Если смотреть на географическую карту правильно, то Европа начинается от Уральских гор, а не от западной границы Российской Федерации. Восточную половину этой части света заселяют родственные нам славяне. Но при этом внятной политики по отношению к славянству у нас до сих пор не выработано. Слава Богу, внешнеполитическая концепция «Россия – страна-цивилизация» создана. Теперь нужны детализация и конкретизация. В частности, определиться со славянским вопросом. Со времен перестройки, когда в советское руководство проникли предатели и безумцы, мы отвернулись от наших друзей и союзников, и раскрыли объятья нашим извечным геополитическим врагам. И, конечно же, получили болезненный удар «под дых». Придя в себя – начали защищаться. Но пока действуем по ситуации, без внятного политического обоснования. Ни по отношению к Большой России, ни по отношению к западным соседям. В частности, к славянам. Но нам не нужно начинать с чистого листа. Наши предки позаботились о создании идеологической платформы для взаимодействия со славянами. Это направление мысли, оформившееся в XIX веке, называют славянофильством. Хотя все славянофилы, по сути, являются русофилами. Иван Сергеевич Аксаков писал: «Где дело касается России, Европа и, видя не видит, и, слыша не слышит. Ничто не в состоянии вразумить ее… и узнать нас. Ее упорное невежество и непонимание коренятся в нравственной неспособности отрешиться от своей односторонней точки зрения, от своих традиционных предубеждений и нравственном нерасположении к нам». Пытаясь разобраться в причинах этого явления, И. С. Аксаков приходит к выводу, что источник этих нерасположений таится глубоко. «В историческом инстинкте непримиримой вражды двух духовных просветительных начал христианского человечества: начала латинского и православного. Это свидетельствует уже тем наглядным фактом, что одинаковой ненависти с Россией подлежит не только всякая верная себе славянская народность, но и весь православный мир. Достаточно славянину быть православным или быть заподозренным по славянской натуре своей в наклонности к Православию, чтобы во мнении, хотя бы лично и неверующих, западных европейцев быть поставленным вне закона».
Рассуждая о славянофильском мыслительном направлении, И.С. Аксаков говорит: «Славянофилы указали на место русского народа в истории, обратили внимание на значение земли, государства, соборов, земства и земщины, заявили о богатстве ее внутреннего содержания и о мысли лежащей в ее развитии».
Здесь уместно будет заметить, что учителем братьев Аксаковых был карпато-росский мыслитель Ю.И. Венелин, один из деятелей славянского возрождения, спасавшийся в России от преследования австрийских властей.
Н.Я. Данилевский в своей выдающейся книге «Россия и Европа» писал: «Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства место в истории, как став главою особой самостоятельной политической системы государств и служа противовесом Европе во всей ее общности и целости. Вот выгоды, польза, смысл Всеславянского союза по отношению к России». Необходимость такого союза для нашей родины он подтверждал следующим соображением: «как не велика и не могущественна Россия, она все еще слишком слаба. Ей необходимо уменьшить силы враждебной стороны, выделив из числа врагов тех, которые могут быть ее врагами только поневоле, и переведя их на свою сторону как друзей».
Вот вам и ответ – зачем нам нужна идея славянского единства. Его слова как никогда актуальны сейчас.
Кстати говоря, идеи славянофилов были воплощены в жизнь через 100 лет. По результатам победы в Великой Отечественной войне было создано содружество славянских государств, с добавлением Венгрии (созданной на славянской земле), Восточной Германии (с онемеченными славянами) и Румынии. Однако общим для этих стран считалось не национальная, а социалистическая идея. Враги назвали это объединение «социалистическим лагерем». По аналогии с концентрационными лагерями. Мы проглотили эту наживку. Просвещенные западными идеями идеологи и политики развалили сначала социалистический лагерь, а потом и Советский Союз.
Тогда же в общественном мнении утвердилась мысль, что славянофильство бесполезно и ведет к растрате сил. В пример приводят болгар, которых мы освободили от османского ига, а они выступали против нас в двух мировых войнах, а также словаков и хорватов, которые воевали в составе германского рейха, поляков с их русофобией. Но мы же не кисейные барышни, которые обиженно надувают губы и отворачиваются от неблагодарных «младших братьев». Нашим врагам этого только и надо. Они с радостью подхватывают «независимых» (от России) славян и ведут их под ручку прямо во вражеский лагерь. Предварительно «промыв» мозги неразборчивым, но «гордым» обывателям. И вот во вражеском строю мы видим тех, кто мог бы быть в наших боевых порядках.
Можно ли исправить положение? Можно. Но для этого надо отказаться от постулата, что мы не вмешиваемся в дела других государств. Если мы не помогаем нашим друзьям по ту сторону границы, то неизменно получаем враждебное отношение и даже враждебные действия. Надо научиться использовать собственную «мягкую силу» и воевать против враждебной антироссийской пропаганды. Пусть нас не смущают «врожденная» русофобия поляков, неблагодарность болгар и колебания сербов. Словаки, например, и без нашей активной помощи нашли в себе силы вырваться из цепких лап западных «гуманистов». Как только мы начнем работать с нашими друзьями и помогать им в борьбе за собственные национальные интересы, число наших сторонников станет неуклонно расти, а число врагов уменьшаться. Идея славянского единства нам в этом очень поможет. К слову сказать, эта идея поможет нам и в «неславянских» странах. Будем помнить, что в молдаванском этногенезе есть значительное славянское влияние, что Великое княжество Литовское сначала было православным и с государственным русским языком, что в истории Австрии был славянский анклав Каринтия, что Прибалтика в свое время была заселена балто-славянами, что Восточная Германия расположена на землях балтийских славян…
Пора действовать. В 1943 году все начиналось с митингов славян, затем последовали славянские съезды, а в результате мы создали славянское содружество. Сейчас это кажется нереальным, но бездействием мы увеличиваем вражеские ряды, а выверенными и настойчивыми действиями свои. Есть ради чего стараться.
Победы в сражениях за умы сохраняют жизни наших солдат и в конечном итоге приводят к нашей общей победе над осатаневшим Западом.
Владимир АНИЩЕНКОВ