И не рухнет дом

Литература и русская семья

Семья 
1 Михаил Соловьев 
203
Время на чтение 7 минут

 

Источник: газета Слово

Семья для русской литературы не просто тема. Это краеугольный камень, точка опоры, на которой держится всё самое спасительное. Порой даже кажется, что наша словесность созидалась ради того, чтобы сберечь хрупкий цветок семьи среди человеческих искушений, среди ветров истории, во всех испытаниях, что выпадали и выпадают нам на долю.

Уже в древнерусской литературе «мысль семейная» была одной из главных. «Повесть временных лет», начинающаяся с разделения земель между сыновьями Ноя, убеждает, что история нашего Отечества связана с историей библейской и кровное родство для неё так же священно, а его попрание — великий грех. Отмщение княгини Ольги за мужа, отцовские заветы князей сыновьям, братские междоусобицы и братская сплочённость — всё наделено священным смыслом.

Первые святые, просиявшие в русской земле, первые из русских, о ком написано житие, князья Борис и Глеб, тоже были братьями. Они приняли мученическую смерть от сводного брата Святополка, прозванного Окаянным за вероломство и братоубийство. Борис и Глеб в пору междоусобиц явили пример подлинной братской любви. Их мученичество свидетельствует о том, что если брат пошёл на брата, то это всегда каинов грех, умножение той страшной крови, которая первой пролилась в мироздании.

«Слово о полку Игореве» говорит, что единство русской земли без братского единения невозможно, что русская земля держится на родстве, на верности и любви, что русская земля непредставима без самоотверженного порыва Ярославны, которая готова зегзицею (кукушкой — Ред.) лететь на любые расстояния, ради того, чтобы омыть раны князя Игоря, утолить его страдания.

Через несколько веков в нашей культуре появляется «Домострой» —
книга о повседневном укладе семейной жизни, о неустанном труде семейного строительства, где важно всё: быт и бытие, молитва и ведение хозяйства, любовь и разумная строгость в воспитании детей. «Жить по «Домострою» — часто говорят теперь с пренебрежением о нормах, которые кажутся косными, отмершими, бессмысленными. «В «Домострое» муж подавляет жену» — скажут те, кто не читал «Домостроя». В действительности же там написано: «Если подарит кому-то Бог жену хорошую — дороже это камня многоценного…»; «Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, по колокольному звону встав и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве…».

Русская классическая литература, та, что стала нашим культурным кодом, та, чьи образы единят разные поколения, являет особую философию семьи. Мерилом каждого героя становится его отношение к ближним, через семью раскрывается подвижничество одних и порочность других. Оттого складывается даже особая типология персонажей.

Первый тип: те, кто в семье возрос и в семье укоренился. Таков аксаковский Серёжа Багров. Он всё воспринимает через семью: дом и природу, явь и сны, печаль и радость, жизнь и смерть. Отмоленный матерью в самом раннем младенчестве, спасённый материнской молитвой тогда, когда все уже отчаялись, он в какой-то неотмирной памяти хранит это спасение и так же горячо молится сам, когда заболевает мать. Для подобных литературных героев жизнь вне семьи немыслима, без семьи для них — мрак и погибель.

Второй тип: те, кто возрос в семье, но потом выпал из неё, как птенец из гнезда. Таков Обломов. Его, праздно лежащего на диване, прилагающего сверхусилие для всякого обыденного действия, преображает в читательских глазах дивный сон об Обломовке. Обломов подобен Адаму, изгнанному из Рая. Обломовка для него — идеал бытия, идеал домашней жизни, и он безутешно тоскует по этому потерянному Раю. Обломовка была тем благословенным местом, где никто не знал суеты, где счастье людям доставалось даром, только оттого, что оно с первого дня творения заложено в мир. Даже смерть в Обломовку приходила не от болезней и трагедий, а оттого, что люди просто избыли до конца свой земной век. И каждый, кто суетится перед глазами Обломова, постоянно куда-то спешит, подобного рая не знает. Человеческая душа гадательно ищет его, но если ищет она не потерянного, а неведомого, то обрести покой и умиротворение едва ли возможно.

Выпал из семьи и Раскольников. Герой страшный, создавший жуткую теорию «крови по совести», порывавшийся осчастливить весь мир, принеся в жертву всего лишь одного, ничтожнейшего, человека. Но в начале романа мы читаем, что на преступление его толкает не философия: она вторична, она, может быть, лишь попытка оправдания и себя, и той несправедливости, которую в мире никак не одолеть. Раскольников узнаёт, что из-за бедности его сестра собирается выйти замуж за недостойного человека, и да, через преступление, но брат идёт на братскую жертву. Для подобной жертвенности нужно зерно, нужен росток в душе. И такой росток у Раскольникова был: «Вспомни, милый, как ещё в детстве своём, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!» — пишет ему мать. Раскольников умрёт. Раскольников воскреснет. А чтобы воскреснуть, надо когда-то, прежде смерти, быть живым. Соня Мармеладова, без которой не произошло бы этого воскресения, идёт за Раскольниковым на каторгу, как в ту пору вслед за мужьями-каторжанами уходили жёны. Там, на каторге, Раскольникову привидится сон о моровой язве, которую в одиночку человеку не одолеть.

