Протесты в Турции в поддержку Экрема Имамоглу: ценностное измерение

О линиях разлома в турецком обществе

0
43
Время на чтение 8 минут

Источник: ФСК

 

Неутихающие массовые протесты в ответ на арест мэра Стамбула Экрема Имамоглу, препровождённого в тюрьму «Сильври» по обвинениям в коррупции, похоже, знаменуют новый этап в политической жизни Турции и её граждан. Создается впечатление, что внутригражданский конфликт, сознательно подогревавшийся властями последние годы, выплеснулся наружу.

Согласно последним сообщениям, протестующие в Стамбуле захватили и перекрыли Галатский мост, организовав на нём сидячую забастовку. По данным министра внутренних дел Али Ерликая, ранения получили 123 сотрудника полиции, властями изъяты кислота, камни, палки, фейерверки, бутылки с зажигательной смесью, топоры и ножи. Против тех, кто нападал на полицию, портил общественное имущество и угрожал общественной безопасности, ведутся судебные разбирательства.

По словам главы НРП Озгюра Озеля, протесты будут продолжаться столько, сколько необходимо. На улицы городов выходят уже сотни тысяч, если не миллионы людей, так что в контексте происходящего теперь уже даже не так важны триггеры либо же конкретные события, спровоцировавшие протесты в конце марта. Хотя даже для такой политически активной страны, как Турция, масштаб, их многоуровневое измерение затмевают многое из увиденного с начала «нулевых». Отчасти происходящее напоминает протесты в парке Гези летом 2013 года, отчасти так называемую «попытку госпереворота» в 2016 году.

Сложносоставное измерение этого внутригражданского конфликта складывается из нескольких основных составляющих. 

Во-первых, перед нами явно не конфликт Народно-Республиканской партии (СНР) и правящей Партии справедливости и развития АКР, как бы обратное ни пытались продемонстрировать в Ак-Сарае. Если бы конфликт шёл сугубо по линии межпартийного противостояния, то едва ли миллионы людей вышли бы на улицы и площади множества турецких городов, ибо чуждые интересы так не отстаивают, даже если не забывать о пассионарном характере турецкого общества и характерные для Востока традиции жёсткой политической борьбы.

Во-вторых, речь идет даже не о противостоянии исламистов-консерваторов и светских «кемалистов». Так, в праймериз 23 марта по выдвижению кандидатуры Имамоглу на президентские выборы 2028 г. участвовали и разочаровавшиеся во власти сторонники Эрдогана. Символом протеста стал суфий в противогазе из ордена Мевлеви, стоящий отчаянно напротив шеренг полицейских. 

В-третьих, у протеста есть и женское лицо. Его символом стала жена арестованного  Дилек Имамоглу. «Мы, женщины, не можем допустить даже шага назад от прав, предоставленных Ататюрком и нашей республикой», – заявила жена стамбульского градоначальника. 

Соответственно, главное, что надо понимать об этих протестах – они во многом ценностно ориентированы. Более того, как ни странно, речь идёт прежде всего об исламских ценностях. Только в исламе обязанность верующего свергнуть zalim (угнетателя). Ну а дальше этот главный посыл можно «паковать» в любые формы, включая и республиканские ценности. В турецкой политической культуре принято сочувствовать угнетенным.

Начиная с 19 марта сотни тысяч граждан, буквально как на работу, выходят на улицы Стамбула, Анкары, Измира и некоторых других городов, невзирая на запрет властей и частичное перекрытие транспортного сообщения. В конце концов, каждый квартал и каждый подъезд не перекроешь, да и народ весь в тюрьму не посадишь. Но Эрдоган, несомненно, имея в распоряжении силовые рычаги, будет пытаться действовать жёстко до самого последнего момента существования своего режима. 

24 марта председатель НРП (СНР) Озгюр Озель призвал бойкотировать по меньшей мере 15 компаний и телеканалов в стране, которые, по его словам, исполняют исключительно волю властей или аффилированы с ними. Речь идет о телекомпаниях CNN Türk, TRT, TGRT, нефтяных и газовых компаниях Milangaz & Likitgaz, Türk Petrol, сети кофеен Espressolab, национальной лотерейной организации Milli Piyango; кондитерской компании Ülker; турагентстве ETS Tur.

Примечательно, что за пять дней уличных акций задержаны уже более тысячи людей. При этом для спада протестной активности граждан нет ни малейших предпосылок. Применяя спецсредства, силовики в то же время пока предпочитают избегать жёсткого силового разгона демонстраций. Народно-республиканская партия тем временем пытается сохранить в своих руках управление Стамбулом и провести очередной съезд, пока намеченный на начало апреля.

