Пронзительный эпос режиссёра Озерова

0
136
Время на чтение 9 минут

Источник: Камертон

Режиссёр Юрий Озеров памятен, прежде всего, конечно, масштабной киноэпопеей «Освобождение» – героической художественной хроникой, известной нам в пяти фильмах, рассказывающей о наиболее важных сражениях Великой Отечественной, начиная с Курской битвы, где произошло самое крупное танковое сражение за всю историю человечества. Фильм стал ярчайшим событием духовной и идеологической жизни тех лет.

Убедительно высказывается об озеровской эпопее генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» известный кинорежиссёр Карен Шахназаров: «Картина и сегодня смотрится очень современно, несмотря на то, что лента снималась более пятидесяти лет назад – другое качество пленки было, другое оборудование. Тем не менее, картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств! Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал уникальную. Батальные сцены – их масштаб, качество съемки – просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший ещё из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось – не было компьютерной графики. Там все по-настоящему летает, стреляет, взрывается. На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров». И плюс к этому, конечно, важно понимать, что создатели картины сами – фронтовики. Я знал Юрия Николаевича Озерова, прошедшего войну, как говорится, от звонка до звонка. Оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков – оба воевали. Это поколение, которое реально знало, что такое война. В этом смысле картина “Освобождение” для нас является в определённой степени историческим документом… Это беспрецедентный масштаб, в истории мирового кино такого никогда не было! Надо понимать, что только Советский Союз мог себе позволить создание кинофильма столь высокого уровня… В какой-то степени “Освобождение” и меня вдохновляло, когда я снимал свою военную картину “Белый Тигр”».

Автору этих строк, рождённому через 14 лет после окончания войны, довелось ребёнком пережить величайшую танковую битву чуть ли не вживе – на премьере первого фильма эпопеи, «Огненная дуга» (1969). И фильм был внове широкоформатным, и кинотеатр широкоформатного кино «Радуга» в Белгороде, городе Первого салюта, был открыт под эту премьеру. Мы, мальчишки Курской дуги, всей сущностью чувствовали и понимали, что нам показывают. Мы словно сами сидели в советских танках или поднимались с пехотой в атаку, «мы смерти смотрели в лицо» под потрясающую музыку Ю. Левитина, когда на нас во всю ширь гигантского поля шли с экрана страшные танки врага. Да и музыка ли это была, а не собственно трагический звук Великой войны? Особенно – многократно повторённые оркестровые цитаты-парафразы песни «Священная война».
Для нас этот фильм, как и вся эпопея, стал духовным сущностнообразующим посланием.

Кадр из фильма «Огненная дуга»

Фильмы, составившие озеровский цикл, получили названия лишь в окончательном варианте картины: «Огненная дуга» (о крупнейшем танковом сражении Второй мировой), «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода, с последующим выходом на Харьков), «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и покушении на Гитлера), «Битва за Берлин» и «Последний штурм» (единый фильм, разделённый надвое по прокатным соображениям).

Кадры из эпопеи «Освобождение»

Как пишут критики, «в картине, наряду с реальными персонажами (Сталин, Жуков, Власов, Гитлер и другие) действуют и собирательные, в судьбах которых отразились трагедия, боль, переживания и наши неисчислимые потери. Действие изобилует съёмками батальных сражений, которые то и дело перекликаются с действиями тыла армии, как советской, так и фашистской». Фильм снимался с 1967 по 1971 гг. непосредственно на местах великих событий. Эпопея показала и форсирование Днепра, и освобождение Белоруссии, и взятие рейхстага. Съёмки последних частей эпопеи проходили в столице Германии.

Кадр из фильма «Последний штурм»

Для боевых эпизодов были выстроены масштабнейшие декорации с полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют сквозные персонажи, связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Николай Олялин) и его возлюбленная, медсестра Зоя (Лариса Голубкина), полковник Лукин (Всеволод Санаев) и адъютант Сашка (Сергей Никоненко).

