С Боингом всё не слава Богу: то дверь в самолёте отвалится, то обшивка, то кнопка случайно нажмётся. Об этом с затаённым злорадством доносят наши СМИ.
На самом деле, это не беда одного Боинга – это мировое явление. Происходит драматическое падение качества. Всего. В первую очередь – качества труда. Качество падает быстро, на глазах удручённого наблюдателя.
Опытный ремонтник бытовой техники сказал мне недавно, что тихая революция в его области произошла лет десять назад: пылесосы, стиральные машины и всякие там кофеварки стали разваливаться прямо на глазах, едва прибыв из магазина. Всё это прикрывается болтовнёй насчёт прогресса и инноваций, а на самом деле просто не умеют сделать крепкое и долгоживущее.
Насчёт пылесосов имею, можно сказать, профессиональный опыт. Несколько лет назад стали мы продавать пылесосы из Италии под нашей маркой, очень интересные: и воздух чистят и озонируют, и насадки у них для разных поверхностей, и внешний вид такой, что хоть выставляй напоказ. Провели большую кампанию по раскрутке, народ дружно возжелал чудо-пылесосы, но тут… Вы правильно догадались: они начали разваливаться. По идее пылесосы очень хорошие, а по исполнению - дрянь дрянью. Владелец компании, сам придумавший много интересных технических решений, приезжал к нам, что-то смущённо объяснял, но без толку. Мы много лет держали ремонтный отдел, потратили кучу денег… Однажды я завела его к себе в кабинет, закрыла дверь и спросила напрямки: «Скажи мне честно: почему ты такую дрянь делаешь?».
- Я ему говорю, как надо делать, а он не понимает! – печально произнёс фабрикант пылесосов.
- Как не понимает? – ещё больше удивилась я.
- По-итальянски не понимает. Потому что пакистанец. А других нет.
В общем, мы распродали что было на складе, да и свернули проект.
Похоже, гастарбайтеры подкузьмили и Боинг.
Но не в них одних беда. В индустриальную эпоху стремились делать крепкие, ремонтопригодные машины, рассчитанные на десятилетия. В моё детство у нас в семье сохранялась дореволюционная швейная машинка Зингер, она шила всё, включая кожу. В 60-е годы, на Егорьевском меланжевом комбинате работали английские ткацкие машины, купленные за сто лет до того, прямо после отмены крепостного права. И ведь работали! Один англичанин рассказал мне уже в 90-е годы, что подобные машины, более медленные, чем современные, работают и сегодня в Англии и делают самые дорогие и престижные шерстяные ткани.
Сегодня всё заточено на то, чтобы после гарантийного срока техника поскорее развалилась и клиент купил новую. Более прогрессивную, разумеется, и не важно, что он и в прежней не освоил половину функций. Вся суета разворачивается на фоне того, что в производственно-торгашеской среде именуется «рубить косты» - т.е. снижать себестоимость по самое не могу. Вас всё ещё удивляет отвалившаяся дверь Боинга?
С внедрением ИИ и широкой роботизации будет ещё хуже. Готовьтесь. И спросить будет не с кого. Робот не правосубъектен.
И с человека спросить не моги. Современная философия учит: человек – это самое главное, самое ценное, цель и мера всех вещей, его не тронь-не огорчи. Попробуй накажи его за дрянную работу! Ну выгонишь ты его, а на смену придёт такой же или хуже. Мало платят? Но ведь на Боинге, наверное, платят много… Просто сегодня сложилась цивилизация досуга, которому со вкусом предаётся самоценная личность. Трудом никто не самоутверждается, профессией не гордится. Вас ещё удивляет, что отваливаются двери? По-моему, надо удивляться, что иногда они держатся.
Нам в нашей новой индустриализации хорошо бы ориентироваться на крепкие, долгоживущие, ремонтопригодные изделия. Вроде пузатого холодильника ЗИЛа, который прослужил нашей семье с самого моего детства лет 35 без единого ремонта, только прокладку на двери сменили. Вот бы такую технику научиться делать, чтобы не переполнять свалки!
Илл. Exploring With Josh
2.
1.
Научиться не проблема. Не получится увязать с максимализацией прибыли, которая во главе угла у большинства собственников производств. Не у всех, но у большинства. А надо, чтобы было наоборот.