепаратистов, и с третьей стороны — представитель Евросоюза. В текущий момент — это Мирослав Лайчек. Подчеркну, на всё протяжении это были не переговоры, а представление с НАТО во главе.
И вы должны понимать, у нас есть колониальная, компрадорская власть и сербский народ — заложник этой власти. Поэтому не надо, пожалуйста, делать того же Вучича символом Сербии или ставить знак равенства между сербским народом и тем, что делает Вучич, которого поставили Запад и НАТО, чтобы нами править.
В Сербии народ согласно всем опросам прорусски ориентирован, огромнейший процент людей выступает против санкций и поддерживает СВО. Здесь были единственные демонстрации по всей Европе, не организованные властью, а самим народом в начале СВО, где десятки тысяч сербов вышли с русскими влагами: Христа-Спаса, имперками, российским и сербским флагами в поддержку России. Остальные страны Европы бились в истерике против Русских. Я думаю, что надо это учитывать, что это очень важный момент. Мы заложники — знайте об этом, пожалуйста.
Беседовала Анна Шершнева, политический обозреватель