Когда в минувшую субботу палата представителей конгресса США на внеплановой и чуть ли не чрезвычайной сессии принимала законопроект, предусматривающий предоставление помощи Киеву на сумму около $61 млрд, то всей «незападной» частью человечества, включая, кстати, и государственную власть нашей с вами страны, это было воспринято достаточно спокойно, если не сказать рутинно.
Просто хотя бы потому, что мало у кого были сомнения в том, что рано или поздно эти деньги Украине всё равно так или иначе дадут. Иначе это было бы просто нелогично, их уже и так достаточно задержали.
Тут, на самом деле, всё достаточно просто.
Вся или почти вся текущая американская политика является продолжением внутренней, а катастрофическое обрушение Украины до местных президентских выборов из-за невыделения помощи при настоящем раскладе равно невыгодно для обоих кандидатов из американского дома престарелых.
Им слишком легко потом будет друг друга в этом обвинять.
Короче, ситуация равно для всех неприятная и, что самое главное, с непредсказуемым результатом.
Такого следует избегать.
Что касается нашей стороны, то мы тоже наверняка к подобному развитию событий были вполне готовы — глупо было бы, что называется. Да к тому же раньше те же американцы Украине и больше выделяли, и сил больше концентрировали.
И все прекрасно видят, какой замечательный — просто по факту — у Банковой получается результат.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что мировые экономические СМИ взорвало отнюдь не это решение.
А то, что на всё той же внеплановой субботней сессии палата представителей конгресса, во-первых, приняла законопроект о конфискации замороженных российских активов, а во-вторых, активировала принятый там же антикитайский законопроект про TikTok. Про который тоже можно долго разговаривать, поэтому пока коснёмся проблематики, напрямую затрагивающей интересы нашей страны.
И дело тут даже не в том, что Россия, безусловно, на это жёстко отреагирует (и такие возможности у нас для этого есть): в этом-то как раз сомнений никаких нет. О том, что в случае конфискации на Западе российских активов Российская Федерация просто спокойно последует принципу взаимности «с правом на ответные меры», уже, в частности, официально заявила представитель МИД РФ Мария Захарова.
При этом Мария Владимировна не стала раскрывать характер этих мер, однако отметила, что в юрисдикции Российской Федерации находится значительный объём западных средств и имущества.
Но даже это не главное.
Так сильно, как, преследуя, в общем-то, даже не узкопартийные, а узкокорпоративные интересы правящих кланов, наказал базирующуюся на долларе и американском деловом праве мировую финансовую систему американский конгресс, нам её при всём желании не наказать: по сути, мы с вами становимся невольными живыми свидетелями процесса обрушения этой системы, дававшей США реальную финансовую гегемонию, причём производимого самими нынешними американскими властями.
Сейчас попробуем пояснить.
После того как 15 августа далёкого уже 1971 года президент США Ричард Никсон отменил «золотой стандарт», отвязав американскую валюту от котировок драгоценного металла и тем самым окончательно узаконив за долларом роль единственной глобальной резервной валюты, единственным «обеспечением» могущества вечнозелёной бумаги стало, вы будете смеяться, доверие к этой самой финансовой системе. Ну и ещё немножечко нефть.
Но главное — это всё же была уверенность в рациональности и прагматичности этой самой системы.
В том, что тебя, извините, «не кинут», в чём были беззаветно уверены все глобальные игроки, включая, простите, в том числе и финансовые власти нашей с вами страны. И, как, собственно, и в глобальной политике, в глобальной экономике гарантом того, что с вашими деньгами ничего плохого не случится, служила деловая репутация США.
То есть долларовая система, помимо всего прочего, была ещё и, можно так сказать, своеобразным «мировым жандармом».
Точнее, чисто по-американски — шерифом.
Теперь — чисто по факту — этого «мирового шерифа», обеспечивавшего в том числе и знаменитую «тихую гавань» для накоплений — и именно за это получавшего возможность собственного благоденствия, — увы, больше нет.
А есть просто один из участников «рынка финансовой безопасности».
Да, вроде как здоровенный пока что громила.
Но доверять ему свои деньги добровольно я б, к примеру, совершенно точно не стал: слишком уж этот дядя в последнее время иррационален и непредсказуем в своём и без того не самом приличном поведении. И его текущие, во многом суицидальные, простите, решения с точки зрения здравого смысла другим «участникам рынка» становится просто невозможно вообще никак просчитать.
И это настолько фундаментально меняет всю не только финансовую, но и экономическую картину мира, что просчитать последствия данного принятого на внеплановой сессии палаты представителей конгресса США решения на сегодняшний момент времени становится просто невозможно.
Но то, что этот, созданный в своё время «цивилизованным Западом» искусственный, в общем-то, изначально финансовый мир стал ещё более зыбким и ненадёжным, становится ясно уже прямо сейчас.
И нет, разумеется, международная финансовая система прямо завтра не рухнет, это несомненно.
Она слишком инерционна, да и доллар США в настоящее время в международных расчётах довольно непросто хоть чем-нибудь полноценным образом заменить: те же валюты БРИКС к этому, к примеру, пока просто не готовы. Для этого нужно время, в том числе и для того, чтобы заработали институты, пока ещё только закладывающиеся. Но то, что там, где возможно, осторожничать с токсичными западными активами будут примерно все, не только экзистенциальные недруги США, но и «нейтралы» и даже «партнёры», тоже уже понятно: тут ничего личного, просто здравый, простите, смысл. И это, кстати, очень плохо не только для США и для их союзников, но и для всех остальных: мы вот тоже не совсем уверены, что мир уже сейчас готов к такой резкой финансовой регионализации. Но что делать, если подконтрольную ему систему начинает рушить сам условный «финансовый гегемон».
Тут самое главное — не увлекаться и не пороть горячку: быть живым свидетелем глобальных экономических катастроф, шаг в направлении которых сделала в минувшую субботу палата представителей конгресса США, — занятие, конечно, увлекательное, но всё же довольно опасное. Мы ведь, к сожалению, тоже до сих пор так во многом и остаёмся частью этой осыпающейся глобальной конструкции. И если мы понимаем, что эти действия, по словам главы нашего Минфина Антона Силуанова, подрывают сам фундамент международной валютно-финансовой системы, то от этой системы нужно уж, наверное, как-то потихонечку отползать: просто чтобы потом не засыпало обломками в разгар какой-нибудь очередной «горячей фазы» очередного мирового экономического кризиса.
И определённые шаги в этом направлении, безусловно, делаются, тут российские власти можно только хвалить: последняя вышедшая экономическая статистика, констатирующая рост отечественной экономики, — лучшее тому свидетельство. Но всё равно: достаточно ли это делается быстро — вот это, пожалуй, на сегодняшний момент и есть, по крайней мере для нашей собственной финансовой системы, самый главный вопрос.