Третий тип: те, кто изначально были бессемейны, безродны и в итоге так и не обрели семьи. Как мало известно о родственных узах Онегина! В романе он даже не наделён отчеством. И лишь в начале упоминается дядя, смерть которого у главного героя не вызывает великой печали. И, кажется, всё складно: есть наследство, можно и дальше проводить дни в праздном удовольствии. Но жизнь посылает Онегину непреодолимое испытание: она требует от него опыта здоровых семейных отношений. Когда он оказывается в семействе Лариных, то не знает, как себя вести, выглядит в патриархальном доме посторонним, чужеродным. Его запоздалое осознание собственной любви, «Письмо Онегина к Татьяне», это попытка обрести подлинную жизнь. Но он так и остаётся одиночкой, остаётся без корней и без ветвей.

Ещё более одиноким, ещё более отчуждённым от всех выглядит Печорин. С каким трудом вспоминаются его имя и отчество! Он будто сам себя породил. Он будто стоит на вершине горы и с призрением смотрит на ничтожный мир, с которым не чувствует никакой связи. Он кажется себе абсолютной величиной, венцом творения, и такому семья не нужна. Но какая изнуряющая внутренняя тяжесть живёт в нём от этого возведённого в культ одиночества.

Четвёртый тип: те, кто в начале пути представляется чуждым всему семейному, но потом либо обретает семью, либо совершенно по-иному раскрывается в семье. Базаров — нигилист, циник, готовый отрицать и порицать всё. Любовь для него — «белиберда, непростительная дурь». В семье Кирсановых он ведёт себя с нарочитым вызовом, вызовом целому поколению, целому укладу. И кажется, что когда он приедет домой, то к собственным родителям будет относиться с таким же пренебрежением, будет смотреть на них так же свысока. Но прежде холодная, чёрствая натура в родительском доме оттаивает, умягчается. Былое отрицание и напористость кажутся наносными. Знаково и то, что врачебным делом Базаров занялся, пойдя по отцовским стопам. Как пронзителен эпизод, когда отец обрабатывает рану сына, осознавая, чем грозит она, полученная после вскрытия тифозного больного. Отец будто пытается предотвратить нечто большее, чем тиф, он будто старается залечить рану, нанесённую сыну нигилизмом и влекущую смерть души.

Каждый новый век рождает новых героев, и всякая типология оказывается тесна для живого творчества. Но русская литература неизменно мыслит категориями семьи: отцовство материнство, сыновство, дочерничество, братство разрастаются на всё бытие. Русский человек хочет быть в родстве со всем, что дорого и свято.

ХХ век, особенно после Великой Отечественной войны, с каким-то библейским плачем и одновременно с фольклорным первородством заговорил о матери-земле, о Родине-матери. И древняя Русь, и одический XVIII век встретились в этом слове, как в стихах поэта-фронтовика Сергея Наровчатова:

 

Я проходил, скрипя зубами, мимо

Сожжённых сел, казнённых городов,

По горестной, по русской,

по родимой,

Завещанной от дедов и отцов.

 

Запоминал над деревнями пламя,

И ветер, разносивший жаркий прах,

И девушек, библейскими гвоздями

Распятых на райкомовских дверях.

 

И воронье кружилось без боязни,

И коршун рвал добычу на глазах,

И метил все бесчинства и все казни

Паучий извивающийся знак.

 

В своей печали

древним песням равный,

Я сёла, словно летопись, листал

И в каждой бабе видел Ярославну,

Во всех ручьях Непрядву узнавал.

 

Крови своей,

своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

— Россия, мати!

Свете мой безмерный,

Которой местью

мстить мне за тебя?

 

В конце ХХ века, когда Родина-мать была оболгана и растерзана, у верных её сыновей родилось поэтическое слово, по своей духовной высоте сопоставимое с Евангельским словом, и чувство родства с Отечеством стало чувством религиозным. Николай Тряпкин в ту пору явил страшную надмирную зеркальность: если во время оно Мать взирала на распятого Сына, то теперь, через века, сын взирает на распятую Родину-мать.

Когда Он был,

распятый и оплёванный,

Уже воздет,

И над крестом горел исполосованный

Закатный свет, —

Народ притих

и шёл к своим привалищам —

За клином клин,

А Он кричал с высоко распялища —

Почти один.

Никто не знал,

что у того Подножия,

В грязи, в пыли,

Склонилась Мать,

родительница Божия —

Свеча земли.

Кому повем тот полустон

таинственный,

Кому повем?

«Прощаю всем,

о Сыне мой единственный,

Прощаю всем».

А Он кричал,

взывая к небу звездному —

К судьбе Своей.

