Эволюция внешней политики Турции: от панисламизма – к Realpolitik

Разногласия с Западом принципиальны, однако требуют подтверждения конкретными делами

Новости Турции 
0
40
Время на чтение 9 минут

Реджеп Эрдоган корректирует внешнеполитический курс Турции

Источник: ФСК

Характер последних событий в регионе Ближнего Востока и в особенности Восточного Средиземноморья (исторического Леванта), динамика развития межгосударственных отношений Турции с её соседями демонстрируют скорректированные подходы турецкой внешней политики. В настоящее время турецкое политическое руководство активно вступает в контакты, договаривается и даже торгует оружием с теми, кому еще несколько лет назад угрожало, за глаза наделяя нелестными эпитетами, и даже демонстрировало готовность к разрыву отношений. В частности, это касается Египта и Греции.

С определённой долей допущений можно заявить, что раньше до 2016-2017 годов, то есть до попытки госпереворота и референдума по конституции, в своём внешнеполитическом инструментарии правительство Реджепа Эрдогана делало акцент на исламе, обращаясь к трансграничной идее исламской идентичности и солидарности. Если ещё несколько лет назад исламское вероучение представлялось едва ли не лейтмотивом международного позиционирования Турции, то сегодня (в том числе риторически) предпочтение отдаётся качественно иному курсу. Наиболее точно его можно было бы описать как Realpolitik в его «комбинированно-сбалансированном» формате.

По-прежнему отдавая предпочтение проактивной внешней политике, в которой идея исламской идентичности и мировоззрения играют важную роль, турецкое руководство вместе с тем всё чаще вынуждено балансировать. В частности, взаимодействуя с ближневосточными игроками, ему приходится считаться с их идеологическими особенностями, предпочтениями, демонстративно принимая таковые в расчёт – вплоть до полного отказа от навязывания своей повестки, в которой именно турецкое прочтение ислама и государственно-исторический путь Турции преподносятся как образец, к которому нужно стремиться (по крайней мере, исламским странам и народам). Примером служит сотрудничество турецких спецслужб с египетскими коллегами по проблеме «Братьев-мусульман»* (организация запрещена в России), вопреки идеологической близости с ними. Иными словами, идеологическая близость режимов – более не решающий фактор и не «приводной ремень» двусторонних отношений.

Причем данная констатация о переходе республики от панисламизма к Realpolitik в международной политике справедлива в отношении как непосредственных соседей республики, так и соседей Турции по региону. Отмеченные перемены в подходах обусловлены несколькими ключевыми факторами, которые в значительной мере способствовали если не переосмыслению Ак-Сараем роли и задач на международной арене, то, во всяком случае, привели к заметной ревизии инструментария, практики осуществления международного курса страны.

Речь идёт о неблагоприятных для турецкой стороны итогах первоначально вселявшей ей немалое воодушевление «Арабской весны», когда Анкара оказалась фактически изолирована от ряда влиятельных региональных игроков. Руководство страны потеряло свободу маневра в нестабильном регионе. Вторым событием, существенно изменившим характер турецкой внешней политики, стала попытка госпереворота в июле 2016 года. Внутриполитические процессы последующих лет привели к усилению националистического и условно «державно-националистического» течения во внешнеполитических ведомствах, в парламенте, а также в НКО, распространяющих турецкую «мягкую силу». При этом ранее заметное в этих же институтах влияние исламских сект, орденов (тарикатов), формировавшее внешнюю политику, отошло на второй план и оказалось до некоторой степени нивелировано.

Третье событие, подтолкнувшее Анкару к ревизии внешнеполитического инструментария, – негативный эффект от принятия поправок к конституции в 2017. Изменение государственной формы правления с парламентской на президентскую, вопреки очевидному сращиванию государственного и партийного аппаратов (одна из поправок к Основному закону теперь допускает совмещение президентского и партийного постов), вопреки концентрации власти в одних руках, отнюдь не привело к признанию избирателем такой монополии.

