Святая праведная княгиня София Слуцкая. https://www.websmi.by/2020/07/svyataya-knyaginya-slutskoj-zemli/
В современной Белоруссии интерес к жизненным перипетиям Софии Олелькович (1.05.1586‒9.03.1612) ‒ богатой наследницы из княжеской фамилии князей Слуцких ‒ в значительной мере объясняется нешуточными спорами вокруг ее имени. Православная Церковь в Белоруссии чтит Софию Слуцкую как человека праведной жизни, покровительницу семьи и помощницу в родах. И вдруг одна из сотрудниц Белорусской Академии Наук, Анастасия Скепьян, выступает с утверждением, что София вообще-то была католичкой, а её культ был искусственно создан на волне «русификации» во второй половине XIX в. В печати появились соответствующие исторические свидетельства, в том числе, исходящие из уст самой Софии Слуцкой. Были сделаны намеки на обстоятельства её семейной жизни совсем уже деликатного свойства, что она чуть ли не изменяла своему мужу. Одни словом, «доброжелатели» Православной Церкви в Белоруссии не без сарказма заявили об эдакой «сенсации».
К сожалению, в настоящее время при обращении с историческими материалами зачастую игнорируется один из базовых принципов исторической науки ‒ историзм. Он предполагает, что рассмотрение исторических фактов должно производиться согласно понятиям исследуемой эпохи, а не имеющихся современных вкусов и пристрастий. Перенос в прошлое собственных взглядов и представлений ‒ очень распространённая ошибка, именуемая предвзятостью.
При знакомстве с фактами биографии Софии Слуцкой обращают на себя внимание два обстоятельства: София фактически осталась сиротой и при этом была наследницей обширных владений своего рода. Её отец, слуцкий князь Юрий III, прожил после рождения дочери всего пять дней, а мать Барбара Кишка вышла замуж вторично, поэтому осиротевшая София рано была передана на воспитание своим дальним родственникам ‒ Юрию, а затем Иерониму Ходкевичам. Теперь судьба юной княжны оказалась в руках людей, которые руководствовались больше корыстью, чем сердечными родственными чувствами. Ходкевичи должны были распорядиться судьбой Софии по обычаям своего времени: подыскать для неё выгодную партию. При этом выгода была вполне материальная для них самих. Ведь интерес к слуцкой княжне проявил богатый правитель соседних со Слуцком земель литовский магнат Криштоф Радзивилл. У последнего был сын Януш, для которого отец также подыскивал выгодную партию. Богатство, измеряемое земельными владениями, обеспечивало тогда не только экономическую силу, но и влияние при дворе. Радзивиллы преуспели в этом отношении: представители этого рода занимали самые видные должности в Великом княжестве Литовском и сидели на первых местах в сенате Речи Посполитой.
Софья Олелька-Радзивилл. Портрет неизвестного художника XVI в. https://www.websmi.by/2020/07/svyataya-knyaginya-slutskoj-zemli/
Юрий Ходкевич заключил с Криштофом Радзивиллом договор, что София выйдет замуж за Януша по достижении совершеннолетия, если это не будет противно её воле. Соответственно, имения слуцких князей, временно находившиеся в управлении Ходкевичей, перейдут затем к Янушу Радзивиллу. Не вдаваясь в дальнейшие подробности семейных взаимоотношений, необходимо отметимть, что второй опекун Софии Иероним Ходкевич рассорился с Криштофом Радзивиллом и попытался разорвать договор. Это чуть не привело к вооружённому конфликту между группировками Радзивллов и Ходкевичей в Вильне, столичном городе Великого княжества. Сам король Сигизмунд III пытался урезонить враждующие стороны. Наконец, соглашение было всё-таки достигнуто, когда Ходкевич уступил настойчивости Криштофа Радзивилла.
Законную силу заключению брака тогда придавал церковный акт венчания. Другой формы регистрации рождения или брака тогда не существовало. Совершенные по церковным правилам крещение или венчание признавались законными в гражданской сфере и имели законную силу в вопросах наследования. Если же существовала конфессиональная разница между женихом и невестой, то это становилось препятствием для заключения брака. Януш Радзивилл был кальвинистом (протестантом) как и его отец, а София получила воспитание в католической семье, вероятно, даже принимала причастие в костёле. Поэтому возникал вопрос о церковной форме заключения брака. В начале 1600 г., когда конфликт между Ходкевичами и Радзивллами был в самом разгаре, София перед свидетелями сделала заявление, что она принадлежит вере католической и не будет выходить за Януша из-за разницы в вере.
Однако летом 1600 г. обстоятельства изменились и стороны пошли на соглашение. Теперь ни степень родства в четвёртом колене, ни различие вероисповеданий, ни нежелание самой княжны уже не считались препятствиями для брака. Очевидно, что Ходкевичи вполне распоряжались волей и словом своей подопечной, смотря по обстоятельствам. Криштоф Радзивилл давал гарантии за сына, что тот примет во внимание разницу в вере со своей невестой и не будет стеснять ее в вероисповедании или принуждать к выходу из него. В частности, княжна будет вольна иметь при себе «священника согласно веры своей римской», другим духовным при костелах римских и церквях русских никаких препятствий чиниться не будет, реформатские же кирхи («сборы») Януш не будет умножать в Слуцком княжестве. Очевидно, что Ходкевичи старались не допустить, чтобы их подопечная, вступая в брак с кальвинистом, переменила веру. Согласно окончательному соглашению, венчание должно было совершиться 15 октября 1600 г. в брестском замке «ксендзом религии римской», которого возьмет с собой Януш Радзивилл. Понятно, что Ходкевичи, будучи католиками, воспитали Софию Слуцкую в католической вере и поэтому старались узаконить брак по правилам Католической Церкви.