И только Мать

глотала кровь железную

С Его гвоздей…

Промчались дни,

прошли тысячелетия,

В грязи, в пыли…

О Русь моя! Нетленное соцветие!

Свеча земли!

И тот же крест —

поруганный, оплёванный.

И столько лет!

А над крестом горит исполосованный

Закатный свет.

Всё тот же крест…

А ветерок порхающий —

Сюда, ко мне:

«Прости же всем,

о сыне мой страдающий:

Они во тьме!»

Гляжу на крест…

Да сгинь ты, тьма проклятая!

Умри, змея!..

О Русь моя!

Не ты ли там — распятая?

О Русь моя!..

Она молчит,

воззревши к небу звёздному

В страде своей.

И только сын

глотает кровь железную

С её гвоздей.

 

Что же делать нам нынешним? Как сохранять свой род? Как крепить родство с ближним, с историей, с Родиной, с земным и небесным? Как часто можно увидеть теперь человека, воспитанного в семье, заставшего своих дедов и прадедов, и отчего-то вдруг оказавшего одиночкой, утратившего и память, и волю к будущему. Как избежать подобного удела? Как не оказаться брошенным посреди житейского моря? Как уберечься от безродности?

Спасительный ответ даёт Арсений Тарковский: «Живите в доме — и не рухнет дом». Вот завет созидания семейного пространства и семейного времени. Новый век ждёт от нас домостроительства. Ждёт, чтобы в каждом нашем доме было место сроднику и другу, предку и потомку, Родине и слову, душе и духу.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1.

...«Живите в доме — и не рухнет дом». Вот завет созидания семейного пространства...
Да. Это необходимое условие и первоочередное, но недостаточное.
В исторически-матриархальных народах тоже есть 'семьи', но выглядят они специфически. Чем от них отличаются традиционные семьи?
Отец (семья отца) имеет преимущественное право в семье распоряжения детьми, имуществом, определением долей наследства, как в браке, так и в случае развода. Однако, это законодательно запрещено сейчас в странах постСНГ и Запада, в отличии от остальных современных цивилизованных стран мира. Нет прав у отца - нет нормальных семей с родным отцом. Что и наблюдаем сейчас в Европе.
Средняя продолжительность “жизни” полной семьи с детьми и родными родителями в странах Запада и постСНГ упала уже до 4-7 лет, и продолжает снижаться с каждым годом. В итоге, на сегодняшний день в мире сложилась весьма разнополярная ситуация:
В странах постСНГ и Запада - уже почти 100% детей проходят через развод родителей или не знают своего биологического отца.
В современных традиционно-консервативных странах, дети принадлежат семье отца (Ю.Корея, Тайвань, Малайзия, Китай, Вьетнам, ...) - почти 0% детей проходят через развод родителей (статистика https://rutube.ru/video/a09a6b8e424682d4c1c225768b32394d/ ).
Нет преимущественного родительского права семьи отца на детей рожденных в браке, в том числе в случае развода - нет нормальных полных семей с детьми и родными родителями. Всё просто.
Тов Зеленый / 18.08.2024, 09:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Кильдяшов
«Опомнись, наконец, славянский брат»
Развлекательное шоу там, где с икон и фресок со скорбью взирают на происходящее Киево-Печерские святые
18.12.2024
Всё наше общество нуждается в оценке по поведению
О трудностях возвращения в школу оценок по поведению
12.12.2024
«Пушкин умножает мощь русского оружия»
В болезненном мороке и оголтелой злобе на Украине вновь снесли памятник поэту
27.11.2024
Наступила эпоха жертвенного отношения к счастью
О счастье для русского человека в свете тематического опроса ВЦИОМ
20.11.2024
Умом громам повелеваю
Онтологическая сущность критики
15.11.2024
Все статьи Михаил Кильдяшов
Семья
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Симферопольской и Крымской епархии завершен региональный этап Рождественских чтений
20.12.2024
«Русские моряки первое, что сделали – пропели "Отче наш"»
На Сахалине успешно реализуется совместный проект епархии и Общества «Знание»
19.12.2024
Общественные лидеры обсудили итоги своей деятельности за год и наметили новые планы
10 декабря 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественный совет при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка, которое провела Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова. В заседании также приняла участие член Общественного совета, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
19.12.2024
«Мы можем и должны остановить своё вымирание»
Пора осознать тот факт, что Россия – вымирающая страна
18.12.2024
Если России не будет – на Земле будет ад
В Москве состоялся круглый стол, посвящённый актуальности наследия русской мысли Московской Руси
18.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Игорь Ал
20.12.2024 16:46
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
20.12.2024 16:02
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
20.12.2024 15:46
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
20.12.2024 15:43
И вновь о памятнике Сталину на Ставрополье…
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.12.2024 14:31
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Виктор Фролов
20.12.2024 14:18
Россия стояла близко к той грани, когда пошло
Новый комментарий от Бузина Олесь
20.12.2024 13:31