Доклад на IX православной татарской конференции «Православие и культура тюркских народов»

0
81
Время на чтение 10 минут

Источник: Православные Татары

Кадерле туганнарым hәм дусларым, хөрмәтле кунакларыбыз, арумысыз! Я рада приветствовать Вас на IX православной татарской конференции «Православие и культура тюркских народов» в рамках XXXII Международных Рождественских чтений.

К чему стремились и чего достигли православные татары Москвы в новейшей истории России

Дорогие владыки, отцы, братья и сестры! Прошёл год с момента нашей последней встречи в стенах Высоко-Петровского монастыря. Считаю наши конференции уникальными, ведь они привлекают людей, у которых есть расположение внести свой вклад и послужить в деле просвещения Светом Христовой истины восточных народов. Мы все прекрасно помним, что не прошло и ста лет с тех трагических событий, когда вера уничтожалась на нашей земле, когда убивали за веру в Бога не только православных христиан, но и мусульман. Тогда для сложившегося общества не было христиан и мусульман, был советский гражданин. Но время гонений за веру закончились. На постсоветском пространстве восточные народы с радостью и надеждой и по сей день выбирают православную веру. Хочу этот момент подчеркнуть! Так, был советский гражданин татарин, казах или кыргыз, а стал православным татарином, православным казахом, православным кыргызом. Приняв веру православную кыргыз кыргызом быть не перестал! За годы работы нашей общины мы увидели, что приобретая Христа мы часто теряем наших близких по крови. С одной стороны, как сказал наш Господь Иисус Христос, это происходит потому что христиане «не от мира сего», как и Он Сам не от мира сего. Но с другой стороны потеря близких случается и из-за непонимания, в котором не редко виноваты мы сами, и которое мы можем минимизировать. Родные считают, что приняв веру Православную, мы теряем Богом нам данную национальность, что татарин, славящий Христа, автоматически, становится якобы не татарином, потому что принял «веру русскую». Итак, я вижу одной из главных наших задач — максимально реализовать единый принцип просвещения всех народов — принцип церковной рецепции культур, который отражен в словах апостола Павла «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, …. для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». На практике оказалось, что мы ушли от этого принципа, но сам Господь нас к нему возвращает. В 2009 году мы потеряли основателя, руководителя и вдохновителя Московской татарской православно-христианской общины отца Даниила Сысоева, который был убит в построенном им храме апостола Фомы на Кантемировской за православную веру во Ису Аль-Масиха. В ходе своей деятельности отец Даниил, татарин по происхождению, увидел значительное количество прихожан из числа татар. Так было положено начало регулярного совершения молебнов на татарском и славянском языках о сродниках этих прихожан, община начала расти и развиваться, члены общины занялись поиском уже переведённых ранее молитв, стали делать новые переводы, собирать их в первый молитвослов на татарском языке. Сейчас даже сложно представить, что ещё в 2003 году не было доступных текстов на татарском языке, не было практически ничего, едва ли не каждый православный татарин считал себя единственным в своем роде. Был показательный случай, который очень хорошо отражает суть проблемы. Две сестры чистокровные татарки встретились в храме уже будучи православными христианками, каждая из них скрывала друг от друга и от родни, что они стали Христовы. Дело было в Москве. В те годы мы узнали друг друга, узнали, что есть этнические кряшены — православные христиане, говорящие на татарском языке, и владеющие им даже лучше, чем многие т.