Интервью с Е.С.Янькиной – руководителем отдела психологического консультирования ЦЗМ «Покров», клиническим и перинатальным психологом, мамой семерых детей.
Елена Сергеевна, вернемся к вопросу медицинских вмешательств в роды, о которых вы начали говорить в прошлом интервью. Перечислите виды этих вмешательств, как они влияют на процесс родов?
«Слабость родовой деятельности»
– Роды без вмешательств – нормальный физиологический процесс. Но, к сожалению, на сегодняшний день это огромная редкость. Многие не осознают этого, хотя беременность и роды физиологичны и отточены эволюцией, вмешательства в них нарушают их естественный процесс и влекут за собой просто тотальные последствия, которые сказываются и на роженице, и на рождённых детях, на их привязанности и даже на их судьбе. Медицинские вмешательства – это прокол пузыря, окситоциновая капельница, анестезия, рассечение промежности, раннее пересечение пуповины, использование щипцов, давление на живот, антибактериальная терапия малыша.
Процент кесаревых сечений в России стремится уже к 30-40, хотя ВОЗ говорит, что все, что выше 10-15 процентов – уже не норма, и если такой огромный процент кесаревых сечений, то такие вмешательства уже уносят жизни, а не спасают.
В предыдущем интервью мы коснулись несколько аспектов, противоречащих нормальным физиологическим родам. Повторюсь, современное родовое помещение похоже на палату интенсивной терапии с её аппаратурой, ярким светом, неизвестными, равнодушными специалистами, которые вносят дополнительный дискомфорт в состояние роженицы. Такая обстановка уже вызывает страх. Отсутствие приглушённого света – это тоже отточенный эволюцией процесс: любое млекопитающее, когда рожает, уходит туда, где его не видно, где темно, спокойно, тихо.
Коснусь следующего аспекта – это временные рамки. Есть такое понятие – «слабость родовой деятельности». Чаще всего эту слабость стараются диагностировать после попытки втиснуть во временные рамки различных этапов родов. Эти протоколы базируются на так называемой «кривой Фридмана», которая говорит о том, что шейка матки должна раскрываться примерно на 1 сантиметр в час. Активные роды, по современным данным – это примерное раскрытие 6 сантиметров. Раньше считалось нормой раскрытия – 4 сантиметра. Тем не менее, той же самой ВОЗ было установлено, что шейка матки может в начале родов открываться с какой-то периодичностью, а в какое-то время она может не открываться вообще. И это будет индивидуальной нормой рожающей женщины.
А представьте, что женщина попадает в какой-либо старорежимный роддом, где считается, что с 4-х сантиметров раскрытия уже идут активные роды. И вот медработники отмечают, что уже час ничего не происходит, раскрытия нет. В таком случае женщине предложат медицинские вмешательства, типа прокола пузыря, обязательно поставят окситоциновую капельницу, хотя она абсолютно в этом не нуждалась. И всё это может закончиться кесаревым сечением, что и происходит в 50 % случаев после таких вмешательств, так как был сбит естественный процесс родов.
Если процесс родов не соответствует установленным протоколами временным рамкам, и у женщины, например, отошли воды, то часто она может услышать такие фразы: «Уже много времени прошло, ребёнок без вод, ты не думаешь о ребёнке, он задохнётся, ему плохо» … Естественно, в подобной ситуации женщина согласится на все предложенные ей процедуры.
Риски окситоцина
Слово «окситоцин», мне кажется, знают все женщины. Настолько часто это слово звучит в роддомах.
– Окситоцин, это очень важный природный гормон. Его выброс в родах заставляет женщину буквально слиться со своим ребёночком через биологическую координацию и поведение. Синтетический же окситоцин делает окситоциновые рецепторы менее чувствительными, что препятствует становлению привязанности и грудного вскармливания. Кроме того, он усиливает схватки, они становятся очень болезненными и продолжительными, тогда как при естественном выделении окситоцина боль нарастает постепенно и переносится лучше.
Синтетический окситоцин также повышает риск послеродового кровотечения в отличие от родного маминого окситоцина, которой является многофункциональным, и никогда не вырабатывается один: вместе с ним вырабатывается ещё несколько гормонов. Поскольку такой окситоцин ускоряет роды, ребёнок подвергается дополнительному стрессу из-за низкого притока крови к плаценте и замедленного сердцебиения плода. И это влияет даже на окситоциновую систему самого ребенка. Схватки становятся болезненными, чувствительными, часто женщина начинает плакать, кричать от того, что ей больно. Поэтому достаточно часто предлагают различные виды анестезии, в том числе эпидуральную, которая в свою очередь тоже наносит вред здоровью женщине и ребёнку.
