Памятник жертвам лагеря Ядовно. https://www.rts.rs/radio/radio-beograd-1/4420019/jadovno---stradanje-zlocini-i-secanje.html
В последнее время в ряде европейских держав, например, в прибалтийских странах, на Украине и др. наблюдается процесс оправдания нацизма. Но особенно ярко это проявляется в Хорватии – стране, неоусташское руководство которой начиная с Хорватского демократического союза и его лидера Франьо Туджмана открыто подтверждало связь самостоятельной Республики Хорватия с Независимым Государством Хорватия (НГХ, 1941-1945). Последующая правящая гарнитура от Туджмана не отставала, сейчас в Хорватии вычищаются последние следы пребывания сербов на этой земле, число их не превышает статистическую погрешность, и то это в основном пожилые люди, желающие провести оставшиеся годы у очагов предков. А Хорватия по-прежнему легитимизует нацистское прошлое и настоящее посредством учебников, научной, публицистической литературы и пропаганды, цементируя культурно-политическую модель государственности, основанной на геноциде.
Когда речь заходит о хорватском нацизме периода Второй мировой войны, то как правило, его самым ярким символом считается система концентрационных лагерей (точнее, лагерей смерти) Ясеновац. Однако Ясеновац – лишь одно из средоточий усташских массовых преступлений. Печальная и устрашающая истина заключается в том, что подобными местами было пронизано все т.н. Независимое Государство Хорватия.
Следующая не менее обескураживающая истина заключается в том, что, как мы многократно отмечали в статьях, опубликованных на сайте «Наука. Вера. Культура», усташское нацистское государство не являлось ни случайным, ни единственным проявлением хорватской политики, как в виде светских движений (самой массовой в межвоенный период Крестьянской партии Степана Радича и сменившего его Влатко Мачека), так и ее клерикального крыла начиная от Джаковского архиепископа Й.Ю.Штроссмайера, Боснийского архиепископа и праваша-клерикала Й.Штадлера и его наследника, также праваша-клерикала И.Шарича и, наконец, Загребского архиепископа А.Степинца. Особым, третьим направлением, является «отец хорватской нации» расист и сербофоб в патологической степени Анте Старчевич и созданная им Партия права (праваши). Старчевичу наследовал Й.Франк, создавший Чистую партию права (франковцы). Праваши и франковцы стали инициаторами сербских погромов в 1895 г. в Загребе, в 1899, 1902 и 1914 гг. в Боснии и Герцеговине и других регионах двойной монархии, а в 1905 г. создали план этнической чистки этих территорий от сербов, который поддержало австро-венгерское командование. Из партии права – самых экстремистских франковских рядов – вышел Анте Павелич, основавший усташское движение и ставший фюрером (поглавником) НГХ.
История ясно доказывает: это проект геноцида, в котором, несмотря на различия, неразделимым образом переплелись все три указанные ветви хорватской политики. Неразрывное единство правашей-франковцев и усташей оформили современный хорватский национализм, нашедший практическое выражение в период Второй мировой войны и создавший государство, реализовавшее теоретическое наследие Старчевича. Реализация носила характер тотальной операции по истреблению православных сербов, а также евреев и цыган, оказавшихся на территории НГХ. Два главных тезиса определяли идеологическое обоснование усташей, перенятое у Старчевича: во-первых, хорваты – не славяне, их основным историческим врагом как раз являются славяне, панславянские движения и, в первую очередь, сербы. Во-вторых, базовым компонентом всех хорватских движений и партий, независимо от идейной окраски, являлось убеждение в непреодолимом культурном превосходстве «просвещенных католиков» перед «отсталыми схизматиками», что оформилось в доктрину усташского христианства – «мрачное средневековое восприятие христианства, фанатичную и кровавую расово-религиозную идеологию, которая на практике опиралась на полную поддержку Гитлера, косвенное соучастие Муссолини и молчаливое одобрение Ватикана»[1].