н. «этнические мусульмане», в их языке также присутствуют арабизмы и персизмы, но заимствований значительно меньше, чем в современном литературном татарском, зато встречается больше руссизмов. Дело в том, что некоторые члены общины православных татар, стоявшие у её истоков вместе с отцом Даниилом, являются этническими кряшенами. Поэтому неправы те, кто утверждают о том, что община православных татар якобы не может выступать от лица кряшен. Кряшены официально имеют статус субэтноса в составе татар. В 2000-е годы часть кряшен добивалась статуса отдельного этноса. В основном это было следствием сильнейшего давления на них со стороны радикальной части мусульман региона. Но в этом вопросе руководством Татарстана был наведён порядок, не последнюю роль в этом сыграли члены нашей общины, и в 2016 году на 3 отчётно-выборной конференции Региональной общественной организации кряшен Республики Татарстан сами кряшены приняли решение закрепить за собой статус субэтноса с особым названием в составе семьи большого татарского народа. Община во главе с отцом Даниилом ездила в Татарстан знакомиться с кряшенами и они нас тепло принимали. Тогда отец Даниил прямо говорил кряшенам, что они должны стать «мостиком», по которому все татары должны приходить в Церковь, как говорил Николай Ильминский крещёные татары должны стать «закваской» всего татарского народа. Мученическая кончина отца Даниила дала эффект укоренения татар в православии, ведь «кровь мучеников — семя Церкви». Православные татары не бросили святое дело, которое начал наш основатель и добились официального признания того, что часть татар исторически исповедовала и исповедует православие. 29 августа 2020 года в Казани на расширенном «Национальном собрании» Всемирного конгресса татар, Православие признано исторически традиционной религией татар наряду с исламом, а татарский народ, по факту, — двухконфессиональным. Мы продолжаем нести потери членов нашей общины, в прошлом году отошёл ко Господу наш друг и соратник протоиерей Максим Обухов. Ещё на прошлой конференции он сидел здесь, вместе с нами и отстаивал главный принцип просвещения народов, принцип уважения и любви — принцип церковной рецепции культур. Отец Максим, как и друг нашей общины отец Дмитрий Смирнов считал, что в Таинстве Святого Крещения крещаемый при его желании может сохранить имя, данное ему родителями при рождении, не противопоставляя эту благочестивую традицию с другой благочестивой традицией Крещения по святцам. Эти традиции должны взаимодополнять друг друга. Крещение с родными именами особенно актуально при тайном крещении или крещении мирянским чином страха смерти ради. Отец Максим положил начало панихидам по православным болгарским, тюркским и татарским ханам, и всячески ратовал за сохранение национальных традиций.