Боль естественна и необходима
Но бояться боли при родах, наверное, естественно для любой женщины…
– Современная система родовспоможения ориентирования только на помощь женщине, чтобы минимизировать боль при родах. А ведь физическая боль естественна и очень нужна. Она погружает женщину в изменённое состояние сознания, и здесь необходима та эмоциональная поддержка, о которой я уже говорила. При естественных родах появляется у женщины так называемый «туман», это измененное состояние сознания, его называют ещё «детским мозгом». Он перепрограммирует мозг матери на то, чтобы у неё была прочная связь со своим ребёнком. Кстати, известный нам Дональд Винникотт называл это состояние первичной материнской вовлечённостью. Оно возникает в конце беременности и длится несколько недель после родов и помогает матери в том, чтобы у неё возрастала чувствительность к ребёнку, к его потребностям. При эпидуральной анестезии женщина остается в сознании, она может в это время звонить кому-то, разговаривать, смотреть фильмы. Но какой ценой это даётся!
Если исключить родовую боль, то мы вмешиваемся в природную цепочку родовых процессов. Боль запускает важные гормональные процессы, которые обеспечивают нормальное течение родов. Боль приводит к выработке нужного и своевременного количества гормонов, называемых бета-эндорфинами. Они необходимы для того, чтобы роды были мягкими, нетравматичными. Не стоит забывать, что роды – это переход в новое состояние. Женщина становится матерью, и родовая боль нужна в первую очередь для состояния отстраненности от всего, поэтому любые вмешательства будут мешать этому. Нельзя стимулировать неокортекс, в родах просыпается наш инстинктивный мозг, его древние отделы и структуры. Женщина входит в изменённое состояние сознания, это помогает ей быть на одной волне с ребёнком. Плацента тоже вырабатывает определённые гормоны, которые также обеспечивают это изменённое состояние.
Уровень боли родов часто связан с уровнем психологического комфорта. Если роды проходит при благоприятных условиях, боли у женщины не такие сильные. Если у женщины присутствует психологический дискомфорт, если ей страшно и одиноко, если она рожает в «палате интенсивной терапии», тогда она будто испытывать сильные боли. И часто в таких ситуациях она просит анестезию.
Материнский инстинкт может не сработать
Каковы последствия введения эпидуральной анестезии?
– Современная медицина располагает достаточно большим арсеналом обезболивающих средств и один из самых известных – это эпидуральная анестезия. Препараты, входящие в этот состав, угнетают выработку бета-эндорфинов, которые как раз помогают бороться с болью и не препятствуют переходу в изменённое состояние сознания, необходимое для лёгких родов.
Но раз женщина боль не чувствует, то эти вещества не вырабатываются, и тогда, что самое опасное, малыш будет в полной мере принимать эти болевые ощущения на себя!
Эпидуральная анестезия превращает женщину из активной участницы родов в пассивную пациентку. С этого момента, как только ей поставили анестезию, её свобода в родах существенно ограничена. Ей нельзя вставать, она всегда под контролем мониторов, такая женщина не будет чувствовать потуги, следовательно, очень высока вероятность наложения щипцов, из-за чего ребёнок может пострадать очень сильно. Повторюсь, природа позаботилась и снабдила женщину естественным обезболивающим средством – эндорфинами. И механизм выработки этих гормонов напрямую зависит от общего эмоционального состояние женщины. Чувство беспокойства, тревоги, страха, которые испытывает женщина подавляет выработку эндорфинов, И наоборот, если она чувствует себя защищённой расслабленной, рядом с ней находятся люди, которым она доверяет, то их выработка только усиливается.
При обезболивании женщина теряет контакт с малышом. Исследования на животных показали, что дефицит норадреналина в поздней стадии родов, а эпидуральная анестезия не позволяет ему вырабатываться, подавляет материнский инстинкт. Об этих исследованиях можно прочитать в книге Мишеля Одена «Научное познания любви». Эпидуральная анестезия препятствует также выработке достаточного количества природного окситоцина, блокирует нервные окончания влагалища. У женщины, которые рожали с обезболиванием, отмечена более частая послеродовая депрессия.
При эпидуральной анестезия «туман», необходимый для перехода в другое состояние сознания, рассеивается. У роженицы нарушается связь с телом, с её инстинктивным поведением и, таким образом, это всё приводит к тому, о чём я говорила ранее. Когда такие женщины родят, от них достаточно часто можно услышать подобные слова: «Нет такого понятия, как материнский инстинкт». Если её поспрашивать, при каких условиях она рожала, то, скорее всего, она ответит, что с анестезией. Да, действительно, если ее обезболили, то все заложенные природой процессы и сам материнский инстинкт будут отсутствовать. Или это будет присутствовать в очень слабой степени.