Н. Олялин в фильме «Огненная дуга»

В масштабном полотне снялись также Михаил Ножкин, Владислав Стржельчик, Анатолий Ромашин, Барбара Брыльска, Франтишек Печка, Лев Прыгунов и другие.

Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съёмок были живы прототипы ключевых героев картины, такие как полководцы Иван Конев (его роль исполнил Василий Шукшин) и Георгий Жуков (роль Михаила Ульянова).

М. Ульянов и В. Шукшин в ролях маршалов Г. Жукова и И. Конева

Маршала Победы режиссёр хотел привлечь как главного консультанта, однако, увы, не удалось. А ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал фирменной работой артиста, потом не раз снимавшегося в роли легендарного маршала.

Ю. Озеров и М. Ульянов на съёмках эпопеи «Освобождение»

Картину ждал триумф: к моменту выхода последнего фильма количество зрителей составило 400 млн, почти полмиллиарда!

***

Широким массам больше известен младший Озеров, брат режиссёра – Николай Николаевич, народный артист РСФСР, заслуженный мастер спорта, знаменитый спортивный комментатор, чей голос узнавал каждый житель Советского Союза.

Николай и Юрий Озеровы

Юрий и Николай были сыновьями солиста Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой. Их предки по отцовской линии были священниками, отличавшимися красивыми сильными голосами. Разумеется, мальчишки Озеровы росли в культурной среде, в доме бывали Нежданова, Собинов, Качалов, Козловский, Лемешев. Сохранилось фото, где маленький Юра сидит на руках у Станиславского.

Будущий народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Польши и Чехословакии, лауреат премии им. Довженко, академик Международной академии информатизации родился 26 января 1921 г. С детства много рисовал, ходил в художественную школу, а в 1939 г. поступил в ГИТИС на актёрский факультет. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию связистом. Его боевой путь пролёг от Москвы в Польшу и Восточную Пруссию. Дослужился до майора, в 1944 г. окончив Военную академию имени М.В. Фрунзе и получив назначение офицером связи в Генеральный штаб.

Ещё под Кенигсбергом молодой лейтенант дал себе зарок снять о войне кино. Не сразу, но попал на режиссёрский факультет ВГИКа, на второй курс, в класс режиссёра И. Савченко, из которого вышло созвездие крупнейших советских режиссёров – Бондарчук, Алов, Наумов, Миронер, Параджанов, Хуциев.

Первые работы мосфильмовского (с 1949 г.) режиссёра Озерова – это ленты «Арена смелых» о советском цирке, «Сын», «Кочубей», юмористический, гротескный и искромётный фильм по рассказам Гашека «Большая дорога» (был выдвинут на соискание Ленинской премии и с успехом демонстрировался за рубежом), лента «Фортуна» об истории албанского освобождения во время войны с фашистами, а также картина «В праздничный вечер» о выдающихся музыкантах Рихтере, Ойстрахе, Когане.

Озеров сразу получил международное признание. Так, «Арена смелых (1953), завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Венеции, а первый его художественный фильм «Сын» (1955), остросоциальная драма о возмужавшем без отцов первом поколении детей войны, – диплом Венецианского кинофестиваля.

Как видим, Ю. Озеров работал как в документальном, так и художественном жанрах и словно подбирался, набирая дыхание, к большой военной теме. Теме Великой Отечественной войны Озеров посвятит около 30 лет творческой жизни. Из трёх десятков поставленных им фильмов 18 посвящены войне. Надо ли удивляться, что киноэпопея «Освобождение», в целом идущая более восьми часов, соединила в себе черты документального и художественного кино.

Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам 1940-х годов.

В создании киноэпопеи принимали участие актёры из разных стран Европы.