Поскольку Януш Радзивилл был протестантского вероисповедания, на совершение венчания требовалось особое разрешение римского папы (диспенсация). Условием для его получения являлось обещание некатолической стороны не стеснять в вере католическую сторону и не препятствовать крещению и воспитанию будущих детей в католичестве. Сам акт должен был совершаться в присутствии католического священника без служения мессы. Священник при свидетелях спрашивал о согласии брачующихся и объявлял брак состоявшимся. Инициативу в решении всех этих вопросов взяла на себя сторона жениха. Расчет был на помощь родственника, кардинала Юрия Радзивилла, епископа Краковского, и его связи в Риме. Были подготовлены несколько вариантов обращения Януша к папе, в одном из которых он даже рекомендовался «принимающим католическую веру». Но Юрий Радзивилл скоро умер в Риме, не успев окончить дела, соответственно, разрешение на брак так и не было выдано.
Тем не менее, Радзивиллы не были намерены отказываться от своих планов. Они подкупили какого-то католического священника, который согласился совершить церемонию не в храме, а, вероятно, в резиденции воеводы Криштофа Зеновича. Таким образом, брак был совершен в обход действовавших церковных законов, но даже такие союзы, согласно католическому каноническому праву, не рекомендовалось расторгать.
Вступив в замужество, молодая княжна вышла, наконец, из-под опеки католиков Ходкевичей. Естественно ожидать, что, будучи самостоятельной, она будет принимать решения уже не под влиянием опекунов, но в соответствии со своими внутренними убеждениями. Из этого открывается её настоящая конфессиональная принадлежность.
Первым делом София передала права на Слуцкое княжество своему мужу Янушу Радзивиллу, поэтому все бумаги по управлению имениями подписывал либо ее муж, либо они вдвоем. Что же касается Радзивилла, то он не только был кальвинистом по вероисповеданию, но и сторонником союза православных и протестантов против навязываемой тогда церковной унии, продолжал в этом отношении линию своего отца Криштофа. Если бы София была ревностной католичкой, то она бы защищала унию в Слуцке. Но княжна повела себя совершенно наоборот. Её бывший опекун Иероним Ходкевич в 1599 г. передал Троицкий слуцкий монастырь в ведение униатскому митрополиту Ипатию Потею. Но прошел год, и Потей уже жаловался, что Януш выгнал из монастыря униатского наместника и передал его православным под влиянием своей жены Софии. С этого времени уния в Слуцке исчезает, и город становится настоящим оплотом православной веры.
Важным шагом к утверждению Православия в Слуцке было восстановление Преображенского братства, основанного ещё отцом Софии Юрием III. В 1606 г. Януш Радзивилл подтвердил, что Преображенская церковь принадлежит братству. Закрепление юридических прав позволило ему укрепляться в дальнейшем. Хотя имя Софии в документах по этому делу не упоминается, можно с уверенностью полагать, что поддержка православным братчикам оказывалась с её участием. Не известны аналогичные примеры заботы Софии о католической вере.
Частые отлучки мужа, слабое здоровье и две неудачные беременности, как это часто случается, способствовали росту религиозного настроения слуцкой княжны. Отметить это важно потому, что в великосветских кругах ходили ложные слухи о неверности Софии Олелькович своему мужу. Наоборот, религиозное утешение помогло ей преодолеть все личные скорби. Не случайно на ее гробе впоследствии будет написано «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Повсюду в городе она видела православные храмы, которые строили и украшали её предки Олельковичи. Местное духовенство наверняка не преминуло напомнить ей об этом. По примеру своих предков София решила принести собственноручное пожертвование на церковь. Согласно местному преданию, она вышила священническое облачение, которое находилось в Свято-Троицком слуцком монастыре. Поэтому можно с уверенностью заключить, что, проживая в Слуцке, княгиня склонилась к Православию (тем более что при рождении она, скорее всего, получила именно православное крещение, как это было принято в семье Олельковичей).
9 марта 1612 г. София скончалась при третьих родах. Дочь Екатерина пережила свою мать всего на шестнадцать часов. Католическое духовенство устранилось от участия в погребении Софии, что было неестественно, если бы она являлась католичкой. Наоборот, покойная княгиня, по свидетельству поэта Радзивиллов Соломна Рысинского, завещала похоронить себя в православном монастыре, что и было исполнено. С того времени ведет своё начало устойчивая местная традиция почитать её как человека праведной жизни, что послужило основанием для последующего прославления Софии Слуцкой в лике святых Православной Церкви. Её останки считаются святыми мощами и хранятся в настоящее время в минском православном Свято-Духовом соборе.
В биографии Софии Слуцкой представляют интерес не просто жизненные перипетии отдельно взятой личности. Важнее другое, то, что на примере Софии Слуцкой можно увидеть угасание старой удельной русской знати в Речи Посполитой явление, набравшее силу во второй половине XVI в. Одна за другой пресекаются фамилии князей Кобринских, Кориатовичей, Гольшанских, Острожских, Лукомских. Смерть, конечно, есть вполне естественная причина, от которой может прекратиться любой род. Но в то время были и иные сопутствующие причины: браки между близкими родственниками, порождающие болезни; разная вера супругов, разделяющая нередко детей и родителей; интересы наследования, договора, которые не учитывали заключение брака на основе взаимности чувств. Такие браки имели одну выраженную тенденцию: православная знать переходила в католичество, ополячивалась либо, угасала и пресекалась. Совершалась этническая и культурная ассимиляция западнорусской знати в Речи Посполитой. Для Софии Слуцкой этот процесс имел тяжёлые личные последствия, а для белорусского народа, который оказался в крепостной зависимости от ополячившихся господ, ‒ последствия трагические.