Кроме психологической поддержки, существуют безвредные виды обезболивания?
– Погружение в воду – один из самых главных способов работы с болью. Вода дает большую свободу движений, помогает чувствовать себя защищенным, ну и, конечно, дыхательные техники тоже отлично помогают снизить боль. Есть древний способ обезболивания – это ароматерапия, аромомассаж, аромокомпрессы, аромалампы.
Извращенное ожидание болезненных родов предполагает, что многие женщины будут захвачены врасплох болью, которая вполне переносима. Хотя в другой ситуации они бы справились вообще без проблем. Женщины могут работать с функциональной болью в родах, если будут соблюдены все условия для естественных родов.
Роды – это эмоциональный опыт
– Я уверена, что травматизм в родах связан с акушерским насилием, так работает наша сегодняшняя система родовспоможения. Как следствие, возникает ещё одна тема, которую замалчивают, избегают – это тема психического здоровья.
Наша система родовспоможения отрицательно влияет на материнство. Всё больше факторов, подтверждающих симптомы депрессии, и это связано с тем, как женщина рожала. Есть исследования, которые показывают, что использование эпидуральной анестезии никак не ассоциируются с опытом в родах. Казалось бы, ну убрали у женщины боль, но у неё не остается в голове позитивного опыта в родах. Почему? Потому что роды – это эмоциональный опыт. Какие бы они ни были, рожая, у женщины всплывают и прошлое, и настоящее, и мечты о будущем. У многих появляются эмоции, которые обнажают их слабые места. У кого-то отзовутся прошлые глубокие травмы. Но когда мы сводим наше понимание только к физической боли, мы оставляем женщину без той поддержки, которую ей должна была оказать хорошо знающая её акушерка или доула. Именно она поможет познать и сгладить наши психологические проблемы. Именно эта поддержка исцеляет и глубокие эмоциональные травмы. Роды дарят исцеление. Та, женщина, которая росла без матери, у которой не было материнской поддержки, пройдя естественный путь в родах, исцеляется. Отсутствие поддержки очень часто связано с послеродовой депрессией. По некоторым данным, почти 32 процента женщин страдают послеродовой депрессией. И вот теперь понятно, почему сегодня ведется такая огромная работа различными специалистами – психологами, психотерапевтами, психиатрами – по восстановлению гормональных механизмов привязанностей, которые разрушаются с применением этих вмешательств.
Если мы не признаем эмоции, вызванные родами, не будем работать с ними во время беременности и во время самих родов, то они никуда не денутся, их точно не уберет эпидуральная анестезия. Когда же поработали с эмоциями, когда женщину окружают люди, которым она доверяет, такая поддержка дарит ей силу исцеления. И женщина с достоинством проходит эту инициацию.
Итак, подытожим, от чего на самом деле зависят благополучные роды? Это зависит от её окружения, от того, насколько она чувствует себя в безопасности, от того, в каких условиях она рожает, доверяет ли своему телу, в контакте ли она с ребенком, соблюдается ли правило «Трех Т», есть ли у неё страхи. При страхах выделяется гормон адреналин, который является антагонистом окситоцина. Удалось ли женщине уйти в измененное состояние сознания, в этот туман, потому неокортекс (самая большая часть коры головного мозга, которая отвечает за высшие когнитивные функции, такие как мышление, восприятие, речь…) мешает естественным родам. В родах задействованы наше бессознательное, природа, животное составляющее. При медицинских вмешательствах у женщины может не сработать природный материнский инстинкт. Об этом обязательно нужно помнить женщине в родах.
Продолжение следует.
Татьяна Симонова
1.
Да, у меня низкий болевой порог. И я знаю, что есть люди, которые вообще практически ничего не чувствуют. Дефетивная генетика? Возможно. Я не хочу такую, но куда ж денешься. Всю жизнь дико боялась пыток, даже когда читаешь о них
Я бы на курсах тупо учила терпеть болевые ощущения, вот как Владимир Грубник, который в подполье против СБУ работал.
Не верю, что "боль полезна", да не полезна она, она нейтральна, все выработанные навыки очень быстро уходят. Если только как обезбол для ребенка, тогда да. Но из-за этого боишься ещё раз туда идти.
Про "от этого появится материнский инстинкт" - не верю, с ним рождаются, он виден в детях, которые ухаживают за своими игрушками и животными (или, наоборот, пинают их).
Вот абстрактно, наверное, с болью - так естественней, а лично для себя - я хотела бы нефопам!!! (Новое какое-то средство, не наркотическое и без привыкания)