Перед началом Второй мировой войны в хорватском общественном дискурсе утрачивается даже видимость политических или научных дебатов, политическая жизнь предельно сузилась, нацелившись на мысль о невозможности совместного проживания с сербами, единственно мешающим хорватам-католикам осуществить свои многовековые мечты о «национальном освобождении». При этом любая правашско-усташская и современная неоусташская пропаганда «забывает» тот факт, что хорватская же аристократия буквально продала свою государственность Венгрии в 1102 г. и больше ее так и не смогла вернуть, кроме как кровью и неизмеримыми жертвами сербов в Первой мировой войне, создавших с хорватами единое государство и более чем благородно «вытащивших» хорватов из опасности расплачиваться со странами-победительницами.
После военного поражения и подписания акта о безоговорочной капитуляции (17 апреля 1941 г.) Югославия перестала существовать как государство. Большая часть Сербии стала германским протекторатом, а на территории Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины и части Далмации было образовано НГХ. Его западная часть находилась под итальянским контролем, а восточная – под немецким. Государство насчитывало примерно 6 млн человек, из которых 2 млн – православных сербов.
Пожалуй, одним из самых невероятных свидетельств являются слова главы Третьего рейха Адольфа Гитлера, который о хорватах отзывался как «не имеющих никаких понятий о государственности, и никогда не будут их иметь, поскольку за 500 лет им не удалось развиться в государство». Решение хорватского вопроса он видел в инкорпорировании хорватов в Третий рейх, при этом, в отличие от хорватов, за сербами он признавал «способность иметь и обеспечивать государство», хотя «они всегда будут отстаивать великосербскую идею, вследствие чего немцы остаются противниками Сербии», однако хорваты для него были «низшей расовой ценности, над которыми немцы призваны править»[2]. Гитлеру вторило Германское военное командование, представители которой отмечали, что «усташам никак не удается самим и без чьей либо помощи создать государство», «хорваты неспособны в своем государстве обеспечить порядок», у хорватских подразделений «слабая мораль и низкая боеспособность»[3]. Неудивительно, что и в духовной сфере усташам нужна была опора, что и подтвердил министр образования и веры НГХ Миле Будак в своем выступлении в Броде-на-Саве 15 июня 1941 г.: «Было необходимо создать усташскую организацию. И случилось то, что вы, вероятно, не поняли. В села и города прибывали разные усташи, которые как католические священники под мантиями носили все, что нужно и готовили народ. Мы расширяли усташскую ярость по всей Хорватии, и, когда пробил час, наши друзья немцы и итальянцы нашли нас не только готовыми, но уже почти освободившимися»[4].
Донесения с мест, которыми располагало югославское правительство, свидетельствовали о том что после создания Хорватской Бановины (1939) „Католическая церковь во всей Хорватской бановине очень сильна, одними методами она работает как в городах, так и селах“, она борется „против коммунистов и против попыток Мачека урезать ее огромную власть. Все указания исходят из Рима, они все полностью и последовательно исполняются. Епископы расширяют в народе Католическую акцию по максимуму, предписывают всем католикам объединяться вокруг хорватского митрополита Степинца и верно покориться своей матери Ватикану“[5]. Марк Аурелио Ривелли, автор знаменитой монографии «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-1945» (Москва, 2011) указывает на «трехсоставной мотор» в модели геноцида: католический священник, усташский боевик и нацистский солдат. Не лишним будет заметить, что сам Анте Павелич посещал францисканскую гимназию в Травнике, которая наряду с иезуитской гимназией в Широком Бреге (БиГ) „выпустили“ значительное число ключевых функционеров НГХ. Итак, весь спектр хорватской политики к апрелю 1941 г. свелся к комбинации геноцида с католицизацией.
Практически сразу после провозглашения создания НГХ (10 апреля 1941 г.) в деревнях в окрестностях г. Беловара усташи совместно с членами Хорватской крестьянской партии В. Мачека арестовали примерно 300 сербских крестьян и всех их убили в Гудоваце 28 апреля. Убийство в Гудоваце считается днем первой массовой резни сербов в НГХ. Боевые подразделения партии Мачека – Крестьянская и Гражданская защита – позволили усташам взять и удержаться у власти, изначально стали первой вооруженной силой НГХ, ликвидируя очаги сопротивления югославской армии. Подразделения Мачека также в первые турбулентные для НГХ дни служили надежной защитой и позволили, собственно, усташам перейти к массовому террору, а члены партии Мачека в большинстве своем заполнили сабор (парламент) Анте Павелича. Это также указывает на «культурологическую» преемственность хорватских партий независимо от публичных программ.