Обозреватель А. Байков в своей, в целом весьма критичной, статье о режиссёре Озерове, отмечает уже в наши дни: «…Исторические деятели, коих в “Освобождении” куда больше, чем обычных людей, врезаются в память надолго. Тут вам и Жуков с волевой челюстью и гармошкой, и Муссолини, и Отто Скорцени, и Сталин, и Власов и даже Штауффенберг. Между прочим, об операции “Валькирия” страна впервые узнала именно из “Освобождения” – до выхода фильма Озерова на эту тему почему-то не писали и не снимали. А уж каков там был Гитлер в исполнении Фрица Дица – лучший Гитлер всех времён и народов! При каждом его появлении от экрана ощутимо веяло холодом и смертью…»

Сценарий «Освобождения» написали Юрий Бондарев (окопные сцены), Оскар Курганов и сам Юрий Озеров. На экраны картина вышла в 115 странах. Все авторы фильма – Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков (художник), Ю. Бондарев и О. Курганов – были награждены орденами Ленина. Авторский коллектив киноэпопеи в 1972 г. был удостоен Ленинской премии.

К 2020 г. эпопея «Освобождение» пережила второе рождение – полную цифровую реставрацию на «Мосфильме», продлившуюся восемь месяцев. За короткий срок первый фильм эпопеи в формате 4К набрал почти 4,5 млн просмотров:

***

Следующей крупной работой Озерова стала киноэпопея в четырёх фильмах «Солдаты свободы» (1977), созданная в содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и Италии. Впервые в мировом кино было создано произведение, охватывающее большой исторический период, включающий героические эпизоды истории каждой страны, участвовавшей в борьбе с фашизмом.

В 1980-е военную тематику Озерова продолжили фильмы «Сталинград» и «Битва за Москву». К ним режиссёр, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Эти ленты в известном смысле восполнили недосказанность «Освобождения», где повествование начиналось с Курской дуги, с 1943 г.

Кадр из фильма «Битва за Москву»

Премьера масштабного кинополотна «Битва за Москву» состоялась в год 40-летия Победы и стала главным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве. Несмотря на ряд критических претензий к фильму, высказанных по разным поводам («возвеличивание» фигуры Г. К. Жукова и в целом руководства армии, небрежное местами камуфлирование в кадре военной техники и др.), эксперты сошлись во мнении, что эта картина является одним из лучших советских фильмов о войне.

Кадр из фильма «Битва за Москву»

Галерею военных картин Озерова завершили «Ангелы смерти» (1992), «Великий полководец Георгий Жуков» (1996), а также телевизионный киносериал из 24 фильмов «Трагедия века» (1994), посвящённый 50-летию Победы.

Не оставлял режиссёр и спортивную документалистику. Накануне Олимпиады-80 им был создан фильм «Баллада о спорте», а по её окончании резонансная картина «О спорт – ты мир!». За эту работу Юрию Озерову была присуждена Государственная премия СССР.

С 1979 г. Ю. Озеров во ВГИКе руководил режиссёрской мастерской. На протяжении ряда лет являлся членом коллегии Госкино СССР, секретарем правления Союза кинематографистов СССР и даже членом Национального Олимпийского комитета. Неоднократно был членом жюри международных кинофестивалей.

Юрий Озеров скончался в Москве 16 октября 2001 г. Похоронен на Введенском кладбище рядом с могилой брата.

Некоторые моменты творческой биографии режиссёра открывает 25-минутный фильм канала «Культура»: «Юрий Озеров. Легенды мирового кино».

Кинорежиссёров С. Бондарчука, С. Ростоцкого и Ю. Озерова на международных кинофестивалях называли «тремя богатырями» советского киноискусства. Справедливо.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Искать поддержки надо у православных и традиционалистов
Новый комментарий от учитель
12.04.2024 01:28
Гумпомощь бойцам СВО – на помойке
Новый комментарий от Человек
11.04.2024 19:30
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:45
Не исповедник, но мученик?
Новый комментарий от Советский недобиток
11.04.2024 17:31