Парадоксально, но на президентских и парламентских выборах 2018 года Эрдоган и его партия пытались играть на традиционном поле «кемалистов». Но сегодня от принципов «единения и братства» не осталось и следа. Не исключено, что президент захочет дать демонстративный ответ протестам, собрав на огромном поле в Йеникапы (район Стамбула) или на территории аэропорта Ататюрк митинг своих сторонников. Впрочем, для этого ему пришлось бы мобилизовать явно не только Стамбул, но и близлежащие регионы.

Разумеется, такой шаг был бы подобен чирканью спички в газовой камере. Но Эрдогану не привыкать разделять турецкое общество, давить на его различия. Как заявил на днях бывший его однопартиец, «мы ждём только сигнала от президента». Между тем едва ли власть отдает себе отчет, что на этот раз на дворе уже не 2013 и даже не 2016 год. Можно не сомневаться, что и оппоненты Эрдогана вполне уже выучили многие ранее опробованные ходы и технологии. При любом сценарии с применением насилия в конечном итоге сторонники власти пострадают от него как минимум не меньше, чем её противники.

Дело в том, что «ядерный» электорат Эрдогана пребывает в явном арифметическом меньшинстве. С 2015 года правящая партия выигрывает исключительно в коалиции с националистами из Партии националистического движения (ПНД) во главе с Девлетом Бахчели. Длительные протесты могут вполне сподвигнуть многих избирателей ПНД и ПСР отвернуться от своих бывших покровителей. Тем более когда в Сети циркулируют видео, на которых радикальные сторонники Эрдогана на фоне запрещенной во всем цивилизованном мире символики угрожают протестующим. 

По крайней мере, риторически оппозиция явно выиграет бег на длинной дистанции. У неё на руках такой козырь, как испытывающее немалые трудности население, всё больше страдающее от гиперинфляции, нищеты и безработицы. На стороне же власти – «воздушные замки» Эрдогана, которые то ли напоминают османские, то ли туранские очертания.

Кроме того, не стоит недооценивать и иные обстоятельства. Многие силовики недовольны изменившимся курсом властей в отношении Рабочей партии Курдистана (РКК). Для многих из этих людей, олицетворяющих турецкое «глубинное государство», призвавший с подачи Девлета Бахчели к прекращению конфликта отбывающий пожизненное заключение на острове Имралы Абдулла Оджалан – враг навсегда. Власти же пытаются заигрывать с курдским электоратом, всё более значимым хотя бы в силу активного демографического роста и наличия крупных курдских общин буквально повсюду, а не только на юго-востоке исторической Анатолии. При этом далеко не факт, что курды поверят в искренность Эрдогана, около десяти лет тому назад валюнтаристки пресёкшего инициированную вроде бы им самим в 2013 г. «курдскую весну» в угоду альянса с националистами. 

И второе – нынешнему хозяину Ак-Сарая на этот раз уже точно не удастся перевести стрелки в сторону Фетхуллаха Гюлена и его запрещённой в Турции организации FETO. Да, конечно, можно попытаться в очередной раз обвинить во всех смертных грехах уже покойного проповедника, но едва ли это будет выглядеть убедительно. Так или иначе, образ врага важен в политике, а с уходом такой заметной политической фигуры место - вакантно.

P.S. Реджеп Эрдоган обвинил НРП в подрыве достигнутых за последние годы экономических успехов, ибо призывы О. Озеля к протестам негативно сказались на экономике. По словам главы государства, правительство с решимостью продолжит реализацию своей экономической программы. Проблема однако в том, что реальные достижения первого периода почти 25-летнего правления остались далеко в прошлом.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кузнецов
Пути Эрдогана и Турции начинают расходиться?
О судьбоносном съезде правящей Партии справедливости и развития 23 февраля
18.02.2025
Ближний Восток: зачем Эрдогану операция в Сирии?
Очередной виток военных действий против курдов едва ли приблизит реализацию амбициозных турецких проектов
23.01.2025
Могут ли события в Сирии поссорить США и Турцию?
Дональд Трамп назначил послом в Анкаре инвестора – миллиардера
16.12.2024
Россия и Иран: стратегические взаимосвязи в нестабильном регионе
Будет ли востребована железная дорога от Парсабада до Бендер-Аббаса?
26.11.2024
Стратегические взаимосвязи БРИКС и позиция Касым-Жомарта Токаева
Дискуссии относительно возможных реформ ООН и международных отношений в целом набирают обороты
26.10.2024
Все статьи Юрий Кузнецов
Последние комментарии
Монархия как средство от смуты
Новый комментарий от Апографъ
29.03.2025 13:30
Эпилог Украины
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2025 13:25
О постороннем этническом вмешательстве в ход истории на примерах Петра I и Екатерины II
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2025 12:56
Православные кресты кому-то черный глаз слепили
Новый комментарий от Апографъ
29.03.2025 12:23
Трамп добился раскола Запада
Новый комментарий от Elenaelena
29.03.2025 11:56
«Святотатство, которого не было никогда»
Новый комментарий от учитель
29.03.2025 11:32
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Сибирка
29.03.2025 09:58