27 апреля 2023 года мы похоронили отца Максима, провожая его молитвами на татарском языке, об этом он просил нас перед смертью. Некоторые другие члены общины православных татар также покинули нас, и теперь, как мы верим, молятся о нас на Небесах вместе с отцами Даниилом, Дмитрием, Максимом. Это — Бородин Евгений Анатольевич, Владимир Юлдашев, Дмитрий Семёнов, Рауза Раиса апа, Жанна Евгения и другие… Прошу всех их молитвенно помянуть.

В моём докладе я хочу сделать небольшой обзор некоторых важных событий за прошедший год.

I

Весной 2023 года мы рады были впервые принять участие в VII Межрегиональных Свято-Гурьевских образовательных чтениях «Православие и тюркский мир: страницы общей истории», которые ежегодно проходят на чувашской земле в Чебоксарах. Чуваши — это прямые потомки булгар, сохранившие до наших дней не только память о своём булгарском прошлом, но и булгарский язык. Чуваши — один из 2-х наиболее крупных тюркских этносов России, исповедующих православие. На пленарном заседании мы даже порассуждали о том, какой православный тюркский этнос можно считать наиболее крупным в России. Тогда мы ещё плотнее подошли к идее создания такого Курултая, который отражал бы голос и чаяния восточных народов исповедующих православие. В моем выступлении я сказала, что мы, татары, считаем себя также одним из 2-х наиболее крупных тюркских народов России по количеству православных сопоставимым с чувашами. Здесь я сразу хочу пояснить наши подсчёты и на что мы опираемся. Мне часто задают вопрос, сколько православных татар? Действительно этот вопрос непростой и требует разъяснений. При переписи не указывается вероисповедание, поэтому считать пытаются по, так сказать, этническим мусульманам. Очень многих татар, в реальности исповедующих Православие, могут причислить к мусульманам просто автоматически — по восточным фамилии, имени, отчеству. Но если где-то, скажем, в Чечне, действительно 99% населения — мусульмане, то у татар не так. Как уже отмечалось выше в Татарстане и других регионах России проживает целый субэтнос православных татар — кряшены. В последних Всероссийских переписях населения в 2002-м, 2010-м, 2020-м годах людям дали возможность указать себя кряшенами. Этой возможностью воспользовалось около 30 тысяч человек. В реальности их значительно больше, 30 тысяч — это только те, кто не хотел себя назвать татарами. Например, в Апастовском и Кайбицком районах по переписи 2002 года кряшенами указано 5 человек, а по переписи 2010 года — 15 человек. В действительности же в этих двух районах насчитывается не менее 3000 молькеевских кряшен. Они себя указывают просто татарами или русскими, и все. То есть огромное количество кряшен просто не учтено, поэтому православные татары ведут собственную статистику. Если брать данные, которые рассчитывали сами кряшены, например, Максим Глухов-Ногайбек, то их число может составлять около 800 тысяч человек. Но и помимо этнических кряшен, многие татары исповедуют Православие. Так, например, в Казахстане, в отличие от РФ, при переписи 2009 года указывалось вероисповедание. Из числа тех, кто указал свою национальность как татарин, около 10% записались христианами. И это при том, что в республике активно продвигается ислам. В России процент татар, исповедующих христианство, конечно же, выше, чем в Казахстане, потому что здесь большинство населения — православные. Если даже в Казахстане татар-христиан насчитывается порядка 10%, то в России православных татар, без учёта этнических кряшен, должно насчитываться не менее 20%, или около 1,6 млн человек. Теперь прибавим к ним православных этнических кряшен — и увидим, что Православие исповедуют около 30% российских татар.

II

Осенью 2023 года члены нашей общины провели успешные переговоры с руководством Республики Татарстан о передаче мощей святого мученика Феодора Болгарского Русской Православной Церкви. В 2010 году в Татарстане в городе Болгар на Болгарском городище во время раскопок были обнаружены предположительно мощи уже прославленного в лике святых мученика Феодора Болгарского Камского (Иерусалимлянина). Мощи обнаружили в сидячем положении, голова лежала в ногах, а в руках крест. Как позже показала экспертиза голова была оторвана живьём. Мощи мученика до сих пор лежат в Археологическом музее города Казани. Глава (раис) Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич и государственный советник и первый президент Татарстана Шаймиев Минтимер Шарипович дали принципиальное согласие передать мощи святого мученика Русской Православной Церкви, и мы искренне надеемся, что начатый процесс увенчается радостным событием — торжественным обретением и перенесением мощей святого Феодора.

III

Большое возмущение вызвал у кряшен вышедший в прошлом году в широкий прокат этнотриллер Ильшата Рахимбая «Микулай». В фильме снимались известные актёры. По сюжету в деревне живёт один кряшен, который общается с истуканам, которых он сам вырезал из дерева. Эти истуканы когда-то жившие жители деревни, но для Микулая они реальность. К сумасшествию его приводит развратный образ жизни и отсутствие живой жизни во Христе. В фильме показан быт кряшен без Христа, но с языческими хороводами. Много кряшенских вышивок, узоров, но нет христианского наполнения. Когда Микулай понимает, что он общается с истуканами, он сжигает их в водонапорной башне, которая на время превращается в его сознании в Церковь. После зрителю показан Микулай как бы в раю, вместе с теми, кто покончил жизнь самоубийством. Что этим хотели показать те, кто стоит за фильмом?

IV

Напротив, в Чебоксарах на VII Межрегиональных Свято-Гурьевских образовательных чтениях «Православие и тюркский мир: страницы общей истории» прошла презентация фильма Валерия Николаевича Татарова «Возвращение святого Авраамия Болгарского». За труды по созданию фильма митрополит Савватий наградил медалью святого Авраамия Болгарского II степени режиссера фильма Валерия Николаевича Татарова, медалями святого Авраамия Болгарского III степени учредителей Благотворительного фонда имени святого Авраамия Болгарского, чудотворца, Парадника Вадима Витальевича и Кокорева Николая Валерьевича.