С одной стороны, эффект от всеобъемлющего контроля власти над повесткой сошёл на нет за счёт «побед на грани». В 2017 году сторонники изменения государственной формы правления лишь на 3 с небольшим процента превысили количество тех, кто голосовал против (51,4% против 48,6%, соответственно). Последние же результаты президентских выборов 2023 года из той же серии «побед» на грани – 52% Эрдогана против почти 48% Кылычдароглу, и то после второго тура. Итоги местных выборов и в 2019, и в 2024 гг. также хорошо известны.

Налицо кризис репрезентации. Рост протестного потенциала и внутреннего сопротивления «глубинного государства» (отсюда проблемы с управляемостью системы) в сочетании с неблагоприятной экономической обстановкой (гиперинфляция, дефицит платежного баланса и т. д.) заставили президента Эрдогана и его партию всё чаще озираться на общественное мнение, корректируя приоритеты, не говоря о необходимости при слабых позициях согласовывать свою международную политику с партнёром по коалиции – главой ПНД Девлетом Бахчели. В многочисленных заявлениях и интервью лидер националистов и второй человек в правящей «народной» коалиции неоднократно позволял себе либо вольные трактовки политики Эрдогана и его Партии справедливости и развития, либо разночтения с ними. Прослеживались зачастую диаметрально противоположные оценки в подходах союзников – к примеру, это касалось оценок ближневосточного кризиса, двусторонних отношении Турции и США, роли страны в НАТО (Швеция, Финляндия).

В то же время концентрация власти в одних руках привела к завышенным (или нереализованным) ожиданиям сторонников, и прежде всего это касается «ядерного» электората президента Эрдогана. Фактически он оказался неспособен воплотить многие из своих предвыборных обещаний при невозможности разделить с кем-либо ответственность за провал. В первую очередь это касается «программы 2023» в её экономической части. Более того, отчетливо появился и проявился запрос избирателей на других представителей политического ислама: партии Gelecek, DEVA. Дебют YRP. Происламская партия Yeniden Refah преподнесла самый большой сюрприз на недавних муниципальных выборах, набрав 6,18% голосов на муниципальных выборах и 7% в муниципальный совет.

Симптоматично, что именно в 2016 году на смену внешнеполитической ассоциировавшейся с панисламизмом концепции бывшего премьера Ахмета Давутоглу «Ноль проблем с соседями» пришла концепция отставного адмирала Джема Гюрдениза «Мави Ватан» («Голубая Родина»), исходящей из приоритета обеспечения морского превосходства Турции в ряде акваторий, в пределах 462 тысяч кв. км.

На основе вышеизложенного представляется, что курс на Realpolitik с отказом от ранее принятых идеологических клише и установок будет оставаться определяющим в турецкой политике, как наиболее оптимальный, учитывая долгосрочную сверхзадачу властей по превращению ближневосточной страны в растущий центр геополитического влияния. В частности, это касается вовлечения Турции в международные транспортно-логистические маршруты / коридоры, наиболее актуальным из которых видится турецко-иракский проект с участием Катара и ОАЭ «Путь развития», призванного соединить Персидский залив от полуострова Фао (с морским выходом на Индию) с Европой и планируемого к запуску уже к 2028 году. По геостратегической важности проект оценочной стоимостью около 17 млрд долларов характеризуется агентством Anadolu как «Новый шелковый путь».

Справедливым представлялось бы и замечание о возросшей роли прежде всего таких глобальных и региональных центров силы, как Китай и Индия. Из региональных – речь идет о Саудовской Аравии и Иране с их отказом от идеологических установок, сопровождаемым готовностью возобновить и выстроить региональный диалог во многом «с чистого листа». Имеет значение и участие стран региона в конкурирующих для Турции проектах, таких как коридор Индия – Ближний – Восток – Европа, международный транспортный коридор «Персидский залив – Чёрное море», МТК «Север Юг». В то время как Европа стремится найти замену российскому транзитному потенциалу, на фоне непрекращающихся военных действий ЦАХАЛ в Газе повстанческое движение хуситов Йемена «Ансар Аллах» блокирует Баб-эль-Мандебский пролив с Суэцкого канала, и это лишь наиболее острые сюжеты перманентного регионального военного кризиса.

