Стало известно, что, якобы, на школу православного миссионера (ШПМ), основанную убиенным священником Даниилом Сысоевым, воздвигнуто настоящее гонение. «Гонителем», якобы, является достойнейший архиерей Русской Церкви епископ Евфимий (дай Бог ему здоровья). В защиту ШМП выступил один из ее преподавателей, Аркадий Маркович Малер (личность весьма сомнительная, кстати). Он пишет, в числе прочего:
«….третье заблуждение, искусственно раздуваемое противниками наследия отца Даниила Сысоева и наиболее цинично используемое в борьбе с нашей Школой: в ШПМ проповедуется антипатриотическое и антигосударственническое учение “уранополитизма”, настраивающее людей против любви к родной стране и лояльности своему государству. В интервью “Царьграду” епископ Евфимий говорит, что очень ценит “в отце Александре (Тимофееве – А.М.) этот искренний патриотический настрой, далёкий от сомнительных идей уранополитизма (псевдоправославного космополитизма)”».
Далее А. Малер утверждает, что а) в сысоевской школе не проповедуется уранополитизм и б) уранополитизм не есть антипатриотизм и космополитизм, а само слово «“уранополит” – древнее и использовалось Святыми Отцами» (https://vk.com/...36e7).
Т.е., по утверждению А. Малера, уранополитизм – никакой не космополитизм и не антипатриотизм. Что можно сказать по этому поводу? Уже отмечалось, что существуют два основных типа апологетов уранополитизма. Одни из них прямо заявляют, что патриотизм есть идолопоклонство, что он противоречит христианству. К этому типу относится убиенный о. Даниил Сысоев и его наиболее фанатичные, но честные последователи. Или циничные. А есть уранополиты, утверждающие, что в учении о. Даниила нет ничего нового, что оно не против патриотизма, и что оно соответствует евангельскому и святоотеческому учению о небесном гражданстве. Неизвестно, сознательно ли они лукавят, пытаясь избегнуть церковного осуждения, либо они просто закрывают глаза на явные антипатриотические идеи в учении о. Даниила Сысоева.
Да, слово «уранополит» (небесный гражданин) – не ново. Ново лишь антипатриотическое значение, которое вложил в него о. Даниил Сысоев, и вкладывают его последователи.
Неоднократно приводились цитаты о. Даниила Сысоева (со ссылками на его статьи), в которых он прямо заявлял о том, что патриотизм противоречит христианству. См., к примеру, статью: «Еще раз об антипатриотическом уранополитизме иерея Даниила Сысоева».
Священник Даниил заявлял, к примеру:
«Служение Родине, как это понимают патриоты – есть чистое идолопоклонство, служение твари вместо Творца» (Иерей Даниил Сысоев. Ответ Дмитрию Анатольевичу (но не Медведеву). https://pr-daniil.livejournal.com/57596.html )
Причем оговорок, что это не относится ко всем патриотам, а только к наиболее оголтелым из них, сделано не было. Или:
«...не заповеданный Богом патриотизм как служение стране не требуется христианину, вовсе не помогает ему идти к Богу, не учит любви ко всем людям безразлично какого государства они подданные. Напротив, эта идеология просто мешает человеку исполнять евангельские заповеди, она привязывает к тленной земле и заставляет забыть о небе. Еще раз повторюсь, что чувство, что место где ты родился тебе нравиться для спасения безразлично. Это просто дело вкуса. Но превращать вкусовые пристрастия в добродетель – это значит удалять себя от Бога небесного. Это иудеи ждали Мессию, который даст им царство земное, а потому и отвергли истинного Царя небесного. И Сам Христос запретил служить двум господам (Мф. 6, 24), и повелел сокровища собирать на небесах, чтобы там было наше сердце (Мф. 6,19-21)» (Иерей Даниил Сысоев. Патриотизм и христианство – внутреннее противоречие. https://pr-daniil.livejournal.com/52325.html. См. также: «Гражданин неба». Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», Москва, 2011, стр. 71-72).
И как после этого можно утверждать, что уранополитизм не есть антипатриотизм?
Насчет космотполитизма. Да, уранополитизм означает небесное гражданство. «Небесный гражданизм», если быть буквальным. Потому как слово «уранополит» действительно древнее, а уранополитизм – новое. И на самом деле, хотя идеология уранополитизма не является точной копией космополитической идеологии, все же в своем антипатриотизме они весьма схожи. Разница в том, что космополиты не признают национальных рамок, и на религиозные рамки, как я понимаю, им тоже наплевать. А вот уранополиты, отрицая рамки национальные, в плане веры занимают иную позицию. Вот цитата о. Даниила:
«Господь дал нам четкий критерий того, что для нас свой, – это свои по вере. Вот христиане для нас родные, вне зависимости от их цвета кожи и языка, на котором они говорят. А нехристиане для нас чужие…» (Иерей Даниил Сысоев. Жизнь в памяти смертной // http://pr-daniil.livejournal.com/55343.html )
Т.е. уранополитизм здесь уже оказывается схожим не с космополитизмом, а с его противоположностью – национализмом, причем крайним, нездоровым. Только на место национальности ставится христианство.
Еще раз заявляем – уранополитизм есть псевдохристианское лжеучение. В то, что в основанной о. Даниилом Сысоевым школе не проповедуется никакой уранополитизм, мы не верим абсолютно. Еще пусть скажут, что книгу о. Даниила Сысоева «Гражданин неба» они не рекомендуют учащимся.
3. кесарю кесарево
2.
1.
Ну раз автор кстати ввернул такую характеристику Малеру - "личность весьма сомнительная - я поинтересовался биографией Аркадия Марковича. В ней, среди прочего, указано:
С 2009 г. член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви.
С 2009 г. член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
В 2016-2019 гг. член экспертного центра «Всемирного Русского Народного Собора» (ВРНС).
C 2019 г. член коллегии рецензентов Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г.Москвы.
Хотелось бы узнать, какое положение в Церкви занимает Тимур Хамзатович, чтобы было понятно, стоит ли прислушиваться к его мнению.