Затем усташи приступили к убийствам сербов по всей Бании, Кордуне, Лике, Боснийской Краине, Восточной Боснии, Герцеговине. Но для того, чтобы физически ликвидировать большую массу людей, их нужно где-то собрать – так появился план «сборочных центров», который включил г. Госпич, где крупная железнодорожная станция-развязка существовала еще со времен Австро-Венгрии. Оттуда арестованные сербы в транспортных вагонах (в которых забивали до 90 человек) без воды и пищи доставлялись в окрестности деревни Ядовно (горный массив Велебит), по имени которой получило название следующая особая система массового уничтожения – лагерь Ядовно. Об этом лагере известно очень мало, в частности, то, что предварительно усташи вдоль следования будущих колонн арестантов по бездорожью в несколько рядов протянули колючую проволоку. Известно также, что из этого лагеря практически никто не выжил.
Поясним подробнее, в чем заключалась особенность лагеря Ядовно. Горный массив Велебит (область Лика, историческая сербская Военная граница) был выбран в качестве будущего «вечного города» сербов еще в 1930-х годах, когда эксперты Загребского университета подсчитали, что в карстовых провалах может «разместиться» около миллиона сербов. Горный массив Велебит совершенно официально изучался членами спелеологической секции студенческого альпинистского общества, которым даже помогало Министерство обороны Югославии, которое хотело подробно изучить этот горный хребет на случай войны с Италией. Возглавлял эти «исследования» учитель Рудольф Руде-Ритц, о его задачах красноречиво говорит тот факт, что министр внутренних дел НГХ сразу после его провозглашения назначил его начальником фильтрационного лагеря Госпич. Ближайшим соратником Ритца был римо-католический священник Йосип-Йоле Бульянович (Josiop-Jole Buljanović), который после окончания войны начнет кампанию по прославлению преступников усташей как «антикоммунистических борцов-хорватов»[6]. В 1936 г. Анте Павелич еще из Италии приказал составить «списки приоритетов «для поездки в «воздушный санаторий Ядовно» сербов – государственных служащих, владельцев банков, заводов, магазинов и недвижимости[7].
Деревня Ядовно находилась в окрестностях г. Госпича. Лика была приграничной зоной с Италией, а г. Задар был центром итальянского управления в Далмации. Поэтому одна из первых региональных организаций террористов усташей была создана именно в Госпиче – с опорой на итальянскую администрацию в Задаре, но при прочных связях с «головной» загребской организацией, где доминировали личские усташи[8].
Продолжение следует…
[1] Берић Д. Хрватско праваштво и Срби. Нови Сад: Orpheus, 2005 (Нови Сад: Артпринт). Књ. 2. С. 517.
[2] Цит. По: Берић Д. Хрватско праваштво и Срби. Нови Сад: Orpheus, 2005 (Нови Сад: Артпринт). Књ. 2. С. 520.
[3] Цит. По: Берић Д. Хрватско праваштво и Срби. Нови Сад: Orpheus, 2005 (Нови Сад: Артпринт). Књ. 2. С. 544.
[4] Виловић Ђуро Крвава црква: хрватски попови и црква у распаду Југославије и у покољима Срба. Бооград: Српска радикална странка. С. 77.
[5] Архива Србије и Црне Горе. Фонд 38 «Centralni presbiro Predsedništva Ministarskog saveta (SPB) 1929-1941». Фасцикла 16.
[6] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — upravnik logora Jadovno [Электронный ресурс] // Српски став, 27.11. 2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-upravnik-logora-jadovno/
[7] Владимир Фролов Јадовно, а не Јасеновац, је планско стратиште за геноцид над Србима у NDH [Электронный ресурс] // Српски став, 29.06.2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/јадовно-а-не-јасеновац-је-планско-стр/
[8] Владимир Фролов Hrvatski klerofašizam — upravnik logora Jadovno [Электронный ресурс] // Српски став, 27.11. 2022. URL: https://srpskistav.com/autorski-tekstovi/hrvatski-klerofasizam-upravnik-logora-jadovno/