V

Наконец-то в Татарстанской Митрополии создан отдел по работе с кряшенами, его возглавил горячо нами любимый отец Павел Чурашов, друг нашей общины. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с данной структурой.

VI

Весь прошлый год регулярно проводились молебны на татарском и славянском языках. Отец Надир Андрей Якубов продолжает служить молебен с акафистом мученику Авраамию Болгарскому в храме Всемилостивого Спаса. Также мы проводим водосвятный молебен на татарском и славянском языках в храме апостола Фомы на Кантемировской. В Татарстане наряду с кряшенскими приходами существуют церковные общины и приходы, большинство прихожан которых – православные татары, не являющиеся этническими кряшенами. Они есть в Азнакаево, Актаныше, Уруссу и других восточных районах Республики Татарстан. Пока не у всех у них есть храмы. Мы подружились с общиной храма Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Азнакаево, который в простонародье называется «Новой тюбетейкой» и несколько раз в прошлом году провели там молебен на татарском языке. Особое попечение о строительстве этого храма оказал глава (раис) Татарстана Минниханов Рустам Нургалиевич. Надо сказать, что есть некрещеные татары из числа этнических мусульман, которые деятельно помогают в строительстве и восстановлении православных храмов, иногда даже полностью берут эти богоугодные дела на себя. Таким является наш дорогой друг и брат успешный бизнесмен Наиль, который также живёт в Азнакаевском районе и восстанавливает православный храм в русском селе. Перед тем как провести молебен на татарском языке в храме Святых Мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Азнакаево, его настоятель — отец Антоний Суворов, организовал для нас встречу с местной православной татарской общиной. Почти все присутствующие были татарами, из которых одна этническая кряшенка. Когда мы рассказали о нашей московской общине, многие были сильно удивлены. Кто-то из них называл себя потомком булгар, кто-то татарином, кто-то татароязычным русским, кто-то кряшеном. Они как-будто не знали, кто они теперь? Мы сказали им, что, обретя Ису Аль-Масиха, по национальности они остались теми, кем были, татары остались все теми же татарами, просто преображёнными, рождёнными для жизни вечной, стали православными татарами, православными христианами, а молиться на родном языке — это угодно Богу. Когда говорят, что язык богослужений должен быть сакральным, это правильно. Но ведь язык не может являться сакральным сам по себе — сакральность приобретается именно за счет того, что язык становится языком самого высокого общения — общения человека с Богом. Важнейшая часть просвещения всех народов светом Христовой веры — это богослужения на родных языках, которые мы развиваем. Теперь в храме «Новая тюбетейка» в Азнакаево регулярно совершаются молебны «Об умножении Любви» на татарском языке.

VII

В 2023 году Московской татарской православно-христианской общине как и общине храма пророка Даниила исполнилось 20 лет (изначально это была одна единая община). 20 лет существует новая православная татарская традиция. Это серьёзный срок, серьёзный путь, который мы прошли все вместе. И мы, православные татары верим, что этот путь Христов, по которому пойдут тюркские и не только тюркские народы. Трёхипостасный Ходай Аллаh ведёт нас по нему.

Уже несколько раз в своих докладах я обращаю особое внимание на основной миссионерский документ — Концепцию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, которая была утверждена 27 марта 2007 года, но на практике почти не применяется. В этот раз я не буду цитировать выдержки из этого труда, он есть в открытом доступе. Но хочу ещё и ещё раз обратить внимание на суть этого документа: для успешной миссии концепция призывает к воцерковлению традиционных форм и культур просвещаемых народов. Сохранение языков народов в богослужении, традиционные одежды, родные имена, в этом есть исполнение заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». Мы живём в новых реалиях нового времени, где в общественном транспорте можно запросто увидеть молящегося на намазлыке мигранта из Средней Азии. Надо научиться рассказать ему об Исе Аль Масихе на понятном ему языке, даже если он немой.

Это лишь часть важных событий, которые я решила освятить. Об остальном расскажут другие выступающие члены нашей общины

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Динара Бухарова
Все статьи Динара Бухарова
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31