Теракт в «Крокус Сити» и турецкий след: за и против

Террористическая угроза – общая для наших стран, однако желающих «половить рыбку в мутной воде» более чем достаточно

0
114
Время на чтение 6 минут

Теракт в Крокусе породил больше вопросов, нежели пока дано ответов

Источник: ФСК

Похоже, ближневосточный след теракта в «Крокусе» проступает все отчетливее, и в этом контексте недавнее заявление директора ФСБ Александра Бортникова по итогам коллегии Генпрокуратуры проливает свет на некоторые обстоятельства.

По словам главы спецслужбы, российской стороне хорошо известно об обучении и подготовке Киевом боевиков на территории Ближнего Востока. Конкретные страны указаны не были – вероятно, по политическим соображением. Начиная с 2022 года Москва делает многое для разворота на Восток и что предполагает непубличное обсуждение вопросов в сфере безопасности, представляющих взаимный интерес.

Между тем хорошо известно, что из стран региона наиболее ярко, если так можно выразиться применительно к некоторым драматическим обстоятельствам, «зарекомендовала» себя Турция. Именно эта страна в 1990-е получила уникальный опыт подготовки и заброски на территорию России диверсионно-разведывательных групп в разгар вооружённого конфликта на Северном Кавказе. Более того, по данным источников, эта работа была санкционирована лично тогдашним премьером Турции Тансу Чилер, известной также как «Роза Стамбула». Ни о каких «частных инициативах» речи не шло.

По мере стабилизации ситуации в регионе к началу 2000-х годов почти не скрываемая поддержка турками сепаратизма на Северном Кавказе (по крайней мере её видимая часть) прекратилась. Но произошло это только после того, как России удалось снова закрепить и подкрепить на практике свой государственный суверенитет, обеспечить конституционный порядок в Чечне. Во всяком случае пока. В Турции широко известен и слоган турецких исламистов и националистов, адресованный жителям северокавказских регионов нашей страны: Iki deniz arasinda ancak tek devlet bulunuyor – «Между двумя морями (Каспийским и Черным. – Авт.) может располагаться только одно государство». Есть и флаг так называемой «Кавказской Федерации». К слову, от площадей и улиц имени Джохара Дудаева турки также не отказались. Любопытствующие могут вбить в поисковую строку любой онлайн-карты Cevher Dudayev и найти по указанному запросу на территории Турции много интересного.

Не отказались турецкие партнёры и от систематически проводимых в республике антироссийских мероприятий. В частности, речь идёт о чествовании тех или иных «героев» Северного Кавказа, которые удивительным образом, как правило, воевали с нашей страной хоть в имперский, хоть в постимперский периоды – Шейх Шамиль, Байсангур Беноевский, Шейх Мансур, уже упомянутый выше Джохар Дудаев и даже Шамиль Басаев. Последний, «отличившийся» горячим летом 1996 года в Будённовске, в интервью турецким СМИ благодарил Турцию за «оказанную помощь», добавив, что «сердца турок с нами».

Таким образом, забывать об этом периоде наших взаимоотношений с Турцией было бы настолько же недальновидно, сколько преступно и непростительно. Поэтому, как упоминалось выше, из всех ближневосточных стран подозреваемым «номер один» с полным на то основанием в нашем случае должна быть, и возможно уже является, именно Турция. И здесь вызывает противоречивые чувства позиция тех, кто не требует от Анкары как минимум перестать увековечивать память тех, на чьих руках кровь погибших в 1990-е годы российских военнослужащих и гражданских лиц. Тем более что на территории России нет ни одного памятника, названия площади или улицы, увековечивших, допустим, курдских «борцов за независимость» (впрочем, это тема для отдельного разговора).

На сегодняшний день известно, что двое обвиняемых проживали в отелях в стамбульском районе Фатих или Шишли. Симптоматично, что эти районы давно облюбовали консерваторы-исламисты, отдающие голоса за партию президента Эрдогана – ПСР (тур. АКР).

По крайней мере, двое из обвиняемых Фаридун Шамсиддин и Муродали Рачабализода публиковали фото из Стамбула в феврале 2024 года. Разумеется, одного этого факта недостаточно, чтобы бросаться обвинениями в турецкий адрес. Однако вскоре после теракта в «Крокусе» в Турции прошли масштабные задержания подозреваемых в связях с запрещённой в России террористической группировки «ИГ». Данное обстоятельство лишний раз подтверждает: проблема террористической угрозы действительно актуальна и для России, и для Турции.