В этом смысле недавнее решение Анкары о переносе встречи Эрдогана с президентом Байденом в США в полной мере отражает внешнеполитические трансформации в регионе. Несмотря на очевидно негативную конъюнктуру в двусторонних отношениях Анкары и Вашингтона, на необходимость турецких властей заручиться поддержкой партнёров в свете проигранных местных выборов, на неблагоприятную экономическую обстановку, Эрдоган отказывается от встречи с лидером западного мира, причём делает это по собственной инициативе. Внешние причины, побудившие «султана» действовать именно так, могут находиться в плоскости как ближневосточного конфликта, так внутренней политики и экономики.

Так, решение конгресса от 20 апреля о выделении 26,4 млрд долл. помощи сионистскому режиму поставило турецкого лидера в крайне неудобное положение на исламском Востоке. Пропрезидентская ПСР давно позиционирует себя как главного защитника правоверных где бы то ни было, не говоря о доверительных контактах с ХАМАС. Обвинений от избирателей в непоследовательности власти хотят избежать любой ценой, а пожимать руку политику, помогающему «врагам мусульман», сиречь Израилю, – чревато. По части же внутренней политики напомним, что турецкая сторона на днях выразила протест Госдепартаменту за окрики относительно «нарушений прав человека» в Турции, эмоциональную реакцию на которые из Анкары нетрудно было предсказать.

Таким образом, былые союзы Турции с США в рамках НАТО – отнюдь не гарантия стабилизации двусторонних отношений. Скорее напротив – ближневосточные трансформации заставляют турецких стратегов переосмыслить смысл и содержание взаимоотношений с Вашингтоном. Впрочем, вдохнуть в них «новое качество» у Сонного Джо явно не готовы. Соответственно, туркам неизбежно придётся превратить свой «антизападный» дрейф в новый курс, доказывая его самостоятельный характер не только словами, но прежде всего реальными делами.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кузнецов
Коридоры кончаются курдами: о корнях протеста на востоке Турции
Перманентная нестабильность в приграничных районах затормозит реализацию проекта «Путь развития»
06.04.2024
Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против
Террористическая угроза – общая для наших стран, однако желающих «половить рыбку в мутной воде» более чем достаточно
30.03.2024
Армения: туман евроинтеграции и региональные вызовы
В региональные процессы вовлекаются всё новые игроки, вплоть до Индии
19.03.2024
Что означает для России военно-политический клинч Турции и Франции?
Президент Эрдоган в очередной раз обвинил Париж в потворствовании «международному терроризму»
11.03.2024
Код да истин
Эксперты "РГ" обсуждают роль Церкви в гражданском обществе и светском государстве
07.08.2007
Все статьи Юрий Кузнецов
Новости Турции
США пытаются сохранить мировую гегемонию путем создания «управляемого хаоса»
Опубликована резолюция международной научно-практической конференции «"Мировое большинство" за справедливый, равноправный и безопасный мир»
11.05.2024
Борьба сил зла с идеями Мирового Лада: итоги, выводы, оценка перспектив будущего
Влияние СВО на ситуацию в Славянском мире, Европе, России, Белоруссии и на геополитические процессы на планете
16.04.2024
В рамках «Большой игры» маленькие игры тоже следует учитывать
Зачем Эрдоган и Лукашенко постоянно выдвигают мирные инициативы
12.04.2024
«Партнеров много, а рождаемости никакой!»
О данных западных учёных, согласно которым Россия занимает 26-ое место в мире по числу сексуальных партнеров у населения
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от влдмр
15.05.2024 18:33
Сталин и Жуков
Новый комментарий от учитель
15.05.2024 17:02
Иначе мы вымрем
Новый комментарий от учитель
15.05.2024 16:16
Борода расти не хочет
Новый комментарий от Русский Иван
15.05.2024 15:30
Россия должна быть империей или национальным государством русских?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
15.05.2024 15:08
Наш проект стартовал
Новый комментарий от учитель
15.05.2024 13:09