Справедливости ради, надо отметить, что приблизительно с 2016 года, после нескольких масштабных терактов и попытки июльской госпереворота в Турции, многое изменилось. Вектор на панисламизм на внешнем контуре и исламизм у себя дома сменился на причудливый гибрид, коктейль из «державников» (назовём их так), ключевую роль в котором играют националисты, консерваторы (как правило, националистического уклона), кемалисты. На столь необычный альянс власти пошли из-за потери голосов избирателей: ни для кого не секрет, что многие турки крайне недовольны политикой президента и правящей коалиции относительно открытых дверей для сирийских и прочих беженцев с Ближнего Востока. Проблема – в острой нехватке рабочих мест и в том, что беженцы, часто представляющие самую благодатную почту для радикализма и терроризма, негативно влияют на криминогенную обстановку в стране.

К тому же по итогам катастрофической для всего региона «Арабской весны» в соседней Сирии перед Турцией во весь рост встала проблема курдского сепаратизма. Именно поэтому турецкой армии пришлось провести несколько войсковых операций на севере САР, предварительно заручившись поддержкой России и Ирана: в то время как курдским ополченцам, и прежде всего SDF, всевозможную помощь оказывали американцы.

Пусть тактический и вынужденный, но союз Турции с Россией и Ираном качественно видоизменил политику Анкары, в том числе и в отношении поддержки в нашей стране радикалов и сепаратистов. Наконец-то турецким властям стала очевидна народная мудрость «не рой яму другому». Слишком много таких «ям» можно обнаружить и в самой Турции, и в сопредельных государствах. Заброской диверсантов уважающие себя государства вопросы не решают.

Вот почему практически невозможно себе представить стоящую за нападением в «Крокусе» в 2024 г. Турцию. Ещё в первой половине 2016 г., когда Анкара делала ставку на свержение президента Башара Асада руками исламистов – да, могли. К примеру, не мешать террористам, желающим отправиться в Россию, или могли не делиться с российскими коллегами соответствующими данными. Хотя конкретный известный случай Варвары Карауловой, нашей гражданки, пытавшейся нелегально оказаться в Сирии в 2015 году, это отчасти опровергает. Турецкие органы задержали и выдворили нарушительницу в Россию.

Вместе с тем приведённые выше соображения вовсе не тождественны утверждению об отсутствии в современной Турции антироссийских сил. К каждому в голову не залезешь. Тем более что промывка мозгов радикальным исламизмом – не кино, назад не отмотаешь. Несколько поколений, включая и мухаджиров-переселенцев из Крыма и Кавказа, воспитаны в ненависти к России, и общественно-политические процессы в их среде носят, мягко говоря, неоднозначный характер. И пока от политического курса, направленного на будирование сепаратизма в России, в Турции не отказывались. Улицы, площади и даже целые пригороды (как, например, в Невшехире) носят имя Джохара Дудаева, антироссийские герои чествуются, а соответствующие силы беспрепятственно собираются в тех или иных регионах Турции, в общем-то, где хотят и когда хотят.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кузнецов
Эволюция внешней политики Турции: от панисламизма – к Realpolitik
Разногласия с Западом принципиальны, однако требуют подтверждения конкретными делами
01.05.2024
Коридоры кончаются курдами: о корнях протеста на востоке Турции
Перманентная нестабильность в приграничных районах затормозит реализацию проекта «Путь развития»
06.04.2024
Армения: туман евроинтеграции и региональные вызовы
В региональные процессы вовлекаются всё новые игроки, вплоть до Индии
19.03.2024
Что означает для России военно-политический клинч Турции и Франции?
Президент Эрдоган в очередной раз обвинил Париж в потворствовании «международному терроризму»
11.03.2024
Код да истин
Эксперты "РГ" обсуждают роль Церкви в гражданском обществе и светском государстве
07.08.2007
Все статьи Юрий Кузнецов
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
06.05.2024 07:15
В Америке не прекращается полемика по поводу Закона об антисемитизме
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 06:31
С чем Россия обращается к Азии?
Новый комментарий от Александр Волков
06.05.2024 05:28
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
06.05.2024 01:47
Жизнь жительствует
Новый комментарий от С. Югов
05.05.2024 21:04
Александрийский папа или Александрийская мама?
Новый комментарий от Вадим И. Шаров
05.05.2024 16:52